Оценка стоимости аудиторских услуг

Оценка стоимости аудиторских услуг является одним из важнейших

моментов при заключении договора. Она напрямую зависит от следующих факторов:

- виды деятельности, осуществляемые проверяемым предприятием;

- объемы деятельности (оборот фирмы);

- документооборот фирмы;

- сроки исполнения работ.

Все имеющиеся в настоящее время в РФ формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:

- аккордная оплата;

- повременная оплата;

- сдельная оплата;

- оплата по результатам;

- комбинированная оплата.

При аккордной оплате сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют эту сумму, произвольно исходя из определенного процента актива баланса, выручки предприятия. Недостатком аккордной оплаты является невозможность обоснованно оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства.

Повременная оплата наиболее распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Она базируется на оценке одного часа (дня) работы аудитора (с учетом его квалификации) и предполагаемого объема работы.

Сдельная оплата применяется, как правило, при оказании аудиторских услуг, например, при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.

При оплате по результатам аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную услугу, а определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов (обычно устанавливается определенный процент от экономии).

Комбинированная оплата – это различные комбинации из перечисленных форм и видов оплаты (например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства).

 

5.7. Планирование аудита: общий план и программа аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен планировать свою деятельность по трем основным при­чинам:

• для получения достаточных и необходимых свиде­тельств о положении дел клиента для дальнейше­го эффективного проведения аудита; должны быть выявлены потенциальные проблемы клиента с тем, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание;

• для определения затрат на аудит; работа должна быть выполнена с оптимальными затратами;

• для правильного распределения и координации ра­боты аудиторов и ассистентов; работа должна быть выполнена качественно, эффективно и своевре­менно.

Задачами планирования аудита являются:

- установление этапов и сроков работы с клиентом;

- определение затрат;

- рациональное использование рабочего времени специалиста;

- подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

- определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

- распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

- создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;

- обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

· комплексности (обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления об­щего плана и программы аудита);

· непрерывности (установление сопряженных зада­ний группе аудиторов и увязка этапов планирова­ния по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделен­ным на отдельный баланс, филиалам, представи­тельствам, дочерним организациям); при планиро­вании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом измене­ний в финансово-хозяйственной деятельности эко­номического субъекта и результатов промежуточ­ных аудиторских проверок);

· оптимальности (обеспечение возможности выбора оптимального варианта общего плана и програм­мы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией).

 

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:

- оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

- планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;

- планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

В 2002 г. принято федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696) с изм. и доп. от 04.07.2003, 07.10.2004), которое разработано на основе ISA 300 «Planning» (Международный стандарт аудита 300 «Планирование»).

Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа.

Первый этап - предварительное планирование, которое проводится на подготовительном этапе. По его результатам аудиторская проверка может вообще не про­водиться. В этом случае аудиторская организация от­правляет отказ от проведения аудита в адрес экономи­ческого субъекта. На данном этапе боль­шее внимание уделяется изучению следующих факторов, влияющих на деятельность экономического субъекта:

• общеэкономические факторы (состояние экономи­ки в целом, возможности финансирования, уро­вень инфляции, государственная политика, курсы иностранных валют, меры валютного контроля);

• отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цик­личность, изменения в технологии производства, сезонность деятельности, предпринимательский риск, конъюнктура в отрасли, особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций в дан­ной отрасли, нормативно-правовая база деятель­ности и т. п.);

• индивидуальные факторы (корпоративная структу­ра, деловая репутация и опыт, структура капита­ла, организационная структура, цели, философия, стратегические планы, приобретения, слияния или сокращение деятельности, источники и методы фи­нансирования, деятельность совета директоров, качество управления, ориентация внутреннего ауди­та, отношение к внутренним средствам и методам контроля);

• факторы, связанные с особенностями экономиче­ской деятельности (характер бизнеса, местонахож­дение средств производства, складов, офисов, орга­низация работы по найму работников, основные клиенты и контракты, условия оплаты: бартер, вза­имозачеты, выдача векселей и т. д.);

• финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения, валютные операции и про­центные ставки, операции с ценными бумагами и т. п.);

• нормативные правовые факторы (учетная полити­ка, требования к бухгалтерскому учету и отчетно­сти, нормативные и законодательные акты, систе­ма налогообложения, меры государственного регу­лирования, обязательность аудита, пользователи бухгалтерской отчетности).

