Структура рынка и типы рыночных структур. Количественные показатели структуры товарного рынка

 

Структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

При изучении экономики отраслей используется подход «структура-поведение-результат» СПР («structure-conduct-performance approach» - SCP). Этот подход предполагает вначале рассмотрение структуры отрасли и того, как эта отрасль связана с различными типами рынков. Управление предприятиями и их поведение в сфере ценообразования и других областях определяется природой отраслевой структуры. Зная способ поведения фирм можно проанализировать результативность их деятельности.

Многие экономисты подвергли этот подход критике, поскольку вполне возможны причинные связи, идущие в обратном направлении.

 

 
 

 

 


Рис. 2.2. Подход «структура-поведение-результат»

 

Структура издержек – Имеет ли место существенная экономия от масштаба производства?

Товарная стратегия – Сосредотачиваются ли предприятия на выпуске узкого набора товаров или же они готовы осуществить диверсификацию в новые производственные сферы?

Реклама – Какие факторы определяют уровень затрат, идущих на рекламу?

Прибыльность – Насколько прибыльны предприятия, зависит в основном от их ценовой политики.

Эффективность – Насколько затратно-эффективныфирмы и насколько эффективно фирмы размещают ресурсы (аллокационно-эффективны),зависит отчасти от их ценовой политики и других аспектов поведения.

Справедливость – Ведет ли изменение рыночной структуры к изменению распределения доходов?

Различают четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция. Главное отличие между всеми типами рыночных структур с точки зрения экономической науки — в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен.

Таблица 2.1