Аспекты обучения иностранным языкам

Тема 2. Формирование слухо-произносительных навыков

План

2.1.Цели и задачи обучения произносительной стороне речи на различных этапах обучения иностранному языку в соответствии с программными требованиями. Принципы формирования слухо-произносительных навыков.

2.2. Роль и место обучения слухо-произносительным навыкам и ритмико-интонационному рисунку предложения в процессе обучения иноязычной речевой деятельности.

2.3. Содержание обучения произносительной стороне речи.

2.4.Методика работы над произношением. Имитационно-аналитический принцип объяснения фонетических явлений.

2.5.Объекты и приемы контроля, критерии оценок уровня сформированности произносительных навыков.

 

Цели и задачи обучения произносительной стороне речи на различных этапах обучения иностранному языку в соответствии с программными требованиями. Принципы формирования слухо-произносительных навыков. (ГОС, ФГОС)

 

Звуковая материя является первоэлементом речи, на начальном этапе происходит формирование слухо-произносительной базы, на последующих этапах она должна упрочиваться, если на начальном этапе возникнут неправильные произносительные привычки, исправить их впоследствии будет очень трудно. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП: ознакомление со звуками, тренировка в произнесении, применение полученных навыков в речи и при громком чтении. Аналитики-имитативный подход – звуки объясняются на основе артикуляционного правила, образуя систему. Должна происходить демонстрация эталонов (пленка) при объяснении. Упражнения – активное слушание образца и осознанная имитация. Удельный вес упражнений должен быть значительно выше. Переход от слога к слову, словосочетанию и тексту. СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ЭТАПЫ.

Часто происходит деавтоматизация навыка, поэтому основная задача – сохранение и совершенствование. Фонетическая зарядка Лексико-грамматически материал также включается в фонетическую зарядку. Учитель не должен вновь объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, главное – стимулировать учащихся к припоминанию правила и подведению под него новой языковой единицы. Особенно стимулируют работу учащихся конкурсы на лучшего чтеца и др.

Обучение произношению. Цель обучения – овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения:

1. умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;

2. навыками произношения, т.е. доведение до автоматизма владения артикуляторной базой ИЯ, способами интонирования;

3. развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы внешней речи.

В немецком (английском) языке содержание обучения произношению составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложений и связанный текст, а также конкретные действия с этими единицами – формирование произносительных навыков.

Основные требования к произношению: фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником; беглость,т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи (130-150 слов в мин.)

Овладение правильным произношением лишь при усвоении фонетической базы Ияна уровне слога, словесного ударения, интонации (т.е. артикуляционную базу, особенности ударения и интонации).

Специфика немецких и английских звуков проявляется в следующем:

1) апикально-альвеолярная артикуляция согласных[d, t, n. l];

2)аспирация звуков (придыхание) [p, t, k] ;

3) приглушенность звонких согласных в немецком, сохранение звонкости согласных в любом положении в слове ( т.е. отсутствие оглушения) в анг. яз.);

4) отсутствие палатализации;

5) долгота и краткость гласных, широта и узость;

6) дифтонгизация ряда звуков с силовым произношением первого элементы (в русском языке дифтонгов нет);

7) редуцированное произношение служебных слов и неударных слогов.

Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки (фонемы) условно делят на 3 группы:

1. Звуки близкие к звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам: английские [b, p, g, s,z,m и др.], немецкие [p, b, m, n, d и др.]. При овладении указанными звуками действует перенос из родного языка, не требуется длительной особой работы.

2. Звуки, отличные от родного языка существенными признаками: [t, l, h]. Овладение ими требует внимания, так как овладение ими требует перестройки артикуляционной базы.

3. Звуки не имеющие аналогов в русском языке: [r, ü, ö, ch, ng, ..], требуют создание у учащихся новой артикуляционной базы.

Произносительный навык – это способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

Согласно Пассову Е.И. , в процессе формирования произносительных навыков осуществляются следующие действия и операции:

1. Восприятие – ознакомление. Задача – создание правильного звукового образа, без которого невозможно ни дальнейшее формирование навыка, ни его функционирование. Слуховой образ создается в процессе презентации фонетического явления.

2. Дифференциация – осмысление, различие. Происходит осмысление дифференциальных признаков звука или другого явления.

3. Имитация. Закрепляются связи звуковых и речедвигательных образов речевой единицы.

4.Изолированная репродукция. На основе использования фонетического явления закрепляется артикуляция.

5. Комбинирование (переключение). На основе комбинирования фонетических явлений и переключения внимания с одного на другое укрепляются все операции, составляющие произносительный навык.