Многозначные логики. Трехзначная логика Лукасевича
Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921 г. С тех пор построены и исследованы десятки и сотни таких «логик».
Я. Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Я буду в Москве в декабре будущего года». Событие, описываемое этим высказыванием, сейчас никак не предопределено ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно[1].
Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также законами и классической логики; обратное, однако, не имело места. Ряд классических законов отсутствовал в трехзначной логике. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, законы косвенного доказательства и др. То, что закона противоречия не оказалось в трехзначной логике, не означало, конечно, что она была в каком-то смысле противоречива или некорректно построена.
Э. Пост подходил к построению многозначных логик чисто формально. Пусть 1 означает истину, а 0 – ложь. Естественно допустить тогда, что числа между единицей и нулем обозначают какие-то уменьшающиеся к нулю степени истины.
Такой подход вполне правомерен на первом этапе. Но чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система – сугубо формальной конструкцией, в дальнейшем необходимо, конечно, придать ее символам определенный логический смысл, содержательно ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации – это как раз самая сложная и спорная проблема многозначной логики. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что, собственно, означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи. Приходится поэтому не только придавать смысл промежуточным степеням, но и переистолковывать сами понятия истины и лжи.
В качестве исходных терминов трехзначной логики Лукасевич избирает импликацию и отрицание, определяемые следующей матрицей (выделенное значение 1):
1/2 1 | ~ | ||
1 1 | |||
1/2 | 1/2 | 1 1 | 1/2 |
*1 | 1/2 1 |
На базе этой логики Лукасевич пытается сконструировать такое определение возможности, которое позволило бы обосновать все традиционные утверждения, касающиеся модальных высказываний.
В начале Лукасевич вводил понятие «чистой» возможности, определявшееся в терминах трехзначных пропозициональных связок таким образом:
Mp = Dj(p ~p) v ( q) ~ (p q & ~q).
В соответствии с этим определением выражение «возможно, что р» означает «или высказывание р эквивалентно своему отрицанию, или не существует такой пары противоречащих друг другу высказываний, которая вытекала бы из р».
Указанное определение является не особенно естественным. Более очевидным Лукасевичу кажется связанное с ним определение невозможности:
~Мp = Dj(p ~p) v ( q) ~ (p q & ~q),
«высказывание р невозможно, если и только если оно не эквивалентно своему отрицанию и влечет некоторое противоречие». Матрица для чистой возможности:
р | 1/2 1 | |
Мр | 1 1/2 |
Используя эту матрицу, нетрудно убедиться, что ни из одного из высказываний «α» и «невозможно α» не выводимо высказывание «возможно α».
В дальнейшем Лукасевич вместо понятия чистой возможности, не вытекающей ни из истинности, ни из необходимости, стал использовать более общее понятие возможности, находящееся в большем соответствии с условиями, выраженными утверждениями I - I I I.
Предложенное А. Тарским и принятое Лукасевичем определение возможности таково:
Mp = Dj ~р р.
В двузначной логике выражение ~р p эквивалентно p. В трехзначной логике импликация
(-p p) p
не является тавтологией и приведенное определение можно истолковать таким образом: если удается вывести некоторое высказывание из его отрицания, то это высказывание определенно не является ложным и, значит, не является также невозможным. Сходным образом, определение необходимости:
~М~р =Dj~ (p ~p)
можно передать так: высказывание необходимо в том и только том случае, когда оно не влечет свое собственное отрицание.
Аксиоматизация трехзначной логики
Трехзначная логика Лукасевича, заданная им матричным способом, была позднее аксиоматизирована М. Вайсбергом, который принял в качестве аксиом следующие выражения:
(p q) (q r .p r),
p ((~p p) p),
p (q p),
~p (~q .q p).
Правилами вывода являются правило подстановки и правило отделения для трехзначной импликации.
Трехзначная логика, определенная Лукасевичем матричным методом и аксиоматизированная Вайсбергом, неполна: в ней не определены все функции от одного аргумента и все функции от двух аргументов. Е. Слупецкий показал, что для получения функционально полной трехзначной системы к имеющимся в ней импликации и отрицанию достаточно присоединить функцию T, определимую следующей матрицей:
р | 1/2 1 | |
Тр | 2 2 |
При аксиоматическом построении трехзначной логики к аксиомам Вайсберга должны быть присоединены две аксиомы, включающие Т:
Тр ~Тр,
~Тр Тр.
