Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровень реагирования Виды правовых актов Область регулирования Степень разработанности/ обязательность применения
I Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности" Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ Закон вступил в силу / обязателен для всех участников АД
  Законодательные акты РФ Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др. Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД
II Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др. Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД
  Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер
III Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д. Имеются / обязательны для всех участников АД
  Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников
IV Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО
  Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения; Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д. Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 38 ПСАД
  Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер
  Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями

 

 

Первый уровень – Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 13 июля 2001 года (с 2008 г. - Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности"). Это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Этот закон должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: ГК РФ, НК РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. Закон «Об аудиторской деятельности» определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности.

Третий уровеньпредставлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основным назначением стандартов является установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые для членов аудиторских объединений.

Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внутрифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к аудируемому лицу.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие:

· стандарты в области этики поведения аудитора,

· стандарты по внутрифирменному документообороту,

· стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

 

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:

Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 1.3

Таблица 1.3