Назначение, задачи и структура ГСЧС

 

ГСЧС – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС.

Система объединяет в себе республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям (МЧС), другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающие планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны.

Построение ГСЧС осуществляется по административно-территори-альному и отраслевому принципам.

ГСЧС образуют Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, МЧС, территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый (рис. 8).

Задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»:

– контроль состояния природной среды и опасных объектов;

– прогнозирование ЧС и их последствий;

– предупреждение ЧС;

– оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;

– организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;

– подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;

– планирование, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР);

– оценка ущерба от ЧС;

– обеспечение устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения;

– обучение населения действиям по выживанию в ЧС.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.

Задачи, функции, структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми исполкомами областей и г. Минска по согласованию с МЧС.

 

 

 

 

Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от чрезвычайных ситуаций и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Перечень государственных органов, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС, разрабатывается МЧС и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов (рис. 9).

В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, в возможных или установленных границах ЧС устанавливается необходимый режим функционирования ГСЧС:

– режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке;

– режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении прогноза о возможных ЧС;

– режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

В режиме повседневной деятельности осуществляются следующие мероприятия:

– ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможного вреда от чрезвычайных ситуаций;

– планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

– подготовку руководящего состава, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

– создание, восполнение и освежение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– осуществление всех видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

– создание комиссиями по чрезвычайным ситуациям оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной чрезвычайной ситуации и выработка предложений по ее нормализации;

– уточнение планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– усиление дежурной и диспетчерской служб;

– проведение первоочередных мероприятий по организации жизнеобеспечения населения и защите окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

– приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации сил и средств ликвидации.

В чрезвычайном режиме:

– частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

– организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

– определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

– организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в чрезвычайной ситуации отраслей экономики и организаций, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

– непрерывное ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.