В 1938 г. на конференции в Цюрихе, посвященной основаниям и методам математики, Лукасевич сделал доклад «Логика и проблема обоснования математики». В нем он указал, что полная трехзначная логика может быть аксиоматизирована путем присоединения к аксиомам для импликации и отрицания следующих четырех аксиом, включающих возможность:
~Мр (~Мр ~р),
~М ~р (~М ~р р),
Мр (Мр М ~ р),
(p q)D (( ~p q)D ((Мр q) q)).
Касаясь в этом докладе вопроса об интуитивной приемлемости теорем трехзначной логики, Лукасевич отметил, в частности, что эта система имеет интуитивную интерпретацию. Однако, согласующаяся с интуицией интерпретация всех функторов, определимых в данной системе, невозможна. Их число (39) слишком велико, чтобы в обычном языке нашлись выражения, соответствующие каждому из них. Это относится, между прочим, и к двузначной логике. Невозможность выражения (в обычном языке) части - даже большей части - возможных функций не является, следовательно, аргументом против интуитивного характера системы.
Импликация р q трехзначной логики эквивалентна выражению
(~р v q) v М(~р & q),
интуитивный смысл которого трудно уловим. В связи с этим имеют определенный смысл поиски такой системы аксиом этой логики, в которую входили бы в качестве исходных терминов дизъюнкция (конъюнкция), отрицание и один из модальных функторов. Предположение, что при аксиоматизации трехзначной логики Лукасевича вместо импликации и отрицания может использоваться любой из следующих триплетов функций: v, ~, L; v, ~, М; &, ~, L; &, ~, М, было высказано Е. Слупецким. Он же показал, что всем этим функциям можно дать «интуитивную интерпретацию».
В аксиоматизации указанного типа, предложенной Г. Брылем и Т.Пруцналем, правилами вывода являются правило подстановки и правило «отделения»: если -Lα v β и α, то β. Для упрощения аксиом в качестве сокращения выражения ~Lα v β вводится функция р q имеющая матрицу следующей формы:
1/2 1 | ||
1 1 | ||
1/2 | 1 1 | |
*1 | 1/2 1 |
Аксиомами являются утверждения:
Каждая теорема этой аксиоматической системы является тавтологией трехзначной логики, определяемой матрицей:
v | 1/2 1 | L | ~ | |
1/21 | ||||
1/2 | 1/2 | 1/21 | 1/2 |
*1 1 1 1 1 1
и каждая формула, являющаяся тавтологией в соответствии с этой матрицей, доказуема в данной системе.
Модальная логика и многозначная логика
Трехзначной логике Лукасевича посвящено очень большое число работ. И вместе с тем в логической литературе почти нет работ, в которых исследовались бы модальные функции, определимые в этой трехзначной логике. Этот несколько странный факт объясняется, на наш взгляд, несколькими обстоятельствами.
Прежде всего, первая модальная логика Лукасевича основывается на неклассической логике высказываний, что существенно затрудняет ее сопоставление с модальными системами Льюиса, являющимися расширениями двузначной пропозициональной логики. Это сопоставление оказывается непростым делом и в силу того, что модальные понятия трехзначной логики имеют очень своеобразный смысл и используются для необычной цели. Льюисом исследовались логические модальности и само исследование проводилось с явным намерением использовать его результаты при анализе понятия логического следования. Интерес Лукасевича к модальным понятиям был связан прежде всего с использованием их в прогностических высказываниях, то есть высказываниях, говорящих о существовании или несуществовании определенных будущих событий. Сопоставление модальных систем, исходные понятия которых столь различны, требует, конечно, крайней осторожности и не может ограничиваться выяснением чисто формальных аспектов взаимоотношения таких систем.
До сравнительно недавних пор модальная логика занималась преимущественно исследованием логических модальностей и тех систем, которые, подобно системам Льюиса, дают описание их формальных свойств. Трехзначная модальная логика Лукасевича, ориентирующаяся на описание других свойств или функций модальных понятий, оказалась в силу этого несколько в стороне от основной линии развития модальной логики. В последнее время в модальной логике наряду с теорией логических модальных понятий возник, однако, целый ряд разделов, занимающихся понятиями иных видов, и в частности, временными модальными понятиями, близкими по своему содержательному смыслу модальностям трехзначной логики Лукасевича. Можно предположить, что исследование нелогических модальностей будет стимулировать интерес к первой модальной логике Лукасевича и в особенности к тем содержательным рассуждениям, которые привели Лукасевича к ее построению.
