ВИДЫ И СТАДИИ КОНТРОЛЯ

 

Виды экономического контроля зависят от субъектов и сово­купности контрольных органов, различающихся кругом дей­ствий и особенностями формирования. По этому признаку выде­ляют государственный, внутренний, аудиторский и обществен­ный контроль.

Государственный контрольпредставлен специальными органа­ми государственного аппарата, компетенция которых распростра­няется на проверку соответствующих процессов во всех отраслях национальной экономики. В ходе социально-политических и эко­номических преобразований государственный контроль претер­пел кардинальные изменения — от господствующего положения в дореформенном периоде до обычной практики, принятой в усло­виях рыночной экономики исходя из особенностей ее государ­ственного регулирования на современном этапе.

Внутренний контроль выступает составной частью системы кор­поративного управления и осуществляется как непосредственно ру­ководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или при­влеченными специализированными организациями. В свою очередь, внутренний контроль может осуществляться собственником (через создание ревизионных комиссий или на договорной основе) и ис­полнительным органом путем создания специальной службы внут­реннего контроля (аудита) либо непосредственно управленческим персоналом. В последнем случае такой контроль нередко называют управленческим, рассматривая его по аналогии с управленческим учетом одним из средств решения управленческих задач каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Аудиторский контроль характерен для рыночной экономики и появился в нашей стране лишь в начале 90-х годов прошлого века. Представляя собой независимую проверку состояния бухгалтерс­кого учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетнос­ти, аудиторский контроль невольно вторгается и во все смежные вопросы финансово-хозяйственной деятельности субъектов, бла­годаря чему он правомерно рассматривается как отдельный вид экономического контроля.

Общественный контроль осуществляется контрольными орга­нами общественности и представляет собой самый массовый вид экономического контроля. Общественный контроль, как и госу­дарственный, с переходом к рыночной экономике подвергся су­щественной модернизации.

Он не патронируется государством, а развивается самостоя­тельно в той естественной среде, которая создается в рамках де­мократического правового государства.

По сфере применения различают финансовый и администра­тивный экономический контроль.

Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности орга­низации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактически­ми. Финансовый контроль осуществляют специальные подразде­ления: планово-финансовый отдел, бухгалтерия, ревизионные ко­миссии, наблюдательные советы, а также экономисты и бухгалте­ры производственных подразделений. Функция контроля значи­тельно усовершенствовалась за счет использования компьютерной техники, которая позволяет ускорить процесс сбора информации.

Административный контроль ведут на всех уровнях управления, он призван оценивать деятельность сотрудников (контроль испол­нения). Осуществляется постоянно как специальными подразде­лениями, так и руководителями.

По источникам контрольных данных выделяют документаль­ный и фактический контроль.

Документальный контроль осуществляется по документальным данным. В качестве источников данных выступают бизнес-планы, сметы, бюджетные задания структурным подразделениям хозяй­ствующих субъектов, годовая и промежуточная бухгалтерская от­четность, формы статистической и налоговой отчетности, а также первичные документы.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверны­ми, полными и неполными. Это в известной мере ограничивает возможности документального контроля в полном и объективном отражении хозяйственных процессов и объектов.

Фактический контроль осуществляется по данным осмотра в натуре проверяемых объектов. Достоинство фактического контро­ля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность данных. Однако из-за отсутствия необходимой информации во всей полноте он не в состоянии воссоздать всю картину хозяй­ственных процессов и объектов, поэтому его следует сочетать с документальным контролем.

По охвату проверяемых объектов выделяют сплошной и выбо­рочный контроль.

Сплошной контроль означает проверку объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке и очень трудоемок, в связи с чем используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности.

Выборочный контроль ограничивается проверкой отдельного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по суще­ствующим методам их отбора, на основании которой по выбороч­ной совокупности формируются выводы.

По периодичности проведения можно выделить систематичес­кий (регулярный) и разовый (эпизодический) контроль.

Систематический (регулярный) контроль проводится, как пра­вило, сопределенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля. Общественный контроль часто бывает разовым (эпизодическим), он обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициа­тивами).

Различают предварительный, текущий и итоговый контроль.

Предварительный контрольпредшествует началу активной дея­тельности организации. По содержанию это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готов­ности предприятия, его персонала, производственного аппарата, системы управления к работе. Управленческую систему проверя­ют на соответствие существующей структуре организации, анали­зируют качество принятых решений, подготовленных документов, их соответствие требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей, усвоения ими стоящих задач, что во многом определяет успех будущей работы.

С помощью предварительного контроля персонала необходимо прежде всего ответить на вопрос, сможет ли он решать предусмот­ренные планом задачи, поэтому кадровые службы тщательно изу­чают сотрудников на профессиональную пригодность, отбирают лиц, наиболее подходящих для выполнения предстоящей работы. Контроль осуществляется на основе заранее разработанных тре­бований, предъявляемых к категории специалистов. Его основ­ные инструменты — разного рода тесты, собеседования, экзаме­ны. В сферу предварительного контроля персонала входят такие вопросы, как понимание целей деятельности, знание прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Кроме того, в его функции входят подготовка и переподготовка кадров, их ин­структирование, создание возможностей для творчества и рацио­нализаторства, нормальных условий труда.

Третье направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации: их наличие, соответствие потребностям по структуре и объему, гарантированность поставок. Средства предварительного контроля финансовых ресурсов организации и их предполагаемого распределения — бюджет или смета, позволяющие проверить надежность источни­ков и обоснованность предстоящих расходов. Обычно эти доку­менты составляют исходя из опыта, но по ряду категорий затрат статистика прошлых лет не дает достаточной информации для оп­ределения необходимых расходов в новых условиях, поэтому кон­троль может опираться на данные других организаций и среднеот­раслевые показатели.

Текущий контрольобычно существует в стратегической и опера­тивной формах.

Основной объект стратегического контроля — эффективность использования ресурсов с точки зрения достижения конечных це­лей организации. Он осуществляется не только по количествен­ным, но и по качественным показателям. Процесс стратегического контроля сводится к сбору, обработке, оценке информации об уровне производительности труда, внедрении и использовании достижений научно-технического прогресса, новых методов рабо­ты, технологий и т. д. как в организации в целом, так и в ее под­разделениях.

Оперативный контроль ориентирован на текущую производ­ственную и хозяйственную деятельность, в частности на движение продукции в рамках технологического процесса (соблюдение пос­ледовательности операций, норм времени на их выполнение, ка­чество труда), загрузку техники и оборудования, соблюдение об­щего графика работы, наличие запасов сырья, материалов, топли­ва, состояние незавершенного производства и готовой продукции, уровень текущих затрат, расходование денежных средств.

Итоговый (заключительный) контрольсвязан с оценкой выпол­нения организацией планов и составлением новых. Предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятель­ности за текущий период, но и сильных и слабых ее сторон.