ВЕК ПОЛЕМИКИ.

В XV-XVI вв. пафос слова создается "неукротимой страстностью ораторов в обличении, пороков, осознании преступности молчания", когда пламенем злых помыслов "охвачены души людей" (Черториц-к а я Т. В. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.) // Сокровища древнерусской литературы. М., 1987. С. 18). Оратор стремится преклонить душу слушателя или читателя к добродетели, просветить и вооружить его против страстей неправды и зла, научить властвовать собой ("Слово о добрых и злых" инока Ефросина, "Устав" Нила Сорского и т. д.), - в общем, наставить, как "нечистые помыслы на благая прелагати".

Век XVI отмечен интереснейшим для истории древнерусской риторики явлением духовной и политической жизни - продолжительной полемикой, ораторской по форме, между так называемыми "нестяжателями" (Нилом Сорским, Вассианом Патрикеевым, Максимом Греком) и крупными церковными иерархами - "иосифлянами " (Иосифом Волоцким, игуменом Волоколамским Геннадием и др.).

Обычая публичной дискуссии на Руси не было, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланиях, предназначенных для копирования и распространения. Иосифляне нашли способ овладеть вниманием масс: их речь была простой и ясной, тогда как "нестяжатели", в точности следуя риторическим канонам, используя сложную аргументацию, так и остались непонятыми. Роль слова резко возрастает в Смутное время (начало XVII в.) в связи с напряженностью политической жизни, ее сложностью и стремительностью событий. Высок ораторский пафос речей московского патриарха Гермогена, направленных против оккупантов, и анонимного "Плача о пленении и о разорении Московского государства".

 

 

"ОГНЕПАЛЬНЫЙ" АВВАКУМ.

Для истории риторики на Руси в XVII в., пожалуй, наибольший интерес представляют обращенные к народу "Слова", "Послания", "Беседы" протопопа Аввакума - главы раскола, "неистового", "огнепального" Аввакума. Его сочинения (более 80), по словам Горького, - "непревзойденный образец пламенной и страстной речи борца". Стиль Аввакума, причины оригинальности и яркости его речи исследуются в работе В. В. Виноградова "О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума" (Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980). Ученый приходит к выводу, что основное свойство стиля Аввакума - то, что "в нем торжественно-книжные слова окружаются реалистически-повседневным ореолом". Поэтика устного народного сказа, торжественность церковного красноречия, язык церковно-славянский во взаимодействии с "подлым", "мужицким", диалог, каламбур - все подчинено основной задаче - сильному, непосредственному, живому воздействию на собеседника-читателя. В. В. Виноградов считает, что Аввакум - "величайший писатель XVII в., имя которого должно стоять в области истории русского словесно-художественного творчества и речевой культуры наравне с именами Ломоносова,. Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, быть может, и Горького" (Виноградов В. В. О языке художественной прозы. С. 320). Приведем в качестве примера небольшой фрагмент из "Жития" Аввакума: наглядно иллюстрирующий особенности его стиля.

А человек, суете который уподобится, дни его,

Яко тень, проходят;

скачет, яко козел;

раздувается, яко пузырь;

гневается, яко рысь;

съесть хощет, яко змия;

ржет зря на чужую красу, яко жребя;

лукавствует, яко бес;

насыщался довольно, без правила спит;

Бога не молит;

отлагает покаяние на старость и потом исчезает...

Западноевропейское влияние, опосредованное культурой католической Польши, привносится литературной деятельностью Симеона Полоцкого. В начале XVII в. появляются русские риторики: в 1617-1619 гг. составляет первую риторику вологодский епископ М а к а р и й, пишет риторику и Симеон Полоцкий, и Иоанникий Голятовский - ректор Киево-Могилянской академии. Анализу русских риторик XVII-XVIII вв. посвящены книги В. П. Вомперского "Риторики в России XVII и XVIII вв." (М., 1988) и "Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей" (М., 1970).

Риторические взгляды М. В. Ломоносова, некоторых других русских риторов и судьбу риторики в России мы рассматривали в предыдущих разделах книги. Риторические труды других отечественных авторов, как XVII в., так и XIX- XX вв., вы можете найти в специальных хрестоматиях: "Русская риторика", автор-составитель Л. К. Граудина (М., 1996); В. И. А н н у ш к и н. История русской риторики. Хрестоматия (М., 1998).