Неисследованность трехзначной модальной логики в значительной мере объясняется также тем, что она не дает адекватного описания формальных свойств модальных понятий и интересна главным образом только как первый шаг на пути к такому описанию. Принимаемые в ней определения модальных понятий не вполне естественны, получаемые с их помощью утверждения не имеют, как правило, ясного смысла.
Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть предложенную Лукасевичем аксиоматизацию полной трехзначной логики, включающую аксиомы для понятия возможности. Ни одна из этих четырех аксиом не выражает ясной и интуитивно приемлемой идеи о возможности, и естественно, что и следствия данных аксиом также не отличаются ясностью.
Не является ясной и проблема интерпретации трехзначной модальной логики. Лукасевич утверждает, что всякая модальная система должна быть многозначной. Помимо истины и лжи он вводит еще одно дополнительное значение истинности - возможность, определяя возможное высказывание как высказывание не являющееся в настоящий момент ни истинным, ни ложным.
Но возможность, необходимость и невозможность не могут служить альтернативами для истины и лжи. Всякое высказывание, независимо оттого, какой является его модальная характеристика, является истинным или ложным. Если высказывание необходимо, то оно истинно, если высказывание возможно, то оно может быть истинным и может быть ложным, но оно опять-таки имеет определенное истинностное значение. Кажется поэтому, что характеристики высказываний с помощью двух или большего числа значений истинности и характеристики высказываний с помощью модальных понятий являются двумя принципиально разными типами характеристик, смешиваемыми втом случае, когда для развития модальной логики используется многозначное исчисление.
На эту неясность в истолковании выражений «возможно, что р» и «высказывание «p» имеет промежуточное между истиной и ложью истинностное значение» обращали внимание многие авторы. Т. Котарбиньский, в частности, писал: «Довольно загадочной остается и проблема интерпретации как знака половинчатости (а также других знаков «логических значений» в n-значных системах), так и существующего в системе Лукасевича функтора M, читающегося «возможно, что». Ведь именно он должен вводить понятие возможности в исчисление высказываний, но, с другой стороны, и знак половинчатости тоже должен говорить о какой-то «возможности» высказывания, логическим значением которого он является. Более того, Лукасевич, по крайней мере в период создания системы, считал, что представляют интерес два допущения: либо возможность не подлежит градации, и в таком случае жизненной является трехзначная логика, либо возможность подлежит градации на бесконечное количество степеней, и тогда жизненной является бесконечнозначная логика. Понимаемые таким образом логические значения являлись бы определенными мерами возможности. Нам представляется по крайней мере, что здесь многое оставалось бы неясным».
Разделяемое многими логиками убеждение, что использование многозначных построений для определения модальной логики вносит некоторую двусмысленность в значения модальных понятий и приводит к смешению разных аспектов анализа модальных высказываний, также явилось одной из причин того, что трехзначная модальная логика Лукасевича не стала объектом всестороннего анализа.
Содержательные предпосылки модальной логики:
Трехзначная логика была построена Лукасевичем с намерением использовать ее для подтверждения определенных философских идей. В этой логике он видел важный аргумент в пользу позиции, называвшейся им не вполне точно «индетерминистической». Трехзначная логика представляла для него особый интерес также в силу того, что он намеревался разъяснить с ее помощью модальные понятия, не имеющие аналогов среди одноаргументных функторов двузначной логики.
Построение трехзначной логики Лукасевич предваряет тщательным анализом того смысла выражения «возможно, что», который связан с вопросом об истинностном значении высказываний о единичных будущих событиях и вопросом о детерминированности этих событий некоторыми предшествовавшими им событиями.
Под детерминизмом Лукасевич понимает не просто утверждение о всеобщей предопределенности и отсутствии свободы воли. Если Ян встретился вчера в полдень с Павлом на рынке в Варшаве, то хотя факт этой встречи сегодня уже не существует, он не является чистой иллюзией. Он представляет собой какую-то часть реальности и можно во всякое более позднее время сказать: «истинно в t, что р» или «имеет место в момент t, что p», понимая под p утверждение о встрече Яна с Павлом и под t — момент высказывания о ней. То, что произошло, не может не быть или исчезнуть, что однажды было истиной, останется ею всегда. Это утверждение, о вечном будущем существовании всякой истины Лукасевичу представляется совершенно очевидным: если какой-то предмет A есть В в момент t то истинно в каждый момент, следующий за t, что А есть В в момент t.
