Газетно-публицистический стиль

Образец текста газетно-публицистического стиля:

Как говорить?

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы бытъ одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне әти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. «...» Иное дело, если человек

долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. <...>

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование гру-бостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространен-нейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психоло-гической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. <...> По-настоящему сильный и здоровый, уравно-вешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уве-рен, что его слово и так весомо. <...> (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, М., 1985. с. 43)

Характерными особенностями приведенного отрывка являются актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель текста - оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная лексика: лингвистичес-кие термины (диалекты, жаргонные слова), слова иностранного происхождения (элегантностъ, бравироватъ), об-щелитературные слова (щеголь, щегольски, неряшество, неряшливость), книжные слова и словосочетания (весомо, психологическая незащищенностъ). Применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение («профессорская» шляпа); риторический вопрос (А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим?); используются конструкции субъективной оценки (Не знаю как другим, но мне әти местные диа­лекты, если они строго выдержаны, нравятся). Текст отличается ясностью и простотой изложения.

Публицистический стиль (лат. риЪИсиз - общественный) - исторически сложившаяся функциональная раз-новидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношении: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религи-озных и др. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, публичных выступлениях (речь на митинге, выступление на собрании, торжественном мероприятии, в зале суда и др.).

Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др.

Наибольшее распространение в рамках публицистичес-кого стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют га-зетно-публицистическим.

Первые русские произведения публицистического ха-рактера появились очень давно. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.); об-личительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским (XVI в.); сочинения Г.К. Котошихина, подьяче-го Посольского приказа, участника переговоров со Швецией (XVII в.) и др. Дальнейшее развитие публицистического стиля происходило в XVIII веке в связи с появлением пер-вой русской печатной газеты «Ведомости» (1703) и созда-нием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль оформился в XIX веке (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, П.Я. Ча­адаев, В.Г. Белинский, Н.К. Михайловский, В.С. Соловь­ев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Яркими публицистами XX века были А.М. Горький, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов, К. М. Симонов и многие другие.

Исследователи выделяют две основные функции пуб­лицистического стиля — информативную (сообщение, пе-редача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаган­да). Цель публицистического текста — оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, на-строить его определенным образом.

Основные признаки публицистического стиля:

■употребление стандартных, клишированных средств языка;

■активное использование экспрессивных, выразитель-ных, эмоциональных средств языка;

■широкое разнообразие употребляемой лексики и фра­зеология;

■лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.

Лингвисты описывают основные признаки публици­стического стиля. К ним относятся:

1.Употребление стандартных, клишированных средств языка (игратъ роль, рынок ценных бумаг, непредсказуемые последствия, курс реформ, работники прилавка и др.). Использование стереотипных речевых формул об-легчает процесс коммуникации. Как подчеркивает круп-ный специалист в области литературного языка В.В. Ви­ноградов, «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише».

2.Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тро-пов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных ти-пов чужой речи и т. д.).

3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и
фразеологии. В публицистическом стиле часто встречает-
ся общественно-политическая лексика (администрация,

правительство, депутаты, кандидаты, избиратели,
власть
и др.), заимствованные слова (президент, презентация, рейтинг, спонсор, клип, брифинг, саммит, кор­рупция, маркетинг, вице-премъер и др.). Значительную часть составляют общелитературные слова и различные
термины (экономические, политические, философские, военные, спортивные, литературы и искусства и т. д.), которые в определенном контексте переосмысливаются и получают публицистическую окраску (мобилизация резервов, накладка, оснастка, финишная прямая, дан старт, аго­
ния, зажим
и др.).

4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворятъ, гражданственностъ, свершения, созидание, помыслы, и др.), с другой — к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике (баксы, беспредел, кайф, тусовка, киңутъ, отстегиватъ, замочить, за буг-ром, крутой, разборка и др.,).

5. Экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.

Для публицистического стиля, по мнению ученых, ха­рактерны чередование стандарта и экспрессии, логичес-кого и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при большой информативности.


php"; ?>