Познание познание своего Господа (объекта поклонения)
Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Всевышний Аллах!)сказал:
«Если тебя спросят: «Какие три основы обязан познать каждый человек?» — то скажи: «Это — познание своего Господа (объекта поклонения), своей религии и своего пророка Мухаммада».
ПЕРВАЯ ОСНОВА:
Если тебя спросят: «Кто твой Господь?»— то ответь:
«Мой Господь — Аллах, Который воспитывает меня и воспитывает все миры своими благами. Он мой объект поклонения. Нет для меня другого объекта поклонения, кроме Него» (Я поклоняюсь только Ему и никому иному)
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Всех хвал достоин Аллах, Господь миров» (аль – Фáтиха, 1).
Все, кроме Аллаха, является частью миров, и я тоже являюсь одной частицей.
(Все, что кроме Аллаха - миры, и я-один из тех, кто относится к мирам)
Если же тебя спросят: «Как ты ты познал своего Господа? »- то скажи: «По Его знамениям и творениям. К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес, семь земель и все, кто в них и между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылат, 37).
Всевышний также сказал:
«Воистине, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, и луна, и звёзды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повеливает. Благословен Аллах, Господь миров!»(аль - А'рáф, 54).
Господом является тот, кому поклоняются. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненны! Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвёл с неба воду, и взрастил ею ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль –Бакара, 21-22).
Ибн Касúр (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал: «Создатель всего этого достоин поклонения».
Комментирий:
«...три основы...». Основой называют все то, на чем основывается нечто иное, например, основа стены или же ее фундамент или основа дерева, от которой отходят его ветви.
Это послание было написано, чтобы объяснить 3 основы, а именно ответы на вопросы, которые будут заданы в могиле:«Кто твой Господь (объект поклонения)? Какова твоя религия? Кто твой пророк?». И ответ на это в этом послании. Это послание с этого места и до конца является ответом на эти 3 вопроса.
¨ «Если тебя спросят: «Какие три основы обязан познать каждый человек?»»
Автор, да помилует его Аллах Всевышний, придает этому выражению форму вопроса для того, чтобы привлечь к этому внимание человека, ибо это – проблема великой важности и одна из больших основ. Он сказал, что эти три основы человеку следует познать. Это вопросы, которые будут заданы мертвому после его погребения, о его Господе, о его религии и о его пророке. Аллах укрепит тех, которые уверовали решительным ответом. Их ответом будет: «Мой Господь – Аллах, моя религия – ислáм, мой пророк – Мухаммад (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). И заблудит Аллах беззаконников. Ответом неверного будет: «А-а, я не знаю». Ответом лицемера или сомневающегося[29] будет: «Я не знаю, я слышал люди, говорили что-то и я говорил то же самое».
¨ ««Если тебя спросят: «Какие три основы обязан познать каждый человек?» — то скажи:«Познания рабом своего Господа (объекта поклонения) и своей религии и своего пророка Мухаммада(Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!)»».
Познание рабом своего Господа подразумевает познание своего объекта поклонения, ибо то обстоятельство, что Аллах является Господом обязательно влечет за собой необходимость поклоняться Ему.
Как мы уже отмечали, тавхúду-р-Рубýбийя (Единственность Аллаха в Господстве) – это одна из трех составляющих единобожия, и поэтому вера человека не считается правильной, а его единобожие – истинным, если он ограничивается только тем, что признает Аллаха Единственным в господстве (тавхúду-р-Рубýбийя). Эта составляющая единобожия не является той целью, ради которой были отправлены посланники (Мир им всем!), и она одна не может спасти раба от наказания Аллаха, пока он наряду с этим не уверует в то, что Аллах является единственным достойным объектом поклонения.
Вот почему Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106).
Это значит, что большинство людей признает Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем, Правителем – все это относится к Единственности Аллаха в Господстве (тавхúду-р-Рубýбийя), – а в поклонении приобщает к Нему в сотоварищи своих объектов поклонения, которые не причиняют вреда и не приносят пользы, не одаряют и не лишают.
О таком значении этого аята говорили комментаторы из числа сподвижников и их последователей.
Ибн 'Аббас (Да будет Аллах доволен им и его отцом!) сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: «Кто сотворил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы?» – они отвечают: «Аллах», но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей».
Священный Коран во многих местах указывает на то, что многобожники признавали господство Аллаха, вместе с тем приобщая к Нему сотоварищей в поклонении. Всевышний сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (аль-Анкабут, 61).
Всевышний также сказал: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет» (аль-Анкабут, 63).
Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (аль-Муъминýн, 84-89).