Иначе обстоит дело с вопросом о том, все ли, что когда-нибудь возникает и когда-то будет истинным, уже сегодня истинно и было истинно от века. Именно при ответе на этот вопрос появляется различие детерминистической и индетерминистической позиций: детерминист отвечает на него утвердительно, индетерминист — отрицательно. По мысли детерминиста, если А есть В в момент t то истинно во всякий момент предшествующий t, что А есть В в t. Детерминистическая позиция представляется Лукасевичу совершенно неприемлемой, так как она лишает человека свободы воли и превращает его в марионетку.
Отбрасывая детерминистический взгляд на мир, Лукасевич принимает, что не все будущие события предопределены сейчас и что некоторые высказывания о будущих событиях не являются сейчас ни истинными, ни ложными. Свой подход он резюмировал позднее таким образом: «Следуя знаменитому примеру Аристотеля [с морской битвой] я пришел к заключению, что высказывания о возможных будущих событиях не являются в настоящем ни истинными, ни ложными. То, что я буду в Варшаве в полдень 8 декабря 1939 года, - это утверждение, о котором сегодня нельзя правильно сказать, что оно истинно, или ложно. Значит, должно быть некоторое третье истинностное значение. Это третье истинностное значение находится в том же отношении к возможности, как истина к бытию и ложь к небытию. На базе этой идеи я построил еще до 1920 года трехзначную матрицу. Пусть переменные р, q, r,... представляют утверждения о событиях, переменные t 1, t2, ... - моменты времени, в которые происходят эти события, символ Т - выражает «истинно, что», как оно понимается Лукасевичем, символы < и = - отношения «раньше» и «одновременно», имеющие место между моментами времени. Используя эти символические средства, утверждению Лукасевича о вечном сохранении всякой истины можно дать такую символическую формулировку:
«для каждого события верно, что в какой бы момент времени t 1оно ни происходило, в каждый одновременный или более поздний момент t 2 истинно, что это событие было в t 1». Это утверждение о неизменности прошлого и настоящего, являющееся, по мысли Лукасевича, приемлемым как для детерминизма, так и для индетерминизма, прямо связано со вторым его требованием к модальной логике. В соответствии с этим требованием в модальной логике должно быть доказуемо утверждение о необходимости существующего. Как формулировка этого утверждения, данная Лейбницем, так и приводимые Лукасевичем примеры говорят, что в нем идет речь о временном существовании и что его можно понимать как частный случай принципа (1), а именно тот случай, когда моментом t 1, в который происходит рассматриваемое событие, является настоящее, а момент t 2, в который фиксируется необходимость этого события, совпадает c t 1. Используя букву S для обозначения того выделенного момента времени, каким является настоящее, этому частному случаю принципа (1) можно придать следующую формулировку:
Учитывая, что моменты t 1 и t 2 совпадают друг с другом и с моментом, представляемым константой 5, и что выражение T t 2(Tt 1p) в истолковании Лукасевича означает «детерминировано (необходимо) в t 2, что в t 1 имеет место p», последнюю формулировку можно упростить до формулы (Lp — «необходимо, что p»):
TSp LTSp,
«если сейчас имеет место p, то необходимо, что сейчас имеет место p». Такой, на наш взгляд, должна быть символическая формулировка положения Лейбница о необходимости существующего.
Сам Лукасевич, после определенных колебаний, передает это положение в форме
р Мр.
Очевидно, что эта запись является неадекватной. Выражение p Мр эквивалентно на базе принимаемых Лукасевичем определений модальных понятий формуле р Lp. Последняя прямо утверждает необходимость всякого истинного высказывания, безотносительно к тому, говорит ли это высказывание о настоящем или нет, и фиксируется ли его необходимость в момент его высказывания (или в более поздний момент) или нет. Идея же Лейбница состоит совершенно в другом: по существу, он повторяет восходящую к Аристотелю мысль о неотъемлемости и неуничтожимости (прошлых и) настоящих фактов. Эта мысль была хорошо известна также средневековым философам, выдвинувшим задолго до Лейбница принцип «facta infecta fieri non possunt». Для символического выражения этого и сходных с ним принципов определенно нужны средства, позволяющие проводить временные различия, и в частности, средства, дающие возможность различать момент наступления некоторого события и момент высказывания об этом событии.
В пропозициональной логике, дополненной понятиями необходимости и возможности, таких средств нет, и на ее языке нельзя выразить ни утверждение Лейбница, ни какое-либо сходное утверждение. Требование Лукасевича, чтобы в модальной логике была доказуема формула р Lp, основывается на пренебрежении этим важным обстоятельством.
