III. Работа по теме урока.
1) Игра «Класс – встань!»
- Ребята, каким словом можно назвать вас, как объект? (класс)
- А сколько объектов в нашем классе?
- Как можно назвать этот класс? (4 А)
- Посмотрим, во сколько групп (объекты) может войти каждый из вас. (Учитель называет объект. Все, кто в него входит, встают. Учитель опускает руку – дети садятся.)
- 4 А, встань!
- Мальчик, встань!
- Шахматист, встань!
- Хорошист, встань!
- Девочка, встань!
- Теннисист, встань!
- Юный журналист, встань!
- Настя, встань!
- Родился зимой, встань!
- Во сколько групп (объектов) вошёл…? Почему?
- Вот и сегодня на уроке мы поговорим о том, что существуют отношения между объектами.
2) Работа по учебнику.
Чтение текста с. 31 - 35
- Почему принято говорить, что объекты связаны отношениями?
- Какие бывают отношения?
(слайды 6-8), (рис. 53 - 55)
Рис. 53 Рис. 54
Рис. 55
Приведите свои примеры.
-Как вы понимаете симметричные отношения? Несимметричные? Приведите примеры?
Загадка:
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко. (Автомобиль)
(слайд 9) (рис. 56)
- Назовите части автомобиля. (Двигатель, руль, колесо, фары)
Рис. 56
- Какое отношение мы наблюдаем? (несимметричное)
(слайд 10) (рис. 57)
Рис. 57
3) Первичное закрепление по учебнику с. 35 - 36
4) Работа в рабочих тетрадях с. 21 - 25
№ 1 – Соедини стрелками по смыслу отношения и примеры (работа по цепочке)
№ 2 - 5 – Изобрази отношения схемой
(слайд 11) (рис. 58)
Рис. 58
№ 6 - Отметь лишнее: выше, раньше, ниже, справа, слева