Причины и последствия конфликтов
Исследователи менеджмента различают четыре типа конфликтов:
- внутриличностный конфликт — конфликт, который является
следствием расхождения между требованиями долга и совести, между производственными требованиями и личностными потребностями и т. п.;
- межличностный конфликт — распространенный тип конфликта на производстве. Суть его в отстаивании интересов подразделения при распределении ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) перед руководством. Такой конфликт еще называют вертикальным. Межличностный конфликт проявляет себя при столкновении личностей по различным поводам — несовпадение точек зрения, разные характеры, убеждения и т. д.;
- конфликт между группой и личностью — конфликт, который возникает, когда групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы, если они их не принимают;
- межгрупповой конфликт — конфликт, который может возникнуть внутри подразделения между неформальными группами или между двумя структурными подразделениями организации.
Различают также скрытый и открытый конфликты, естественный и искусственный, создаваемый сознательно (интриги).
2. Причин, порождающих конфликты, достаточно много. Однако вусловиях производства их можно систематизировать и в следующие группы:
• несогласованность и противоречивость целей и задач отдельных подразделений и работников (столкновение руководства с функциональной службой, например по поводу нарушения трудовой дисциплины);
• нечеткое разграничение прав и обязанностей;
• ограниченность ресурсов (для процесса распределения ресурсов характерно возникновение конфликтов);
• недостаточный уровень профессиональной подготовки исполнителя; .
• необоснованное (в особенности публичное) порицание или похвала любимчиков;
• различия в манере поведения и жизненном опыте;
• неопределенность перспектив роста;
• плохие условия работы (температура помещения, неудачная планировка);
• недостаточное внимание со стороны менеджера (невнимание к нуждам подчиненных, неблагожелательность в отношении к отдельным сотрудникам, нетерпимость к критическим замечаниям и др.);
• чувство зависти к более удачливым, обида на несправедливую оценку работы (психологический феномен).
Перечень причин можно продолжить.
Последствия конфликта могут быть функциональными (позитивными, полезными для организации, отдельного трудового коллектива, работника) и дисфункциональными — негативными и даже разрушительными (падает производительность труда, нарушаются устоявшиеся деловые связи, снижается личная удовлетворенность работой и т. д.).