Второй этап правового самовоспитания - правовое самопознание.

Он включает в себя исследование субъектом состояния собственной правовой культуры. Здесь он должен, используя методы самопознания, оценки уровня развития всех элементов собственной правовой культуры - правовых знаний, правовой убежденности и собственной социально-правовой активности, выявить их реальное состояние. Затем посредством сопоставления уровня развития каждого элемента собственной правовой культуры с соответствующими элементами идеального образа правовой культуры (цели самовоспитания) субъект правового самовоспитания получает точную информацию о реальных дефектах элементов своей правовой культуры, что становится основой его программы правового самовоспитания.

Третий этап правового самовоспитания - выбор средств, методов и составление плана. Результаты первого и второго этапов правового самовоспитания открывают путь субъекту к его третьему этапу. Выявленные конкретные дефекты элементов собственной правовой культуры позволяют субъекту права разработать конкретный план работы по целенаправленному устранению каждого из выявленных дефектов. Для такого планирования очень важно, чтобы субъект права хорошо знал и умело владел основными методами правового самовоспитания: правовым самообразованием, правовым самоубеждением, правовым самообязательством, правовым принуждением (самоприказом), правовым самонаказанием и др. Содержание и назначение методов правового самовоспитания действительно непростые.

Четвертый этап правового самовоспитания - самоконтроль за процессом правового самовоспитания. Этот этап составляет активная социально-правовая деятельность субъекта права по реализации разработанного им плана правового самовоспитания, обеспечивающего формирование высокого уровня личностной правовой культуры. Здесь очень важен систематический и беспристрастный контроль своей самовоспитательной деятельности по синхронному развитию всех элементов собственной правовой культуры - правовых знаний, правовой убежденности и социально-правовой активности. Постоянно сличая уровень развития элементов собственной правовой культуры с аналогичными элементами правовой культуры - цели, необходимо отслеживать эффективность используемых средств и методов правового самовоспитания и вовремя исключать из употребления неэффективные средства и методы, заменяя их новыми.