Закрепление состава поезда при вынужденной остановке его на перегоне.

(ПТЭ, Приложение№ 6 п. 56, 103;)

Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, привести в действие ручной тормоз локомотива, ССПС и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где такие работники отсутствуют, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в соответствии с порядком, установленным владельцем инфраструктуры на основании норм и правил;

При крутизне спуска до 0,012 включительно:

При нагрузке на ось менее 10тс – должно быть уложено по 1-мутормозному башмаку или приведено в действие по 1-ой тормознойоси на каждые 100тс веса поезда;

Например:

Расчет необходимого количества ТБ и ТО для удержания поезда на месте.

Вес поезда – 2200 т

Уклон 0,012

Ср. нагрузка на ось 5,5 т

Необходимое количество ТБ или ТО: N=2200:100х1,0=22 ТО или ТБ

При наличии на локомотиве 4ТБ, недостающее количество ТБ должно быть дополнено ручными тормозными осями вагонов:

22-4=18 осей; 18:4 оси (один четырехосный вагон)=4,5=5 ручных тормозов.

При нагрузке на ось 10тс и более – должно быть уложено по 0,6 тормозного башмака или приведено в действие по 1-ой тормознойоси на каждые 100тс веса поезда.

Например:

А) Расчет необходимого количества ТО для удержания поезда на месте.

Вес поезда – 6300 т

Уклон 0,012

Ср. нагрузка на ось 22 т

Необходимое количество ТО: Nто =6300:100х1,0=63 ТО.

Б) Расчет необходимого количества ТБ для удержания поезда на месте.

Вес поезда – 6300 т

Уклон 0,012

Ср. нагрузка на ось 22 т

Необходимое количество ТБ: NТБ =6300:100х0,6=37,8=38 ТБ

При наличии на локомотиве 4ТБ, недостающее количество ТБ должно быть дополнено ручными тормозными осями вагонов:

38-4=34; 34:0,6=56,6=57 ТО; 57:4 (один четырехосный вагон)=14,25=15 ручных тормозов.

При крутизне спуска более 0,012:

Необходимое количество тормозных башмаков, укладываемых под закрепляемый состав поезда определяет машинист, руководствуясь таблицей №6 Приложения №2 к инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог №ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Недостающее количество тормозных башмаков

дополняется приведением в действие ручных тормозов вагонов.

При этом число тормозных башмаков или число тормозных осей не должно быть менее единицы на каждые 100тс веса поезда.

Тормозные башмаки укладываются со стороны возможного ухода вагонов по одному под колесную пару. При этом в случае остановки поезда на подъеме - 1 тормозной башмак обязательно укладывается под последний(хвостовой) вагон, а при остановке на спуске – под первый (головной) вагон.

Тормозные башмаки укладываются с накатом обода колеса на подошву тормозного башмака.

В поездах, имеющих в составе порожние и груженые вагоны, тормозные башмаки укладываются под груженые вагоны. Закрепление производится из расчета один тормозной башмак под один вагон.

Перед приведением поезда в движение машинист обязан убедиться, что все ручные тормоза отпущены, тормозные башмаки убраны и находятся на локомотиве.