Таким образом, многобожники в целом признавали господство Аллаха, однако Он не включил их в число мусульман. Напротив, Аллах объявил их многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и позволил Своему Посланнику посягнуть на их жизнь и имущество, потому что они не выполняли обязательного требования тавхúду-р-Рубýбийя (Единственность Аллаха в Господстве)– не поклонялись одному Аллаху.
Из этого становится ясно, что признание того, что Аллах является единственным Господом, без выполнения обязательного требования этого – поклонения только одному Аллаху(тавхúду-ль-Улýхийя), – недостаточно и не спасает от наказания Аллаха. Напротив, оно является неопровержимым доводом против самого человека, поскольку обязывает его искренне поклоняться одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и требует от него обязательно поклоняться только Ему одному.
Примером являются слова Всевышнего в суре «Аз-Зумар»: «Если ты спросишь их: Кто создал небеса и землю? » Они скажут: «Аллах» - это тавхúду-р-Рубýбийя(Единственность Аллаха в господстве).
После этого Аллах сказал: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете и поклоняетесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На него одного уповают уповающие» (Аз-Зумар,38).
Всевышний велел спросить: «Неужели вы признаете, что Единственным Создателем небес и земли является Аллах, а затем посвящаете обряды поклонения другим?!» Этот метод часто используется в Коране. Аллах опровергает воззрения многобожников, которые отказываются признавать Аллаха своим Единственным достойным объектом поклонения, напоминая им о том, что они признают Его своим Единственным Господом.
И поэтому Аллах сказал: «И он (пророк) не приказывает вам брать ангелов и пророков своими Господами ». Разве Он станет приказывать вам совершать неверие после того, как вы стали мусульманами?» (áли-Имрáн,80).
«Они признали господами помимо Аллаха своих священников и монахов...» (ат-Тавба, 31), то есть они признавали их объектами, так как ‘Адий ибну Хáтим слышал как Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) читал этот аят, и (‘Адийи) сказал ему: «Поистине, мы не поклоняемся им (то есть священнослужителям)». ‘Адий ибну Хáтим понял, что под словами «признали господами» имеется в виду «признали их в качестве объектов поклонения», то есть он понял, что в этом аяте речь идет о поклонении. И в этом не может быть сомнений, ведь он был арабом, знающим свой язык, посредством которого ему после того как он услышал этот аят сразу стало очевиден его смысл. И это тот, который понимает и знает арабский язык. Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал: «А разве они не запрещают то, что разрешил Аллах, после чего и вы запрещаете? А разве они не дозволяют то, что запретил Аллах, после чего и вы дозволяете». ‘Адий ибну Хáтим сказал: «Конечно». Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал: «Это и есть поклонение им».[30]
Некоторые ученые сказали: «Выражение Аль-Улюхийя и ар-Рубýбийя, если собираются вместе в контексте, каждый указывает на свой смысл, а если приходит отдельно, один указывает на другой».
¨ «Если тебя спросят: «Кто твой Господь?» — то ответь:«Мой Господь — Аллах, Который воспитывает меня и воспитывает все миры своими благами».
Лексическое значение: арабское слово «рубубийа» (господство) образовано от глагола «раббаба», означающего «воспитывать». От него же произошло слово «рабб», означающее «господь». Господство – это качество Аллаха.
Терминологическое значение: Единственность Аллаха в Господстве (тавхúду-р-Рубýбийя) – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха.
¨ «…то ответь: «Мой Господь — Аллах, Который воспитывает меня и воспитывает все миры своими благами.»»
Аллах воспитал Своей милостью все миры, приготовив их к тому, ради чего они были созданы и поддерживая их путем предоставления им необходимых средств к существованию. Так, например, рассказывая о разговоре Мусы с Фараоном, Аллах Всевышний сказал: «Он сказал: «Кто же ваш Господь, Мýсá?’ Он сказал: «Господь наш тот, кто придал каждой вещи ее строение, а потом направил ее на путь истинный»» (Та ха, 49-50).
Вопрос Фараона был преисполнен неверия, а ответ Мусы был ясен и убедителен. Он сказал, что верит в Господа, который сотворил все сущее и придал своим творениям соответствующее обличие. Среди этих творений есть создания больших, малых и средних размеров, и все они обладают самыми различными качествами. Аллах указал им путь к тому, для чего они появились на свет, и свидетельства этого совершенного руководства можно наблюдать в каждом творении. Каждое творение стремится получить благо, ради которого оно было создано, и избежать зла, которое может постигнуть его. Таким образом поступают даже животные, которых Аллах наделил разумом, достаточным для достижения этой цели. Он сотворил все сущее и придал своим творениям облик, который настолько прекрасен, что человеческие умы не в состоянии придумать нечто более совершенное. Он также научил свои творения тому, что может принести им пользу. А это значит, что только Он является истинным Господом, отрицание которого является отрицанием самого очевидного. Поступая таким образом, человек провозглашает величайшую ложь, и если сравнить неверие в Господа миров с отрицанием очевидной истины, то оно окажется намного чудовищнее его. Фараон не смог возразить на неопровержимый довод Мусы и решил уклониться от темы и перевести беседу в шумный спор.
