III. Изучение новой темы.

1. Подготовительная работа.

- Посмотрите, у вас в коробках геометрические фигуры. Как вы думаете, какие действия можно над ними произвести? (разделить по цветам, по размеру, по форме и т.д.)

- Дайте им общее название (плоские геометрические фигуры)

- Сегодня на уроке мы научимся совершать с понятиями такие действия, как деление и обобщение.

2. Деление понятий.

- Рассмотрите предметные картинки (рис. 69)

- Перечислите предметы.

Рис. 69

- Что бы вы добавили к ним? (Лапти, кроссовки, туфли, галоши)

- Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)

Вывод:«Обувь» - это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия.Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.

- Перед вами ещё одно понятие «собака».

- Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?

- Назовите известные вам породы собак (рис. 70)

Рис. 70

 

«Собака» - родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.

Вывод: Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.

На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД».

Запомни!Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.

Исключение составляют слова, которые не имеют в русском языке единственного числа. Например, «счеты», «ножницы», «щипцы».(рис. 71)

Рис. 71

Аналогичная работа срис. 72, 73.

Рис. 72

 

 

Рис. 73