ЛЕКЦИЯ 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
Подъемщиков А.Н.,
Доцент, канд. техн. наук
«ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА»
Конспект лекций
Направление подготовки:
Технология транспортных процессов
Профиль подготовки:
Организация перевозок и управление на
автомобильном транспорте;
Организация и безопасность движения
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
Тула 2012 г.
Рассмотрено на заседании кафедры АиАХ
факультета транспортных и технологических систем
Протокол № ___ от «____»_________ 201___.г.
Зав. кафедрой ________________ Фролов Н.Н.
Содержание
ЛЕКЦИЯ 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога......................................................................................................................................... 4
ЛЕКЦИЯ 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение).............................................................................................................. 9
ЛЕКЦИЯ 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения............................................. 21
ЛЕКЦИЯ 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.).......................... 30
ЛЕКЦИЯ 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения................................. 36
ЛЕКЦИЯ 6. ТЕМА 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение).... 41
ЛЕКЦИЯ 7. ТЕМА 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение).... 46
ЛЕКЦИЯ 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий. 52
ЛЕКЦИЯ 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение) 60
ЛЕКЦИЯ 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение) 66
ЛЕКЦИЯ 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя 73
ЛЕКЦИЯ 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения..................................................................................... 79
ЛЕКЦИЯ 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности........................................................................................................................... 85
ЛЕКЦИЯ 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)................................................................................................. 91
ЛЕКЦИЯ 15. Тема 8. Управляемость автомобиля.............................................................. 97
ЛЕКЦИЯ 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения 104
ЛЕКЦИЯ 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)....................................................................................................................... 114
Библиографический список................................................................................................ 127
ЛЕКЦИЯ 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
План
1. Введение. Система ВАДС
2. Факторы, связанные с транспортным средством
3. Размеры и масса транспортного средства
4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
1. Введение. Система ВАДС
Сфера ОБДД представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов дорожно-транспортного комплекса (ДТК), состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения. К объектам ОБДД относятся транспортные средства; участники дорожного движения; дороги и придорожные устройства и оборудование; технические средства; специалисты по организации и управлению дорожным движением и т.д.
На БДД оказывает влияние множество факторов как объективных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил). Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов «человек», «автомобиль», «дорога», функционирующих в определенной «среде». Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность.
С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания:
· человек—автомобиль;
· автомобиль—дорога;
· дорога — человек.
На рис. 1 представлена роль разных факторов как причин ДТП:
в 57 % случаев главная причина ДТП — ошибка человека; в 27 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и дороги; в 6 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и автомобиля; в 3 % случаев причиной ДТП является проблема сложного взаимодействия человека, автомобиля и дороги.
Для планирования мероприятий по снижению влияния факторов аварийности необходим прежде всего их детальный анализ.
Рис.1. Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП
Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) | Отрасль-руководитель исследований | Степень изученности | Результат |
Человек-автомобиль 6% | Автомобилестроительная | Активные исследования с высокой степенью изученности | Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств |
Человек-дорога 1% | Автомобилестроительная, дорожная | То же | Стандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектирования |
Дорога-человек 27% | Дорожная с привлечением специалистов других отраслей, например психологов | Стадия сбора информации и теоретических обоснований | Отсутствие норм и стандартов |
Все разнообразие мер, применимых в качестве основных инструментов для повышения БДД, можно подразделить по основным факторам риска ДТП на три группы:
· для повышения безопасности поведения участников дорожного движения (фактор «человек») — предназначены для проведения мероприятий в рамках воспитательной, образовательной, законотворческой, политической, общественной деятельности, нацеленной на формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения, посредством воспитания желательного и корректировки нежелательного поведения, а также для деятельности дорожных организаций в рамках аудита безопасности;
· повышения безопасности транспортных средств (фактор «автомобиль») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, направленной на повышение надежности и безопасности как самих транспортных средств, так и их эксплуатации;
· • повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием, проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдельных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых сетей.
Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реализуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством:
сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определения курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД;
проведения последующего мониторинга для анализа результативности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности;
оптимизации решения главной задачи любой транспортно-дорожной сети — обеспечения транспортных операций с минимальными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций.