Мимика — движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо оту-читься собирать складки на лбу, расправлять почаще на-хмуренные брови. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жест — движение рукой иди другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. В русском языке существует немало устойчивых выра-жений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертетъ головой, поднятъ голову, покачатъ головой, развести руками, опустить руки, махнутъ рукой, положа руку на сердце, приложитъ руку, протянутъ руку, погрозитъ палъцем, показатъ нос.

Не случайно, в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.

Виды жестов:

· указательные;

· изобразительные;

· символические;

· эмоциональные;

· ритмические;

· механические;

· жесты открытости и честности, обмана и сомнения

По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указатель­ные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмическиеи механические.

1.Указательныежесты чаще всего уточняют указатель­ные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесъ, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул, открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу иположи на эту (указатель­ный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Ка-кой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?». Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре пока­зывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указатель­ный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет (ука­зательный жест), тучи на небе». Такое использование же­ста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой ипоказывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не зна-ете, где ближайшая аптека находится?»

2.Изобразительныйжест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешъ, что такое винтовая лестни-ца? Она вот такая (делается вращателъное движение правойрукой по вертикали). Конечно, можно сказать: Лестница, идущая спиралъно, винтообразно. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его. Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воз-действовать на слушателя дополнительно и наглядно.

3. Символическиежесты — условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.

Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не толь­ко в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными (4).Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: ударитъ (хлопнутъ) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указатъ на дверь (обида).

5.Ритмическиежесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи — то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.

(Жест разъединения, расподобления — ладони рас-крываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совер-шенноразные темы; Это надоразличатъ; Ониразошлисъ.

Жест объединения, сложения, суммы — пальцы со­единяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработалисъ; Давайте объединим усилия).

А. Пиз в книге «Язык жестов» выделяет такую группу жестов, как жесты честности и открытости, обмана и сомнения (6). Так, открытая ладонь с древности у всех лю-дей ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью. Открытая ладонь символизирует чистые помыслы, отсутствие «камняза лазухой». Например, клятва в суде сопровождается поднятием руки с открытой ладонью. Когда ребенок обманывает, он прячет ладони за спи-ной. Совпадение слов и жестов называют конгруэнтностью. А. Пиз отмечает, что можно повысить свой кредит доверия, выработав привычку в процессе общения держать ладони открытыми. И наоборот, когда жест открытых ладоней становится привычным, снижается количество лжи в речи.

Обман, ложь, сомнение сопровождаются такими жестами, как защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка.

Во время обмана подсознание выбрасывает лучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что сказал человек. При этом мозг подает сигналы сдержать произносимые слова. Так, если человек во время речи прикрывает рот рукой, это означает, что он лжет. Если человек прикрывает рот, когда слушает собеседника, это означает, что он чувствует, что тот говорит неправду. Прикосновение к носу — это замаскированный вариант предыдущего жеста. Потирание века — также жест обмана. Как правило, мужчины потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проводят пальцем под глазом.

К жестам сомнения относят почесывание и потирание уха, что означает желание слушающего отгородиться от слов; сигнализирует о том, что человек наслушался вдоволь и, возможно, сам хочет высказаться. Данный жест является модификацией жеста ребенка, когда он затыкает уши. С возрастом жесты становятся более утонченными, завуалированными. Жест «почесывание шеи» означает «Я не уверен, что согласен с вами». Если, производя этот жест, человек говорит, что отлично вас понимает и согла­сен с вами, он лжет. Жест «оттягивание воротничка» оз­начает, что человек лжет, либо расстроен, разгневан. Если ваш собеседник производит этот жест во время речи, его можно остановить вопросами: «Не могли бы вы повторить эту мысль?» или «Уточните этот пункт». Таким образом вы дадите понять, что чувствуете игру вашего партнера.

Как отмечают специалисты, нельзя интерпретировать жест изолированно. Для правильной интерпретации жес­та нужно учитывать контекст его использования, то есть комплекс всех сопровождающих жестов, мимику и ситуа-цию общения. Так, если человек за столом переговоров подпирает щеку указательным пальцем, другим пальцем прикрывает рот; при этом ноги его скрещены, вторая рука располагается поперек тела, как бы защищая его, а голо-ва наклонена вперед — это означает «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен». Если же чело­век, со скрещенными руками и ногами, стоит зимой на остановке, то это лишь означает, что он замерз.

Следует учитывать национальный характер жестов,который может проявляться в несовпадении значений и оценочных окрасок одних и тех же жестов в разных язы-ковых культурах. Так, русские в знак согласия покачива-ют головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. Французы при прощании подносят руку к губам и носу. Незна-ние принятого в той или иной стране значения жеста мо­жет привести к непониманию, и даже поставить человека в неловкое положение. Например, такой жест, как подня-тый болыной палец руки (остальные пальцы прижаты к ладони), в России имеет значение «Все в порядке». В Греции этот же жест означает «Заткнись!», а в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии он используется в трех значениях: 1) «голосование» на дороге; 2) «все в поряд­ке» и 3) нецензурное ругательство. Представьте себе аме­риканда, который на дорогах Греции пытается поймать машину с помощью этого жеста. Такой жест, как два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутои от себя, в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании служит знаком победы. Но если ладонь повернута к себе, то жест равнозначен выражению: «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест независимо от того, куда обращена ладонь, как знак побе­ды. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. Кроме того, во многих странах Ев­ропы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием анг­личанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с позернутой ладонью к себе — знак оскорбительный, — а бармен в ответ на этот жест несет еще две кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый болыной палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо, кручение пальцем около виска, что означа-ет «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, вниматель-но смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе — значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек — ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превос-ходстве. Такой жест характерен для высших военных чи-нов, работников милиции, директоров. Психологи рекомен-дуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать при-ема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест — и сразу придет уверен-ность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.

Руки на бедрах - жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.