Оценка стоимости аудиторских услуг
Оценка стоимости аудиторских услуг является одним из важнейших
моментов при заключении договора. Она напрямую зависит от следующих факторов:
- виды деятельности, осуществляемые проверяемым предприятием;
- объемы деятельности (оборот фирмы);
- документооборот фирмы;
- сроки исполнения работ.
Все имеющиеся в настоящее время в РФ формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:
- аккордная оплата;
- повременная оплата;
- сдельная оплата;
- оплата по результатам;
- комбинированная оплата.
При аккордной оплате сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют эту сумму, произвольно исходя из определенного процента актива баланса, выручки предприятия. Недостатком аккордной оплаты является невозможность обоснованно оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства.
Повременная оплата наиболее распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Она базируется на оценке одного часа (дня) работы аудитора (с учетом его квалификации) и предполагаемого объема работы.
Сдельная оплата применяется, как правило, при оказании аудиторских услуг, например, при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.
При оплате по результатам аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную услугу, а определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов (обычно устанавливается определенный процент от экономии).
Комбинированная оплата – это различные комбинации из перечисленных форм и видов оплаты (например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства).
5.7. Планирование аудита: общий план и программа аудита
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.
Аудитор должен планировать свою деятельность по трем основным причинам:
• для получения достаточных и необходимых свидетельств о положении дел клиента для дальнейшего эффективного проведения аудита; должны быть выявлены потенциальные проблемы клиента с тем, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание;
• для определения затрат на аудит; работа должна быть выполнена с оптимальными затратами;
• для правильного распределения и координации работы аудиторов и ассистентов; работа должна быть выполнена качественно, эффективно и своевременно.
Задачами планирования аудита являются:
- установление этапов и сроков работы с клиентом;
- определение затрат;
- рациональное использование рабочего времени специалиста;
- подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
- определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
- распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
- создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
- обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
· комплексности (обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита);
· непрерывности (установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям); при планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок);
· оптимальности (обеспечение возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией).
Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:
- оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
- планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.
В 2002 г. принято федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696) с изм. и доп. от 04.07.2003, 07.10.2004), которое разработано на основе ISA 300 «Planning» (Международный стандарт аудита 300 «Планирование»).
Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа.
Первый этап - предварительное планирование, которое проводится на подготовительном этапе. По его результатам аудиторская проверка может вообще не проводиться. В этом случае аудиторская организация отправляет отказ от проведения аудита в адрес экономического субъекта. На данном этапе большее внимание уделяется изучению следующих факторов, влияющих на деятельность экономического субъекта:
• общеэкономические факторы (состояние экономики в целом, возможности финансирования, уровень инфляции, государственная политика, курсы иностранных валют, меры валютного контроля);
• отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность, изменения в технологии производства, сезонность деятельности, предпринимательский риск, конъюнктура в отрасли, особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций в данной отрасли, нормативно-правовая база деятельности и т. п.);
• индивидуальные факторы (корпоративная структура, деловая репутация и опыт, структура капитала, организационная структура, цели, философия, стратегические планы, приобретения, слияния или сокращение деятельности, источники и методы финансирования, деятельность совета директоров, качество управления, ориентация внутреннего аудита, отношение к внутренним средствам и методам контроля);
• факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер бизнеса, местонахождение средств производства, складов, офисов, организация работы по найму работников, основные клиенты и контракты, условия оплаты: бартер, взаимозачеты, выдача векселей и т. д.);
• финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения, валютные операции и процентные ставки, операции с ценными бумагами и т. п.);
• нормативные правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, обязательность аудита, пользователи бухгалтерской отчетности).
В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно полную информацию о состоянии имущества и обязательствах экономического субъекта:
• о внутренних и внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
• об организационно-управленческой структуре экономического субъекта; о видах деятельности; о структуре капитала и курсе акций; о технологических особенностях; об уровне рентабельности;
• об основных контрагентах экономического субъекта;
• о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта; о существовании дочерних и зависимых организаций;
• о системе внутреннего контроля;
• о принципах формирования оплаты труда персонала.
Если аудиторская организация считает проведение аудита возможным, она готовит письмо (письмо-обязательство) о согласии на проведение аудита и отправляет его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и заключается договор с экономическим субъектом.
Второй этап - разработка общего плана аудита. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.
В общем плане аудитор (аудиторская организация) должны:
• предусмотреть сроки проведения аудита;
• составить график проведения проверки, подготовки отчета, аудиторского заключения;
• учесть уровень существенности проблем;
• указать на произведенные оценки рисков аудита;
• рассчитать реальные трудовые затраты;
• рассмотреть вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам аудита.
При разработке общего плана аудита, согласно стандарту, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• деятельность аудируемого лица;
• системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• риск и существенность;
• характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;
• координация и направление работы, текущий контроль и направление выполненной работы;
• прочие аспекты.
Основные вопросы общего плана аудита и их раскрытие приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Основные вопросы общего плана аудита
Основной вопрос | Содержание вопроса |
Деятельность аудируемого лица | • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства. |
Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля | • учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой деятельности аудируемого лица; • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу. |
Риск и существенность | • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; • установление уровней существенности для аудита; • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей. |
Характер, временные рамки и объем процедур | • относительная важность различных разделов учета для проведения аудита; • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита |
Координация и направление работы, текущий контроль и проверка выполненной работы | • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; • привлечение экспертов; • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственная удаленность друг от друга; • количество и квалификация специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом. |
Прочие аспекты |
|
Общий план проведения аудиторской проверки оформляется следующим образом (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Общий план аудиторской проверки
Проверяемая организация | |
Период аудита | |
Трудоемкость аудиторской проверки | |
Руководитель аудиторской группы | |
Состав аудиторской группы: |
|
Планируемый аудиторский риск | |
Планируемый уровень существенности |
№ п/п | Направления аудиторской проверки (планируемые виды работ | Период проведения | Испол нитель | Примечание | |
Начало | Завершение | ||||
Руководитель аудиторской организации | |
Руководитель аудиторской группы | |
План согласован с руководством экономического субъекта Руководитель или уполномоченное лицо экономического субъекта |
Перечень направлений аудиторской проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита может иметь следующий вид:
• учредительные и другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);
• учетная политика предприятия (рабочие документы по методическому, техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия);
• основные средства;
• нематериальные активы;
• производственные запасы;
• расчеты по оплате труда;
• затраты на производство;
• готовая продукция, товары и реализация;
• денежные средства;
• расчеты;
• финансовые результаты и использование прибыли;
• капитал и резервы;
• кредиты и финансирование;
• учет по забалансовым счетам;
• бухгалтерская отчетность и приложения.
Третий этап - составление аудиторской программы.
Программа является развитием общего плана аудита, (то есть конкретизирует общий план аудита) и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа аудита выступает в двух основных качествах:
• в качестве подробной инструкции ассистентам аудитора;
• в качестве средства контроля качества работы для руководителей аудиторской организации.
Программа аудита может пересматриваться в зависимости от изменения условий проведения аудиторской проверки.
Программа аудита должна быть документально оформлена. Каждой проводимой аудиторской процедуре необходимо присвоить номер (код), чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторская программа составляется, как правило, в виде:
• программы тестов средств контроля (определенная совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета);
• программы аудиторских процедур по существу (представляет собой проверку правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам).
Программа аудиторской проверки может быть оформлена в виде табл. 5.3.
Таблица 5.3