Благодеяния, которые Аллах Всемогущий и Великий оказал Своим рабам, столь многочисленны, что подсчитать их просто невозможно.
Аллах Всевышний сказал: «Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек – несправедлив, неблагодарен» (Ибрáхúм, 34).
Аллах даровал людям все, о чем они мечтали и в чем нуждались. Он даровал им блага, которые они просили своими устами или языком обстоятельств. Он одарил их различными щедротами, всевозможными изделиями и прочими благами. Если они попытаются пересчитать милости своего Господа, то не смогут сделать этого. И тем более, они не смогут отблагодарить Аллаха за дарованные им милости. Воистину,человек по природе несправедлив и неблагодарен. Человек настолько несправедлив, что осмеливается ослушаться Аллаха и небрежно относиться к своим обязанностям перед Ним. Он отказывается благодарить Аллаха за ниспосланные ему блага и не признает оказанной ему милости. И только праведники, которых Аллах наставляет на прямой путь, благодарят своего Господа за ниспосланные блага, признают Его милость и выполняют свои обязанности перед Ним.
И самым лучшим из видов воспитания, которым воспитывает Аллах людей является то, что Он послал к ним посланников, которые предостерегают и радуют – и это является самой великой милостью. Сказал Аллах: «Скажи: Это - милость и милосердие Аллаха. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (Йунус,58).
¨ Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Всех хвал достоин Аллах, Господь миров» (аль – Фáтиха, 1). Всё что, кроме Аллаха – миры (' áлам), и я — один из из тех, кто относится к мирам (Все, кроме Аллаха, является частью миров, и я тоже являюсь одной частицей.)
Под словом «миры» подразумевается всё кроме Аллаха, то есть мир людей, мир птиц, мир растений, мир ангелов, мир джиннов, мир небес, мир земель, мир воды и т.п.
¨ Если же тебя спросят: «Как ты познаёшь своего Господа?» — то скажи: «По Его знамениям и творениям. К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес, семь земель и все, кто в них и между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Из Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылат, 37).
Аллах напомнил Своим рабам о знамении, Он отделяет ночь ото дня, то есть лишает ее того великого света, который в течение всего дня освещал землю, и опускает на землю мрак. В результате все творения Аллаха погружаются во тьму.
Когда же приближается рассвет, Аллах снимает с земли покрывало ночи и заставляет взойти солнце, которое освещает различные уголки света и создает условия для того, чтобы живые существа искали свой заработок и трудились во благо себе. Солнце вечно плывет к предназначенному для него местопребыванию, как Аллах сказал: «Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Всезнающего»(Йа син, 38).
Аллах определил то место, в котором солнце найдет пристанище, и солнце не имеет ни права, ни желания отклониться от предопределенного для него курса. Таково предписание Аллаха, среди прекрасных имен которого аль-‘Азиз (Великий, Могущественный) и аль-‘Алим (Всезнающий). Благодаря Своему могуществу Аллах самым совершенным образом управляет величайшими творениями, а благодаря Своему знанию Он сделал так, что эти творения приносят пользу для веры и мирской жизни людей.
Аллах сказал: «Для луны Мы предопределили (разные) состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви» (Йа син, 39).
Это – лунные фазы, и каждую ночь луна появляется на небе в одной из своих фаз. В конце концов она уменьшается настолько, что становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви. Когда пальмовая ветвь стареет, она высыхает, уменьшается в размерах и приобретает изогнутую форму. То же самое происходит с луной. Но проходит время, и луна вновь начинает увеличиваться в размерах, пока не наступает полнолуние. В эти ночи луна в полной мере изливает на землю свой свет.
Солнце и луна, день и ночь – все они имеют установленный срок. Поэтому Всевышний сказал: «Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый из них плывет по своей орбите» (Йа син, 40). Солнце не мешает луне властвовать по ночам и никогда не восходит посреди ночи. А ночь, в свою очередь, не наступит до тех пор, пока не закончится день. Солнце, луна и звезды – все они непрерывно движутся по своим орбитам.
Все это происходит с удивительной точностью и под влиянием удивительных законов, которые изумляют человеческие умы и познать которые всесторонне не удается даже самым разумным мужам. Это – ярчайшее доказательство и величайшее знамение, свидетельствующее о могуществе, знании, мудрости, безграничном милосердии, всеобъемлющей милости и абсолютной власти Управляющего Вселенной, Который правит ею единолично.Его могущество, а также величие Его власти и владений заставляют человека поклоняться Ему и обожествлять Его, любить и возвеличивать Его, бояться Его и надеяться на Него, а также стремиться снискать Его благоволение и заслужить Его любовь, посвящая такое поклонение только Ему одному.
