ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Конфликт— это столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Считается, что стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное влияние на другую. При этом если конфликт не переходит определенных рамок, он называется конкуренцией.
Прежде в теории управления конфликты рассматривались исключительно негативно, считалось, что все действия администрации должны сводиться к их силовому подавлению, только загонявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшавшему ситуацию. С современной точки зрения многие конфликты не только допустимы, но и желательны, так как позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности.
Причины возникновения конфликтов можно разделить на три группы: возникающие в процессе труда; вызываемые психологическими особенностями взаимоотношений людей; обусловленные личностными особенностями сотрудников.
Главный источник возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций — сам трудовой процесс, например, факторы, препятствующие выполнению людьми своих обязанностей: непосредственная взаимосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологической цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель—подчиненный», в результате чего не обеспечиваются надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, и др.
Во вторую группу причин, порождающих конфликты, следует включить взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. По этим причинам в коллективе может сложиться неблагоприятная психологическая атмосфера — «атмосфера нетерпимости».
В третью группу входят причины конфликтов, кроящиеся в своеобразии личностей членов коллектива. Имеются в виду не только неумение человека контролировать свои эмоции, агрессивность, излишняя тревожность и т. д., но и социально-демографические особенности.
Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики. К пространственным характеристикам конфликта относятся сферы его возникновения и проявления; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат; средства и действия, которые используют его субъекты. Временные характеристики конфликта представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия в конфликте каждого субъекта, а также временные параметры отдельных этапов.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречиями в самом человеке, которые могут быть вызваны такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств ее разрешения, потребностей и возможностей их удовлетворить; противоречие между влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т. д. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наименьшего зла» (ролевой конфликт).
Межличностные конфликты, как считается, на 75—80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это выглядит как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их действия независимо от того, имеют они отношения к конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния.
С точки зрения организационного уровня, к которому принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первым можно отнести конфликты между отдельными направлениями деятельности организации, формальным и неформальным коллективами и т. д.; ко вторым — конфликты между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что таких конфликтов большинство — до 70—80%. Переплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты становятся смешанными, содержащими в себе различные элементы.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неформальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делят на симметричные и асимметричные. В первом случае потери и выигрыши распределяются поровну; во втором — одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Если участники конфликта скрывают его от посторонних или конфликт еще не «созрел», он является скрытым; в противном случае конфликт считается открытым. Поскольку открытый конфликт контролируется руководством, им можно управлять, он менее опасен; скрытый же может незаметно подтачивать основы организации, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой в управлении понимают нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, в ущерб тем, против кого направлена интрига. Орудие интриги — искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой очерняются или обеляются люди и их поступки.
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации; вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношениями между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом таковой отсутствует.
Различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта.
Если они мнимые и люди по-разному выражают по существу одинаковое мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны.
В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто становятся результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований, в результате чего устраняется сам их объект, а следовательно, могут принести большую пользу, способствовать развитию организации. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, он становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов.
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.
Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности его участников. Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют столкновение с окружающими: демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции; ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих; неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем; сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью; целенаправленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах; бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить создают новые конфликты.