Качественные показатели структуры рынка. Нестратегические барьеры входа на отраслевой рынок

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

· открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами считаются:

• хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

• хозяйствующие субъекты, которые изготовливают данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

• новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Термин «барьеры входа» был впервые введен Д. Бэйном в 1956 году. В настоящее время под барьерами «входа-выхода» понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь.

Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:

1) легкий вход;

2) слабо затрудненный (предоставляемый);

3) сильно затрудненный (сдерживаемый);

4) блокированный.

Первый и четвертый типы «в чистом виде» практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип — для
рынка монополии. На рынках второго типа некоторые фирмы имеют незначительные преимущества в отношении затрат, проявляющиеся в минимальном повышении цен по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном периоде таким фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы (не воздвигать барьеры). На рынках третьего типа ситуация иная: фирмам-лидерам выгоднее возводить входные барьеры.

Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.

К числу нестратегических барьеров относят институциональные, экономические и технологические барьеры.

1. Институциональные барьеры - это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные (лицензирование, сертификация, нормы контроля, квоты). Институциональные барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных — временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров.

В идеале институциональные барьеры являются инструментом регулирования национальной экономики, в то же время иногда они приводят к некоторому сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов.

Разновидностью институциональных барьеров являются барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.

2. Экономические барьеры:

1) емкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;

2) состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;

3) уровень капитальных затрат (затраты освоения, НИОКР, длительность освоения). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова, это и обуславливает высоту входного барьера;

4) преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведанные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.).

3. Технологические барьеры –барьеры, связанные с положительным эффектом масштаба. Положительная отдача от масштаба производства создает барьеры благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим данный тип барьеров, служит минимально эффективный выпуск. Если минимально эффективный выпуск на данном товарном рынке высок, то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин).

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких входных барьеров.