Не являются ли эти милости результатом деятельности одного Творца? Неужели слабому и беспомощному человеку, который появляется на свет из утробы своей матери, не имея никаких знаний и способностей, а затем приобретает знания и способности благодаря милости своего Господа, удалось добиться всего этого самостоятельно? Или же это произошло благодаря Мудрому и Всеведущему Господу, Который властен над всем сущим и не знает никаких препятствий, перед величием и могуществом Которого смиряются и склоняются все творения? Как же безгранична Его власть, и как же велика Его добродетель!!
Разве нельзя назвать дурным поведение рабов, которые наслаждаются благами Аллаха, существуют благодаря Его милости и используют дарованные им щедроты для совершения грехов, вызывающих гнев Аллаха? Разве подобное отношение Аллаха к таким творениям не свидетельствует о Его выдержке, терпении, всепрощении, снисходительности и безграничной доброте? Хвала Аллаху прежде всякой вещи и в завершении всего! Хвала Ему зримая и незримая!
Из всего сказанного следует, что если благоразумный человек задумывается над этими творениями, проникается размышлениями над этими удивительными вещами становится ясно то, что Вселенная сотворена ради истины и посредством истины. Он поймет, что она представляет собой книгу знамений, свидетельствующих об истинности единобожия и того, что Аллах сообщил о Себе, и того, что Его посланники сообщили о Судном дне. Небесный и земной миры целиком и полностью нуждаются в Нем, тогда как Он абсолютно не нуждается в Своих творениях. Воистину, нет достойного объекта поклонения, кроме одного Аллаха!
¨ Также слова Всевышнего: «Воистине, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, и луна, и звёзды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повеливает. Благословен Аллах, Господь миров!»(аль - А'рáф, 54).
То есть к числу указаний на то, что Аллах является Творцом небес и земли, относятся слова Всевышнего: «Воистине, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю…».
Эти огромные творения свидетельствуют о единстве Творца, Его божественности, безграничной власти, милосердии и многих других божественных качествах. Однако извлечь пользу из этих знамений удается только людям разумеющим, которые используют свой разум по назначению. Чем большим разумом Аллах одаряет человека, тем больше пользы он извлекает из знамений и тем больше он размышляет над ними.
Он задумывается над высоким небесным сводом, его размерами, совершенством и безупречностью. Он задумывается над тем, что земля является постелью для людей, на которой они могут спокойно существовать, пользуясь многочисленными земными благами. Эти знамения свидетельствуют о том, что Всевышний Аллах сам создает творения и сам управляет ими. Они свидетельствуют о божественном могуществе, благодаря которому Аллах сотворил вселенную, и божественной мудрости, благодаря которой Он придал ей прекрасный и совершенный облик и установил в ней порядок, а также божественном знании и милосердии, благодаря которым Он одарил рабов всем, что приносит им пользу, что необходимо для их существования, в чем они нуждаются. Все это – убедительное доказательство совершенства Аллаха, Который один создает творения, управляет делами Своих рабов и заслуживает их поклонения.
¨Господь- это тот, кому поклоняются (объект поклонения). Доказательством того являются слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненны! Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвёл с неба воду, и взрастил ею ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль –Бакара,21-22)
Ибн Касúр (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал: «Создатель всего этого достоин поклонения».
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы будете богобоязненны!...» (аль-Бакара, 21).
Это повеление с широким смыслом распространяется на всех людей. Им приказано посвящать Аллаху все обряды поклонения, выполняя Его веления, остерегаясь Его запретов и признавая правдивость Его повествований. Аллах повелел людям совершать то, ради чего они были сотворены.
О люди! Вы обязаны поклоняться одному Аллаху, потому что Он – ваш Господь, одаряющий вас многочисленными щедротами. Он сотворил вас из небытия и сотворил предыдущие поколения людей. Он одарил вас зримыми и незримыми благами и расстелил для вас землю, на которой вы спокойно живете. Вы извлекаете выгоду из того, что строите на ней здания, ведете сельское хозяйство, переезжаете с места на место или занимаетесь другим видами полезной деятельности. Аллах сделал небо кровлей для ваших жилищ и сотворил в нем Солнце, Луну, звезды и другие небесные тела, без которых ваше существование невозможно. И если вы станете поклоняться Аллаху, то непременно обретете богобоязненность.
