ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления с помощью технических средств связи, на основе сбора информации, ее обработки, осуществления оперативного контроля и регулирования производства.
Диспетчерская служба позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, нормы управляемости и эффективность управления. Она включает диспетчерский персонал, комплекс технических средств управления (внутрифирменная радио- и телефонная связь, средства наглядного отображения информации), методы централизованного оперативного управления.
Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям:
опираться на четкую организацию оперативного планирования, непосредственным продолжением которого она является;
организовывать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
базироваться на ответственности и преемственности оперативного руководства.
Диспетчерская служба выполняет следующие функции.
• Оперативный анализ — основа выполнения функций оперативного управления. В процессе анализа определяют степень выполнения плана, устанавливают причины отклонений, разрабатывают варианты решения проблем. Важен анализ конкретной проблемной ситуации. Анализируют выполнение плана работ, ист пользование трудовых и технических ресурсов, материальных и' трудовых затрат на производство и сбыт продукции, качество труда и продукции.
• Оперативное целеполагание и планирование — это выработка целей и планирование развития производства и социальной сферы. В проблемной ситуации выбирают краткосрочные цели, призванные устранить возникшие проблемы. Оперативное планирование заключается в составлении месячных, декадных, сменносуточных заданий для коллектива организации, его подразделений и отдельного работника. Одна из функций планирования — самостоятельное решение работниками центрального диспетчерского пункта вопросов расстановки кадров и вариантов решения проблем, представляемых диспетчерскому совещанию.
• Оперативная организация управления — распределение должностных полномочий по решению проблем, расстановка техникческих и трудовых ресурсов, создание нового краткосрочного организационного и функционального регламентирования, поддержание постоянной связи с помощью технических средств с pyководителями, специалистами, рабочими для обеспечения устойчивости, гибкости и адаптивности механизма управления.
• Оперативное регулирование хода выполнения плановых npoграмм — обеспечивает взаимодействие коллективов различны) подразделений, надежную двустороннюю связь руководителей) специалистов и работников центрального диспетчерского пункта выявление срыва планов, отклонений от графика их выполнение и оперативное их устранение, корректировку планов, pacпpocтpaнение распоряжений работников аппарата управления по ликвщ дации возникших проблем, активизацию деятельности трудовы коллективов.
• Оперативный учет и контроль — осуществляют на основ сбора, обработки и анализа информации, диспетчерской докумемтации с помощью средств наглядного отображения информации Контроль осуществляется за выполнением оперативных планов текущими изменениями в организации труда и производства, реализацией распоряжений и указаний руководителей и специалистов, соблюдением режима использования технических и трудовых ресурсов, технологических приемов, проверкой технического состояния машинно-тракторного парка, качеством труда и продуктции, социальными, санитарно-гигиеническими, эстетическими Я психологическими условиями производства.
Оценка оперативной работы включает постоянный анализ выполнения решений, который проводят работники центрального диспетчерского пункта, диспетчерское совещание и руководители организации.
Деятельность диспетчерской службы регламентируется Положением о диспетчерской службе и распорядком дня диспетчерской службы.
Объекты диспетчеризации — производственные, перерабатывающие и подсобные подразделения, транспортные средства руководителей и специалистов, мобильные средства.
Диспетчерская система управления будет хорошо функционировать тогда, когда все ее подсистемы взаимосвязаны.
В техническую подсистему диспетчерской службы входят: внутрифирменная автоматическая и диспетчерская телефонная связь, директорская связь, диспетчерская радиосвязь, вещательно-поисковая связь, устройства передачи технологической и другой информации (телеконтроль, телеизмерение, телесигнализация, фототелеграф, телетайп, промышленное телевидение), средства фиксирования информации (диктофон, магнитофон), измерительная и вычислительная техника, средства наглядного отображения информации.
Информационную подсистему диспетчерской службы представляют все виды информации, циркулирующей в системе, методы и средства работы с ней. Информационные потоки определяются функциями диспетчерской службы, уровнем организации системы управления, числом объектов диспетчеризации, объемом производства и т. д.
На центральном диспетчерском пункте составляют следующие документы: журналы диспетчера, диспетчерских совещаний, учета заявок от подразделений, учета производства и реализации продукции; оперативные графики выполнения основных работ; контрольные графики проведения технических уходов за автомобилями и другой техникой. Для улучшения восприятия основные виды оперативной информации могут быть отображены на стендах, планшетах, диаграммах.
Функционирование диспетчерской службы осуществляют по установленному графику, который составляют с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимости. В распорядке работы диспетчерского пункта указывают время и вид выполняемой работы, ее конкретных исполнителей. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой —с 7 до 17—18 ч. Отдельные организации практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.
На должность старшего диспетчера назначают специалиста сельского хозяйства, имеющего организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомого с условиями производства в данной организации. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде организаций старший диспетчер — заместитель руководителя организации по оперативной работе. В структуре управления данная служба имеет самостоятельное значение, ее руководитель непосредственно подчиняется руководителю организации.
Опыт работы сельскохозяйственных организаций повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1 — 2 года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращаются затраты времени на оперативное управление на 20—35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.
Общие способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валовой продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости и т. д.
Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. В последние годы в связи с расширением самостоятельности внутрихозяйственных подразделений многие виды работ по оперативному распорядительству переданы на более низкий уровень управления — управляющим, бригадирам, однако это не исключает необходимости координации работ с помощью оперативного управления в целом по организации.
Благодаря диспетчерской службе другие функциональные и линейные службы управления получают возможность решать задачи, связанные с долгосрочными перспективами развития хозяйства, заниматься решением таких проблем, как совершенствование техники и технологии производства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта.
Для решения вопросов оперативного управления аппарат диспетчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от плана и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению обнаруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат помимо знания сельскохозяйственного производства должен обладать способностью к прогнозу и анализу, умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся производственной обстановке.
Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ. В крупных сельскохозяйственных организациях оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пункт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделениях, в средних и небольших хозяйствах — через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах.
Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (старший) диспетчер, выполняющий функции заместителя по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйственным производством. Главному диспетчеру подчиняются по оперативным вопросам все руководители подразделений основного и обслуживающего производств.
Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвычайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы показала, что ему приходится решать вопросы, требующие разносторонних знаний.
Непосредственный помощник главного (старшего) диспетчера по оперативному управлению — диспетчер-оператор, обеспечивающий своевременное поступление, прием и обработку оперативной информации о ходе производственного процесса, подготовку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих организаций.
Контрольные вопросы и задания
1.Что такое управление развитием производства?
2.Каковы основные требования к управлению производством?
3.Перечислите функции оперативного управления производством.
4.Какие вы знаете принципы оперативного управления?
5.Как организуется оперативное управление?
6.Каковы функции и подсистемы диспетчерской службы?