В самом общем виде: рынок это отношение между покупателем и продавцом по поводу купли и продажи блага.

Бакалавры.

ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

ПЛАН

I.Основы теории рынка

Рынок и его характеристики

1.1. Рынок: структура, инфраструктура и функции;

Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения

Спрос, функция спроса

Предложение, функция предложения

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

1.2.4.Государственное регулирование рынка. Рента (излишек) покупателя и продавца

2. Поведение потребителя. Равновесие (оптимум) потребителя:

Потребитель и его характеристики

1.3. Способы достижения равновесия ( оптимума) потребителя:

2.1.1. Кардиналистский (количественный) способ определения равновесия потребителя;

Ординалистский (порядковый) способ определения равновесия потребителя.

II. ФИРМА

Фирма. Цели фирмы

Производственная функция и ее характеристики

Равновесие (оптимум) фирмы

Максимизация прибыли фирмы

Рынки факторов производства

Примеры решения задач

Рынок и его характеристики

Рынок: структура, инфраструктура и функции

Рынок. Движение продукта труда как товара предполагает взаимодействие участников этого процесса (например, покупателя и продавца), которое обозначено термином “рыночные отношения” (или просто рынок). Поскольку в таких отношениях берут участие много субъектов (домашние хозяйства, фирмы и др.), то рынком обозначают всю совокупность (систему) отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства. Экономисты понимают под рынком не какое-то определённое место, где осуществляется продажа и покупка, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются.

В самом общем виде: рынок это отношение между покупателем и продавцом по поводу купли и продажи блага.

Структура и инфраструктура рынка. Рыночная экономика не является стихией. Она имеет основательную законодательную базу, которая устанавливает правила поведения субъектов рыночных отношений. Последние, исходя из учёта реализуемых товаров, имеют свою структуру (строение), которая включает:

- рынок потребительских товаров (обеспечивает реализацию товаров непосредственно для конечного потребления людьми);

- рынок средств производства (обеспечивает свободную реализацию средств производства, сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования);

- финансовый рынок (включает рынки кредитных ресурсов ценных бумаг и валюты, которые аккумулируются и перераспределяются временно в свободные денежные ресурсы для потребностей субъектов хозяйствования);

- рынок земли;

- рынок труда (рабочие силы);

-рынок информации.

Рыночная инфраструктура - учреждения, заведения, организации и т.п., которые обслуживают рынок. Ее основными элементами являются:
- на рынке средств производства: товарные биржи, сеть оптовых посредников, лизинговые фирмы, сервисные центры, фирменные комиссионные магазины, брокерские и дилерские фирмы, центры и пункты проката и другие;

- на финансовом рынке: фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые компании, аудиторские фирмы;

-на рынке труда (рабочей силы):биржи труда, посреднические центры, центры трудоустройства и т.п.