Основой слова «такъва» которым обозначают слово «богобоязненность», является установление Аллахом между собой и своим рабом препятствия которое защищает раба от Него. И поэтому, когда мы говорим: «богобоязненный раб» это означает, что он устанавливает между собой и между гневом и наказанием Аллаха, которых он боится, защиту от них. Эта защита осуществляется исполнением повелений Аллаха и сторонением того что он запретил.
Ибн Мас‘ýд сказал в отношении выражения «богобоязненность»: «Это когда раб повинуется и не грешит, помнит Аллаха и не забывает Его, и благодарит Аллаха и не отрицает Его милости».
И именно из-за отсутствия такого страха людей постигает наказание Аллаха на этом свете и на том свете
«Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
Небом называется все, что располагается над тобой. Комментаторы считали, что под небом здесь подразумеваются облака. По воле Всевышнего Аллаха из облаков изливается вода, благодаря которой произрастают злаки, финиковые пальмы и другие плодовые деревья. Вы собираете плоды и зерна, которые служат вам пропитанием, помогают вашему существованию и доставляют вам радость и удовольствие. Не равняйте же никого с Аллахом и не уподобляйте Ему творения, ибо в противном случае вы станете поклоняться этим творениям так, как поклоняетесь Самому Аллаху, и возлюбите их так, как любите самого Аллаха. Поступать так недопустимо, поскольку эти творения подобны вам. Они были сотворены, нуждаются в пропитании и зависят от воли своего Создателя. Они не обладают даже крупицей власти на земле и на небесах, и они не способны принести вам ни пользы, ни вреда.
Не приобщайте их в сотоварищи к Аллаху сознательно, ведь вам известно, что у Него нет сотоварищей. Он один создает творения, ниспосылает пропитание и управляет Вселенной. Он один обладает совершенными качествами и заслуживает обожествления. Почему же вы поклоняетесь наряду с Ним другим божествам? Ваше поведение, поистине, удивительно и несуразно.
В этом аяте содержатся повеление поклоняться одному Аллаху и запрет поклоняться иным божествам, приводятся убедительные доказательства того, что поклонение Аллаху является обязательным, тогда как поклонение вымышленным божествам является тщетным и бесполезным. В нем упоминается о том, что Аллах является Единственным Господом, Который создает творения, ниспосылает пропитание и управляет делами Вселенной. И если человек признает, что никто не является сотоварищем Аллаха в перечисленных начинаниях, то он непременно должен признать, что никто не заслуживает поклонения наряду с Ним. Это – самый разумный логический аргумент в пользу необходимости единобожия и порочности многобожия.
Все это является смыслом признания единственности Аллаха в господстве. Мы уже упоминали что признание единства в господстве обязательно приводит к признанию того что только Всевышний Аллах заслуживает поклонения. Поэтому мы понимаем, что в словах:«Поклоняйтесь вашему Господу» под словом «Господь» имеется в виду объект поклонения. Тот, кто сделал эти вещи - Он достоин поклонения и никто, кроме Него. Потому что Он Один кто создал, Тот, Кто дает средства к существованию, Он один кто сделал землю ложем, а небо кровлей, низвел с неба воду. И никто из созданий ни сделал ничего из этого.
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Всевышний Аллах!)сказал:
К формам поклонения, которые повелел совершать Аллах, относятся ислам, иман (вера) и ихсан. К ним относятся также ду’á (الدعاء), страх ((хавф) الخوف ), упование на Аллаха (таваккуль), надежда ((раджáъ) الرجاء ), ра‘гба[31] (الرغبة), рахба[32] (الرهبة), смирение (الخشوع (хушý‘)), обращение с покаянием (الإنابة (аль-инáба)), прошение помощи (الإستعانة (аль-исти’áна)), прибегание ((исти‘áза) الإستعاذة ), мольба о спасении ((исти‘гáса) لإستغاثة ), жертвоприношение ((аз-забх)الذبح), обет (النذر (ан-назр)) и прочие формы поклонения, предписанные Аллахом. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«Мечети принадлежат Аллаху. Не поклоняйтесь и не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (аль-Джинн,18).
Каждый, кто обращает что-либо из этого к кому-то, помимо Аллаха, является многобожником и неверным. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«И тот, кто делает ду’á (поклоняется и взывает) вместе с Аллахом другому объекту поклонения нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у Его Господа. Воистину неверующие не преуспеют» (аль - Муъминýн, 117).
Один из хадúсов посланника Аллаха гласит: «Ду’á – это истинное (стержень) поклонения»
Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«Ваш Господь сказал: «Делайте ду’á (поклоняйтесь или взывайте) Мне, и я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне войдут в геену униженными»». (аль-Гáфир, 60).
