Показатели уровня развития градообслуживающей сферы.
Количественные показатели – позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли (объем услуг, оказываемых населению; спрос и предложение; уровень потребления услуг на одного человека, прирост мощностей предприятий МХ).
Качественные показатели – характеризуют качество услуг, уровень использования производственных мощностей, внедрение инноваций, эффективность труда, автоматизация, компьютеризация, степень развития конкуренции.
Особенности МХ:
1) зависимость объемов производства от объемов потребления (невозможно создать запасы);
2) разнообразие форм собственности предприятий;
3) высокие требования к бесперебойности и надежности (своевременный и качественный ремонт);
4) наличие естественных монополий (необходимо внимание местной власти, так как поставщики услуг могут воспользоваться своим монопольным положением и повысить цены на услуги, снизить качество. Тарифы на услуги устанавливают ОМСУ);
5) коммунальные предприятия получают оплату за реализованные услуги (в кредит) на условиях последующей оплаты – это вызывает проблему задолженности.
Полномочия органов власти в управлении градообслуживающей сферой:
Þ на федеральном уровне – формируется законодательство и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения населения;
Þ на уровне субъектов РФ – разрабатываются территориальные акты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы;
Þ на муниципальном уровне – осуществляется практическая реализация задач по удовлетворению потребностей населения в муниципальных услугах.
Управление ЖКК, согласно ФЗ 131, относится в основном к компетенции поселений.
Управление жилищным фондом – это организация содержания и ремонт жилья, а также предоставление ЖКУ самостоятельно или по договорам с подрядными ЖЭО.
Здесь современной тенденцией является постепенная передача функции управления от ОМСУ к гражданам и их объединениям.
Приватизация позволила приобрести в собственность только квартиры, а площадки, лифты…. Остались в МС. Собственники квартир в соответствии с ФЗ-131 и Жилищным Кодексом РФ самостоятельно выбирают способ управления:
Управление собственниками непосредственное – сложно, так как в этом случае собственники сами договариваются с ЖЭУ и коммунальными организациями;
Управление через ТСЖ, жилищный кооператив – предполагает наличие квалифицированных специалистов, знающих специфику и способных заключать договоры с обслуживающими организациями;
Управление с помощью управляющей организации – самый эффективный способ. Именно при этом способе происходит разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей ЖКУ (частные управляющие компании или ДЭЗ(дирекция по эксплуатации зданий)).
Если способ управления не выбран (в течение года), то ОМСУ в порядке, установленном Правительством, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирным домом может управлять только ода организация.
Собственники обязаны заключить договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После этого ОМСУ снимает с себя функции управления многоквартирным домом и передает ее управление компании.