Использую введенную нами символику, утверждение о предопределенности всякой истины, характерное, по мнению Лукасевича, для детерминистической позиции, можно сформулировать так:
«для каждого события верно, что в какой бы момент времени t1 оно ни происходило, в каждый предшествующий момент t2 было истинно, что в t1 будет иметь место это событие». Это утверждение прямо связано с третьим требованием, предъявляемым Лукасевичем к модальной логике и говорящим о существовании истинных двусторонне возможных (случайных) высказываний.
Учитывая, что Лукасевич постоянно говорит о настоящем, введем в формулу (2) вместо произвольного момента t2 фиксированный момент S, то есть возьмем частный случай этой формулы, говорящий о предопределенности будущего настоящим:
Отрицанием последней формулы является формула
«существует такой момент будущего t1 и такое событие, что сейчас не является истинным, что в этот момент t1 будет иметь место данное событие». Это высказывание выражает идею существования непредопределенного сейчас будущего события. Допущение возможности таких событий и является, согласно Лукасевичу, существом индетерминистического взгляда на мир. В своей работе 1930 года он выражает это допущение в форме:
( р)(Мр & М~р).
Если учесть, что по определению Лукасевича возможным является сейчас то будущее событие, отсутствие которого в будущем сейчас не предопределено, этой формуле можно поставить в соответствие формулу:
и, далее, формулировку:
Связь формул (3) и (4) проста: из второй следует первая, отличающаяся от первой только отсутствием указания на непредопределенность не только рассматриваемого события, но и противоположного события.
Таким образом, анализ ранних работ Лукасевича, посвященных трехзначной модальной логике, и сопоставление этих работ, и прежде всего его речи «О детерминизме», с более поздними его работами, посвященными этой же теме, позволяет прийти к следующим выводам:
(1)Трехзначная модальная логика замышлялась Лукасевичем как логическая теория утверждений, говорящих о существовании во времени, и прежде всего, как логика утверждений о будущих случайных событиях.
(2)Лукасевич намеревался показать с помощью этой логики несостоятельность убеждения в предопределенности всякого будущего события и требовал поэтому, чтобы трехзначная логика была совместима с допущением случайных (непредопределенных) событий.
(3)Пытаясь дать логику временных утверждений, Лукасевич не прибегал, однако, ни к каким специальным средствам, позволяющим явно выразить временные характеристики этих утверждений. Из-за этого многие его рассуждения, относящиеся к существованию во времени и к модальным характеристикам прошлых и настоящих событий, являются довольно неясными, а предполагаемые им символические формулировки неадекватными.
(4)Выдвигаемые Лукасевичем добавления к модальной логике не являются в достаточной мере обоснованными. Требование доказуемости в ней формулы р Lp тесно связано с недостаточностью используемых Лукасевичем средств и явно не передает той его идеи, которую он намеревался выразить с помощью данной формулы. Нет поэтому ничего странного в том, что это требование оказалось несовместимым с двумя другими требованиями Лукасевича и привело его к целому ряду не вполне обоснованных выводов.
Подводя итог обсуждению трехзначной логики, следует сказать, что, несмотря на все ее недостатки, ее построение является одной из важных заслуг Лукасевича. Она была одной из самых первых модальных систем в рамках современной формальной логики и была вместе с тем первой попыткой дать теорию модальных понятий, отличную от логических модальностей. Последнее обстоятельство следует особо подчеркнуть.
Трехзначная модальная логика была первой попыткой описания высказываний, говорящих о случайных будущих событиях, и в частности о событиях, связанных с человеческой деятельностью. Анализ Лукасевичем возможных в этом смысле высказываний вплотную подводил к мысли о введении в логику временных модальных понятий «было», «есть» и «будет» и тем самым к идее создания нового раздела логики — логики времени. Хотя эта идея так и осталась незамеченной, первая модальная логика Лукасевича в ретроспективе может рассматриваться как одна из современных предшественниц логики времени.
Область применения:
1. Для проектирования оболочек экспертных систем (как механизм вывода экспертных систем).
2. Построение теории «правдоподобных» выводов.
3. Описание событий, связанных с человеческой деятельностью.
4. Для подтверждения определенных философских идей.
5. Предсказание вероятностных будущих событий.
6. Например, для моделирования распространения лесного пожара (и других «стихийных» событий).