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Комментарий:
Поклонение должно быть посвящено только Одному Аллаху, будь это поклонение явное или тайное, будь это связано с сердцем или с языком, или те дела, которые исходят из органов – эти поклонения можно посвящать только Аллаху. И тот, кто посвятил что-то из этого не Аллаху, тот обратил поклонение не Аллаху, противореча тому, что Аллах сказал, Свят Он и Велик: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас...» (аль-Бакара, 21).
Противореча подтверждению то, что объект поклонения – это Аллах, Свят Он и Велик.
¨ «Доказательством того являются слова Всевышнего: «Мечети принадлежат Аллаху. Не делайте ду'á (не поклоняйтесь и не взывайте) же ни к кому наряду с Аллахом»( وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا) (аль – Джинн, 18) ».
Поклонение является правом Аллаха и все, кто поклоняется кому-то, кроме Аллаха совершает это поклонение не по праву, и это является ложным и несправедливым со стороны созданий. Только один Всевышний Аллах достоин поклонения, и никто из Его созданий не достоин этого.
¨ «Каждый, кто обращает что-либо из этого к кому-то, помимо Аллаха, является многобожником и неверным».
Это означает, что все из вышеупомянутых и прочих видов поклонения должны быть посвящены только Аллаху Всевышнему, у которого нет сотоварищей, и непозволительно посвящать его кому-либо, кроме Аллаха Всевышнего. И тот, кто посвящает что-либо из этих видов поклонения не Аллаху - он многобожник, неверующий, совершающий большой ширк, который выводит из ислáма.
¨ И доказательством этого являются слова Всевышнего: «А кто молит поклоняется и взывает наряду с Аллахом другого объекта поклонения, – нет у него доказательства [основания] на это, и расчёт его (за это) только у его Господа (в День Суда)! Поистине, не обретут успеха неверующие (в День Суда)!»(аль-Муъминýн, 117).
Нет и не может быть доводов в пользу поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Напротив, любые убедительные доводы свидетельствуют о порочности и тщетности поклонения вымышленным объектам поклонения. Если человек отворачивается от этих доводов, то он проявляет несправедливость и упрямство.
А когда он предстанет перед своим Господом, то получит воздаяние за свои поступки. И тогда выяснится, что у него нет доли в счастливом уделе, потому что он является неверующим. А неверующие никогда не преуспеют, ибо неверие является непреодолимой преградой на пути к успеху.
¨ Один из хадúсов посланника Аллаха гласит: «Ду’á – это истинное (стержень) поклонения».Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Делайте ду’á (поклоняйтесь или взывайте) Мне, и я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне войдут в геену униженными»». (аль-Гáфир, 60).
Ду'á – это поклонение, как это пришло в хадисе, который привел шейх в доказательство слова пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!): «Ду’á – это истинное (стержень) поклонения», который от Анаса Ибн Малика со слабым иснадом[33], однако смысл его соответствует достоверному хадису от Ну'мáна бин Башúра, который привёл Абу Давýд и имам ат-Тирмизú и другие ученые-собиратели хадисов и это слова пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!): «Ду'а – (это) поклонение», т.е. сердцевина поклонения.
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Всевышний Аллах!)сказал:
Скрытый страх (хавф) также является поклонением, на что указывает высказывание Всевышнего:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являитесь верующими.» (али 'Имрáн, 175).
Надежда(раджáъ) также является поклонением, на что указывает высказывание Всевышнего:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом.»(аль – Кахф, 110).
К поклонению относится и упование(таваккуль) о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:
«И только на Аллаха уповайте, если вы являитесь верующие!» (аль - Мáъида, 23).
Всевышний также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен» (ат-Талáк, 3).
На ра‘гба[34], рахба[35]и хушý‘ [36](смирение) в поклонении указывает высказывание Всевышнего:
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и боязнью и были смиренны перед Нами»(аль-Анбия́ъ, 90).
На хошья[37] в поклонении указывает высказывание Всевышнего:
«Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (аль - Бакара, 150).
На необходимость обращение с покаянием(аль-инáба)указывает высказывание Всевышнего:
«Обратитесь с покоянием к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар, 54).
На прошение о помощи(аль-исти’áна) указывает высказывание Всевышнего:
«Только Тебе Одному мы поклоняемся и только у Тебя Одного просим помощи» (аль-Фáтиха, 5).
В хадисе говорится (пророк Аллаха сказал): «Если просишь о помощи, то проси у Аллаха».
Поклонением является и прибегания к защите (исти‘áза) о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:
«Скажи: «Я прибегаю к зашите Господа людей»(ан - Нáс,1).
К поклонению также относится взывание за помощью(исти‘гáса) на что указывает высказывание Всевышнего:
« Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам... » (аль-Анфáль, 9).
