III. Изучение новой темы.
1. Подготовительная работа.
- Посмотрите, у вас в коробках геометрические фигуры. Как вы думаете, какие действия можно над ними произвести? (разделить по цветам, по размеру, по форме и т.д.)
- Дайте им общее название (плоские геометрические фигуры)
- Сегодня на уроке мы научимся совершать с понятиями такие действия, как деление и обобщение.
2. Деление понятий.
- Рассмотрите предметные картинки (рис. 69)
- Перечислите предметы.
Рис. 69
- Что бы вы добавили к ним? (Лапти, кроссовки, туфли, галоши)
- Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)
Вывод:«Обувь» - это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия.Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.
- Перед вами ещё одно понятие «собака».
- Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?
- Назовите известные вам породы собак (рис. 70)
Рис. 70
«Собака» - родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.
Вывод: Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.
На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД».
Запомни!Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.
Исключение составляют слова, которые не имеют в русском языке единственного числа. Например, «счеты», «ножницы», «щипцы».(рис. 71)
Рис. 71
Аналогичная работа срис. 72, 73.
Рис. 72
Рис. 73