Показатели уровня развития градообслуживающей сферы.

Количественные показатели – позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли (объем услуг, оказываемых населению; спрос и предложение; уровень потребления услуг на одного человека, прирост мощностей предприятий МХ).

Качественные показатели – характеризуют качество услуг, уровень использования производственных мощностей, внедрение инноваций, эффективность труда, автоматизация, компьютеризация, степень развития конкуренции.

Особенности МХ:

1) зависимость объемов производства от объемов потребления (невозможно создать запасы);

2) разнообразие форм собственности предприятий;

3) высокие требования к бесперебойности и надежности (своевременный и качественный ремонт);

4) наличие естественных монополий (необходимо внимание местной власти, так как поставщики услуг могут воспользоваться своим монопольным положением и повысить цены на услуги, снизить качество. Тарифы на услуги устанавливают ОМСУ);

5) коммунальные предприятия получают оплату за реализованные услуги (в кредит) на условиях последующей оплаты – это вызывает проблему задолженности.

Полномочия органов власти в управлении градообслуживающей сферой:

Þ на федеральном уровне – формируется законодательство и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения населения;

Þ на уровне субъектов РФ – разрабатываются территориальные акты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы;

Þ на муниципальном уровне – осуществляется практическая реализация задач по удовлетворению потребностей населения в муниципальных услугах.

Управление ЖКК, согласно ФЗ 131, относится в основном к компетенции поселений.

Управление жилищным фондом – это организация содержания и ремонт жилья, а также предоставление ЖКУ самостоятельно или по договорам с подрядными ЖЭО.

Здесь современной тенденцией является постепенная передача функции управления от ОМСУ к гражданам и их объединениям.

Приватизация позволила приобрести в собственность только квартиры, а площадки, лифты…. Остались в МС. Собственники квартир в соответствии с ФЗ-131 и Жилищным Кодексом РФ самостоятельно выбирают способ управления:

Управление собственниками непосредственное – сложно, так как в этом случае собственники сами договариваются с ЖЭУ и коммунальными организациями;

Управление через ТСЖ, жилищный кооператив – предполагает наличие квалифицированных специалистов, знающих специфику и способных заключать договоры с обслуживающими организациями;

Управление с помощью управляющей организации – самый эффективный способ. Именно при этом способе происходит разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей ЖКУ (частные управляющие компании или ДЭЗ(дирекция по эксплуатации зданий)).

Если способ управления не выбран (в течение года), то ОМСУ в порядке, установленном Правительством, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирным домом может управлять только ода организация.

Собственники обязаны заключить договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После этого ОМСУ снимает с себя функции управления многоквартирным домом и передает ее управление компании.