В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно пол­ную информацию о состоянии имущества и обязатель­ствах экономического субъекта:

• о внутренних и внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъек­та, связанных с его индивидуальными особенно­стями;

• об организационно-управленческой структуре эко­номического субъекта; о видах деятельности; о структуре капитала и курсе акций; о технологических особенностях; об уровне рентабельности;

• об основных контрагентах экономического субъекта;

• о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта; о существовании дочерних и зависимых организа­ций;

• о системе внутреннего контроля;

• о принципах формирования оплаты труда персонала.

Если аудиторская организация считает проведение аудита возможным, она готовит письмо (письмо-обяза­тельство) о согласии на проведение аудита и отправляет его в адрес экономического субъекта. Затем формирует­ся группа аудиторов для проведения проверки и заклю­чается договор с экономическим субъектом.

Второй этап - разработка общего плана аудита. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо со­ставить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведе­ния аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, чтобы служить руковод­ством при разработке программы аудита.

В общем плане аудитор (аудиторская организация) должны:

• предусмотреть сроки проведения аудита;

• составить график проведения проверки, подготов­ки отчета, аудиторского заключения;

• учесть уровень существенности проблем;

• указать на произведенные оценки рисков аудита;

• рассчитать реальные трудовые затраты;

• рассмотреть вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам аудита.

При разработке общего плана аудита, согласно стан­дарту, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

• деятельность аудируемого лица;

• системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• риск и существенность;

• характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;

• координация и направление работы, текущий кон­троль и направление выполненной работы;

• прочие аспекты.

Основные вопросы общего плана аудита и их рас­крытие приведены в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1

Основные вопросы общего плана аудита

Основной вопрос Содержание вопроса
Деятельность аудируемого лица • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства.
Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля • учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой деятельности аудируемого лица; • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу.
Риск и существенность • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; • установление уровней существенности для аудита; • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей.
Характер, временные рамки и объем процедур • относительная важность различных разделов учета для проведения аудита; • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита
Координация и направление работы, текущий контроль и проверка выполненной работы • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; • привлечение экспертов; • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственная удаленность друг от друга; • количество и квалификация специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом.
Прочие аспекты
  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания, - например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

 

Общий план проведения аудиторской проверки офор­мляется следующим образом (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Общий план аудиторской проверки

Проверяемая организация  
Период аудита  
Трудоемкость аудиторской проверки  
Руководитель аудиторской группы  
Состав аудиторской группы:
Планируемый аудиторский риск  
Планируемый уровень существенности  

 

№ п/п Направления аудиторской проверки (планируемые виды работ Период проведения Испол нитель Примечание
Начало Завершение
           
           
           

 

Руководитель аудиторской организации  
Руководитель аудиторской группы  
План согласован с руководством экономического субъекта Руководитель или уполномоченное лицо экономического субъекта  

 

Перечень направлений аудиторской проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита может иметь следующий вид:

• учредительные и другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);

• учетная политика предприятия (рабочие документы по методическому, техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия);

• основные средства;

• нематериальные активы;

• производственные запасы;

• расчеты по оплате труда;

• затраты на производство;

• готовая продукция, товары и реализация;

• денежные средства;

• расчеты;

• финансовые результаты и использование прибы­ли;

• капитал и резервы;

• кредиты и финансирование;

• учет по забалансовым счетам;

• бухгалтерская отчетность и приложения.

Третий этап - составление аудиторской программы.

Программа является развитием общего плана аудита, (то есть конкретизирует общий план аудита) и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа аудита выступает в двух основных каче­ствах:

• в качестве подробной инструкции ассистентам ауди­тора;

• в качестве средства контроля качества работы для руководителей аудиторской организации.

Программа аудита может пересматриваться в зависи­мости от изменения условий проведения аудиторской про­верки.

Программа аудита должна быть документально офор­млена. Каждой проводимой аудиторской процедуре не­обходимо присвоить номер (код), чтобы аудитор в про­цессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Аудиторская программа составляется, как правило, в виде:

• программы тестов средств контроля (определенная совокупность действий, предназначенных для сбо­ра информации о функционировании системы внут­реннего контроля и учета);

• программы аудиторских процедур по существу (представляет собой проверку правильного отра­жения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам).

Программа аудиторской проверки может быть офор­млена в виде табл. 5.3.

Таблица 5.3