Жертвоприношение (аз-забх) также является поклонением. Всевышний сказал:
«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам):«Поистине, молитва моя и жертвоприношение моё, жизнь моя и смерть (посвящаются) Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища [равного Ему] (ни в господстве, ни в именах и описаниях, ни в божественности). И это [Единобожие] мне повелено, и я – первый из предавшихся (Аллаху) (из моей общины)»»(аль - Ан'áм, 162-163).
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал:
«Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху».
Обет (ан-назр) также относится к поклонению, на что указывает высказывание Всевышнего:
«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (аль – Инсáн, 7).
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Страх
Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Всевышний Аллах!)сказал:
Скрытый страх, также является поклонением, на что указывает высказывание Всевышнего:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.» (áли 'Имрáн, 175).
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
Комментарий:
Смысл этого аята заключается в том, что шайтáн внушает приверженцам единобожия бояться их врагов. Однако Аллах запретил им поступать таким образом, и этот запрет носит категорический характер. Аллах запретил бояться кого-либо, кроме Него, и это означает, что страх не перед Аллахом является одним из проявлений многобожия. Аллах также повелел правоверным бояться Его, и это свидетельствует о том, что страх является одной из форм поклонения. Здесь подразумевается не все виды страха, а страх скрытый.
Скрытый страх – это когда ты боишься того, что не мощен сделать никто, кроме Аллаха.
Страх не перед Аллахом может быть либо проявлением многобожия, либо менее тяжким запрещенным поступком, либо незапрещенным поступком.
Страх делится на четыре вида:
1. Скрытый страх – это страх перед могилой или покоящимся в ней, или идолом, или святым и т.д. И причина его — опасение, что они наведут беду, недуг, бедность, несчастье или смерть и тому подобное, когда пожелают.
Именно этот вид страха испытывают суфии по отношению к своим шейхам опасаясь, что они причинят им вред, или нашлют на них бедность или болезнь, или умертвят их, или собьют их с пути Истины, или отдадут их во власть джиннам или диким зверям, или лишат их успеха и удачи в их работе или торговле и т. д. Точно так же они боятся и обитателей могил, опасаясь, что те наведут на них беду, или прогневаются на них, или лишат их блага и т. д. Подобных страхов у поклоняющихся могилам не счесть.
Подобный страх не имеет известных среди людей причин или обоснований, но он исходит из ложных убеждений последователей суфизма относительно их шейхов[38]
Мусульманин не должен бояться этим видом страха никого, кроме Аллаха, потому что никто не наставляет на Прямой Путь и не сбивает с него, кроме Аллаха, и не насылает болезнь и не исцеляет от нее никто, кроме Аллаха, и не дарит успех никто, кроме Аллаха, и не дает жизнь и не забирает ее никто, кроме Аллаха, и не под силу шейху или вали[39].
Все эти свойства являются Божественными, и не может обладать ими никто, кроме Аллаха, и, соответственно, нет причины бояться кого-либо, кроме Аллаха, в том, что касается вышеупомянутых дел. Этот вид страха является страхом поклонения, и кто обращает его не к Аллаху — тот совершает ширк, и если он умер, не покаявшись, Аллах не простит его.
Сказал Всевышний, приказывая своим рабам испытывать подобный страх только перед Ним:
«Это всего лишь шайтáн пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (áли 'Имран, 175).
И сказал Всевышний: «Не бойтесь же людей» (аль-Мáъида,44).
И сказал Он:«...и только Меня бойтесь!»(ан – Нахль, 51).
Написано в «Ат-Тайсире»: «Кто придал Аллаху сотоварища, боясь его подобным видом страха, тот совершает ширк»[40].
Поистине, этот вид страха чрезвычайно распространен, и не только в суфийской среде.
Из вышеупомянутого мы можем заключить, что первый вид страха — скрытый страх — является поклонением, и он присутствует в суфизме, последователи которого пытаются вселить его в души мюридов и простых людей, а народы, жившие до нас, пытались испугать подобным образом своих пророков. Сказали ‘адиты своему пророку Хýду (Мир ему!):
«Мы думаем, не иначе, как наслал на тебя порчу один из наших объектов поклонения»
( Хýд, 54).
Ибн Кясир в своем тафсире говорит: «Они говорят: “Мы убеждены, что некоторые из наших богов навели на тебя помешательство и слабоумие, потому что ты отказался поклоняться им сам, и запрещаешь другим делать это…”»[41]
2. Страх естественный — как страх человека перед огнем, что он сожжет его, или страх перед хищным животным, что оно нападет на него, или страх перед скорпионом, что он его ужалит, страх перед несправедливым правителем, что он причинит ему какой-то вред и тому подобное. От этого страха не свободен никто, и каждый из нас хоть раз испытывал его, потому что он — врожденный, Аллах так От этого страха не свободен никто, и каждый из нас хоть раз испытывал его, потому что он — врожденный, Аллах так создал своих созданий, что они боятся то, на что есть какие-то явные причины для боязни, и не были избавлены от него даже пророки.
