ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

 

Конфликт— это столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обуслов­ленное различием взглядов, позиций и интересов. Считается, что стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное влияние на другую. При этом если конфликт не переходит определенных рамок, он называется кон­куренцией.

Прежде в теории управления конфликты рассматривались ис­ключительно негативно, считалось, что все действия администра­ции должны сводиться к их силовому подавлению, только заго­нявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшавшему ситуацию. С современной точки зрения многие конфликты не только допус­тимы, но и желательны, так как позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления и способствует повы­шению его эффективности.

Причины возникновения конфликтов можно разделить на три группы: возникающие в процессе труда; вызываемые психологи­ческими особенностями взаимоотношений людей; обусловленные личностными особенностями сотрудников.

Главный источник возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций — сам трудовой процесс, например, факто­ры, препятствующие выполнению людьми своих обязанностей: непосредственная взаимосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологической цепочке; невыполнение функци­ональных обязанностей в системе «руководитель—подчиненный», в результате чего не обеспечиваются надлежащие условия для ус­пешной деятельности подчиненных, и др.

Во вторую группу причин, порождающих конфликты, следует включить взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. По этим причинам в кол­лективе может сложиться неблагоприятная психологическая ат­мосфера — «атмосфера нетерпимости».

В третью группу входят причины конфликтов, кроящиеся в своеобразии личностей членов коллектива. Имеются в виду не только неумение человека контролировать свои эмоции, агрессив­ность, излишняя тревожность и т. д., но и социально-демографи­ческие особенности.

Каждый конфликт имеет пространственные и временные ха­рактеристики. К пространственным характеристикам конфликта относятся сферы его возникновения и проявления; условия и по­вод возникновения; конкретные формы проявления; результат; средства и действия, которые используют его субъекты. Времен­ные характеристики конфликта представлены такими параметра­ми, как длительность, частота, повторяемость, продолжитель­ность участия в конфликте каждого субъекта, а также временные параметры отдельных этапов.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречиями в самом человеке, которые могут быть вызваны такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств ее разрешения, потребностей и возможностей их удовлетворить; противоречие между влечениями и обязанностя­ми; различного рода интересами и т. д. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наименьшего зла» (ролевой конфликт).

Межличностные конфликты, как считается, на 75—80% по­рождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это выглядит как несовпадение характе­ров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководите­лей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их действия независимо от того, имеют они отношения к кон­фликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его при­зму.

Конфликты между личностью и группой в основном обуслов­лены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведе­ния, а межгрупповые порождаются борьбой за ограниченные ре­сурсы или сферы влияния.

С точки зрения организационного уровня, к которому принад­лежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первым можно отнести конфликты между отдельными направлениями деятельности организации, формаль­ным и неформальным коллективами и т. д.; ко вторым — конф­ликты между различными уровнями иерархии. Практика показы­вает, что таких конфликтов большинство — до 70—80%. Пе­реплетение внутриорганизационных отношений на практике при­водит к тому, что многие конфликты становятся смешанными, содержащими в себе различные элементы.

По сфере возникновения и развития конфликты можно разде­лить на деловые, связанные с официальной деятельностью чело­века, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неформальные отношения.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делят на симметричные и асимметричные. В первом случае потери и выигрыши распределяются поровну; во вто­ром — одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.

Если участники конфликта скрывают его от посторонних или конфликт еще не «созрел», он является скрытым; в противном случае конфликт считается открытым. Поскольку открытый кон­фликт контролируется руководством, им можно управлять, он ме­нее опасен; скрытый же может незаметно подтачивать основы организации, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.

Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой в управлении понимают нечестное запутывание руково­дителей и коллег с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, в ущерб тем, против кого на­правлена интрига. Орудие интриги — искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой очер­няются или обеляются люди и их поступки.

Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организа­ции либо упрочения своих позиций.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недо­статками, возникающими в процессе функционирования и разви­тия организации; вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношениями между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом таковой отсутствует.

Различия во взглядах и оценках составляют предмет конф­ликта.

Если они мнимые и люди по-разному выражают по существу одинаковое мнение, конфликт оказывается не только субъектив­ным, но и беспредметным. В противоположность этому объектив­ные конфликты всегда предметны.

В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто становятся результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований, в результате чего ус­траняется сам их объект, а следовательно, могут принести боль­шую пользу, способствовать развитию организации. Если же кон­фликт не имеет под собой реальной почвы, он становится дест­руктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производ­ственных процессов.

Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктив­ный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипа­тию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.

Во многом превращение конструктивного конфликта в дест­руктивный связано с особенностями личности его участников. Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют столкновение с окружающими: демон­стративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции; ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считаю­щиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих; неуправляемые, отличающиеся импульсивнос­тью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем; сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, ме­лочностью; целенаправленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склон­ные манипулировать окружающими в своих интересах; бескон­фликтные, которые своим стремлением всем угодить создают новые конфликты.