ИДЕЙ ДЖОНА ЛОККА

 

Матвеев А.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Пермского государственного национального исследовательского университета.

 

Статут королевы Анны от 5 апреля 1710 г. <1> - это первый в мире закон об авторском праве. Он является условной чертой, разграничивающей эпоху привилегий и эру авторского права. Понять специфические причины принятия Статута и существо исключительного права, закрепленного в нем, можно исходя из ряда обстоятельств, характерных для английского книгопечатания XVI - XVII вв. Три основных фактора имеют здесь особое значение: монополия Stationers' Company, бессрочное право собственности на произведения и институт цензуры.

--------------------------------

<1> An Act for the Encouragement of Learning, by Vesting the Copies of Printed Books in the Authors or Purchasers of such Copies, During the Times therein mentioned (Statute of Anne) (London, 1710) (http://copy.law.cam.ac.uk/cam/tools/request/showRecord.php?id=record_uk_1710 (дата обращения: 18 июня 2013 г.)).

 

1. В Англии до начала XVIII в. монополия на издание книг принадлежала Stationers' Company (Компания издателей и книготорговцев; Компания стационеров). Монополия основывалась на королевской Хартии, выданной в 1557 г. Марией I Тюдор. Любой член Компании, получивший в свое владение рукопись произведения, имел право зарегистрировать ее для публикации. С момента регистрации никто не мог печатать это произведение без разрешения этого издателя или книготорговца. Кроме монополии Компании стационеров в Англии XVI - XVII вв. книги публиковались также на основании патентов, которые даровались монархом издателям. Патент означал монополию издателя на публикацию и продажу конкретной книги либо определенного класса книг. Система патентов была параллельной режиму привилегии Stationers' Company. Теоретически патент мог быть выдан любому издателю, но на практике чаще обладателями патента становились члены Компании стационеров.

2. Авторы не являлись членами Stationers' Company. В указанный период времени они могли опубликовать свои сочинения при условии сотрудничества с членами этой Компании. Издатели и книготорговцы, ссылаясь на общее право, признавали за авторами право собственности на их произведения. Это право считалось вечным, его автор передавал издателю вместе с рукописью и, как правило, получал взамен единовременное вознаграждение.

3. Монополия Stationers' Company на печатание книг усиливалась институтом цензуры, который был выгоден как королевской власти, так и самой Компании. Издатели использовали цензуру в качестве инструмента борьбы с несанкционированными публикациями. Однако в 1695 г. цензура в Англии была отменена, так как парламент отказался продлевать срок действия Акта о цензуре 1662 г. (Licensing Act), в котором к тому же Карлом II подтверждалась привилегия Stationers' Company.

Отмене Акта о цензуре в определенной мере способствовал Джон Локк, направивший в 1694 или 1695 г.г. в парламент через своего друга члена палаты общин Эдварда Кларка Меморандум. Критика Дж. Локка была направлена как на институт цензуры вообще, так и на бессрочную монополию Stationers' Company. "Я не знаю, - писал мыслитель, - почему человек не должен иметь свободу печати всего, что он хотел бы сказать, и нести ответственность за себя, как за всех, если он преступил закон в том или другом" <1>.

--------------------------------

<1> Locke J. Memorandum on the Licensing Act 1662 (http://copy.law.cam.ac.uk/cam/pdf/uk_1693_1.pdf (дата обращения: 18 июня 2013 г.)).

 

Дж. Локк был возмущен властью Stationers' Company, которую он считал вредной для познания и обучения. Членов Компании он называл ленивыми и невежественными, так как они не только запрещали другим издателям печатать полезные книги, но и сами не издавали эти книги, обладая на них бессрочным правом собственности. Так, Дж. Локку казалось абсурдным то, что книги древних авторов (Цезаря, Ливия) не могут быть свободно напечатаны. Более того, абсурдным было то, что в Лондоне нельзя было продавать книги из Голландии, которые были качественнее и дешевле английских изданий.

Дж. Локк, выступавший против вечной монополии на издание книг, писал, что было бы разумным ограничить собственность современных писателей определенным сроком после смерти автора или первого издания книги. Этот срок, по его мнению, должен составлять 50 и 70 лет <1>.

--------------------------------

<1> Locke J. Op. cit.

 

Итак, фактически с упразднением института цензуры закончилась бессрочная монополия Stationers' Company и в Англии началась конкуренция издателей, не являвшихся членами Компании, с издателями-мистационерами. Последние были заинтересованы в восстановлении прежних порядков. Они считали, что в книготорговле царит хаос и что с ним нужно покончить.

В 1709 г. в палату общин вносится проект закона о сохранении за издателями права собственности на рукописи, уже купленные ими у авторов. Палата одобрила законопроект, который далее был направлен в палату лордов. Лорды предложили внести в законопроект существенные изменения. В частности, срок защиты литературной собственности был ограничен. Эта идея была выгодна сторонникам ограничения монополии, выступавшим за свободную торговлю книгами. Палата общин согласилась с палатой лордов, и 5 апреля 1710 г. закон, известный как Статут королевы Анны, был принят.

Принятие Статута королевы Анны прежде всего было обусловлено необходимостью регулирования конкуренции между издателями, а не защитой интересов авторов. Полное название этого акта "An Act for the Encouragement of Learning, by Vesting the Copies of Printed Books in the Authors or Purchasers of such Copies, During the Times therein mentioned" можно перевести как "Акт о поощрении учености путем наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени". Здесь слово vesting переводится как "наделение правом и интерпретируется в том духе, что право это вытекает из закона. Однако в первоначальной редакции названия Статута королевы Анны использовалось выражение securing the property of copies, которое подразумевает сохранение, защиту, подтверждение уже существующих прав.

Статут был призван покончить с монополией определенной группы издателей. Для этого в нем устанавливалось, что всякий издатель, независимо от того, являлся он или нет членом Stationers' Company, мог приобрести у автора принадлежащее последнему исключительное право. Это право обозначалось в Статуте выражениями sole right of printing (исключительное право на публикацию), sole liberty of printing (исключительная свобода публикации). Следует отметить, что в Статуте не встречаются широко используемые сегодня термины copyright, exclusive right.

Статут, не возобновив институт цензуры, окончательно снял вопрос обусловленности публикации произведения административным разрешением на такую публикацию. Далее, Статут установил срок действия исключительного права на 14 лет с момента регистрации произведения. Если по истечении этого срока автор был еще жив, он мог снова передать издателю данное право на такой же срок. Срок действия права на произведения, опубликованные до дня вступления Статута в силу, составлял 21 год. Этот срок начинал исчисляться с 1710 г.

Четырнадцатилетний срок действия права на публикацию был взят английским законодателем по аналогии из Статута о монополиях 1624 г., в котором устанавливался аналогичный срок действия патента на изобретение. Как отмечалось выше, Дж. Локк предлагал значительно больший срок действия авторского права. Однако в данном случае парламентарии не согласились с точкой зрения уже умершего на тот момент мыслителя.