Сказал Всевышний Аллах о Мусе (Мир ему!):
«И вышел он оттуда [из страны Фараона] со страхом, и проявляя осмотрительность [оглядываясь, не преследуют ли его]. (И Муса) сказал: «Господи, спаси меня от несправедливых людей!»» (аль-Касас, 21).
Он также сказал о Йа’кубе (Мир ему!):
«Он сказал: “Мне грустно от того, что вы уведете его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра”» (Йусуф, 13).
И сказал он об Ибрáхúме (Мир ему!):
«А когда он увидел, что руки их [ангелов, которые были в образе людей] не касаются его [угощения], он их не признал (и усомнился в них) и почувствовал к ним страх (подумав, что они враги или воры). (Увидев, что его охватил страх, ангелы) сказали: «Не бойся, мы посланы к народу Лута (чтобы подвергнуть их наказанию)»( Хýд, 70).
К этому виду страха относятся опасение человека, что правительство посадит его в тюрьму или задержит, и страх, испытываемый, когда человек слышит о военных укреплениях врага и его силе, большом количестве его людей и оружия. За этот вид страха никто не достоин порицания, хоть мы и признаем, что не будь его, было бы лучше, но он не должен становиться причиной отказа от исполнения обязанностей, таких как Джихад, призыв к религии Аллаха, произнесения слов Истины где нужно и т. д. В подобном случае человек должен преодолеть свой страх и не поддаваться ему, а предпринимать необходимые действия по обеспечению безопасности, после чего уповать на Аллаха, говоря: «Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!»
Говорит Всевышний Аллах, хваля тех из Своих рабов, которые свободны от подобного страха:
«Люди сказали им: “Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: “Нам достаточно Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!”»(áли 'Имран, 173).
И сказал Всевышний о Мусе (Мир ему!):
«О Мýсá! Не бойся, ибо при Мне не боятся посланники» (ан-Намль, 10).
Мы не должны бояться укреплений врага, его сплоченности и большой численности, потому что действия врага не предоставляют для нас опасности, ведь если мы будем твердо придерживаться Истины, Аллах возьмет их на Себя. Но действительную опасность для нас представляют наши грехи, ошибки и ослушание Аллаха.
3. Третий вид страха — страх перед мучением могилы и мучением в Огне, и страх перед наказанием, которое Аллах обещал неверным и нечестивцам, а также страх перед хитростью Аллаха. Этот вид страха является обязательным и необходимым, и он — из свойств, которыми обладают благочестивые, и Аллах восхваляет тех, в чьих душах есть подобный страх, во многих аятах Своей Книги. Сказал Всевышний:
«...и тех, которые страшатся наказания своего Господа [боятся оставлять свои обязанности перед Аллахом и совершать запрещённое Им], – (ведь) поистине наказание их Господа не безопасно! –» (аль-Ма'áридж, 27–28).
И сказал Всевышний:
«Они исполняют обеты и боятся наказания Аллаха) в День (Суда), зло распространяется (на всех, кроме тех, кого помиловал Аллах)» (аль-Инсáн, 7).
И сказал Он:
«А кто боялся предстать перед Господом своим (в Судный День) и удерживал себя (свою душу) от прихоти [от совершения запретного], то, поистине, Рай (станет его конечным) пристанищем »(ан-Нáзи'áт, 40–41).
4. Боязнь упреков — этот вид страха приводит к отказу от ухода на Джихад, когда это узаконено религией, или оставлению слов Истины, или оставлению призыва к одобряемому и запрета порицаемого, оставлению дел согласно Сунне и тому подобное.
Причина этого вида страха — слабость веры и отсутствие достоверных знаний и глубокой убежденности, и чем больше становится этот страх в душе человека, тем больше его привязанность к земной жизни и отвращение к смерти, и тем больше он боится упреков и порицания.
Этот вид страха не делает мусульманина неверующим, но он все равно является запретным, поскольку он удерживает от исполнения обязанностей.
Сказал Всевышний, упоминая качества верующих:
«О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей Веры [станет неверующим], то Аллах приведёт (других) людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных [милостивых] перед верующими, великих [суровых] над неверными, которые будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Это – щедрость Аллаха: дарует Он её, кому пожелает, – ведь Аллах – объемлющий (и) знающий!» (аль-Мáъида,54).
Страх же перед людьми не является достаточной причиной и не должен служить поводом для оставления того, что Аллах сделал нашей обязанностью.