Искусственные и естественные источники информации.
(авт. Стебнева Г.А.)
Цели урока:
· разделить в понимании школьников понятия «искусственный источник информации» и «естественный источник информации»;
· разделить в понимании школьников понятия «искусственный приемник информации» и «естественный приемник информации»;
· показать значение искусственных и естественных источников и приемников информации для человека;
· развивать любознательность и наблюдательность ребенка, формировать его информационную культуру.
Педагогические задачи урока:
· научить выделять и различать искусственные и естественные источники и приемники информации;
· научить отличать естественные источники и приемники информации от искусственных;
· научить приводить примеры использования искусственных и естественных источников информации из своей жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
· понимать, чем отличаются естественные источники и приемники информации от искусственных;
· уметь приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации.
Ключевые понятия: естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приемник информации, искусственный приемник информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:предмет реальной действительности, явление реальной действительности, искусственный предмет (вещь), искусственное явление, рисунок, текст, событие, описание.
Характеристика урока:
· форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и, опыт обучающихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
· тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
· стратегия — исследовательская, развивающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, аудиокассета со звуками природы, таблицы с разными видами информации.
План урока:
I. Организационный момент, нацеливание (1 - 2 мин).
II. Проверка домашнего задания. Экспресс-опрос по теме «Источники и приемники информации» (5 - 6 мин).
III. Объяснение нового материала (5 – 7 мин).
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради (7 - 8 мин)
V. Физкультминутка (2 - 3 мин).
VI. Компьютерный практикум (8 - 10 мин).
VII. Минутка релаксации (2 мин).
VIII. Обобщение и подведение итогов (2 – 3 мин)
IX. Комментарий учителя к домашнему заданию (2 – 3 мин)
Ход урока:
Ι. Организационный момент, нацеливание на работу.
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие объекты относятся к естественным источникам информации, а какие к искусственным, но сначала необходимо проверить, как вы усвоили прошлую тему.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная работа.
- Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу (рис. 14).
(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).
Звуковая | Зрительная | Вкусовая | Обонятельная | Тактильная |
Громко Тихо | Красиво Ярко | Вкусно Сладко Кисло | Ароматно | Тепло Холодно Жарко Горячо |
Рис. 14
- Что должно быть написано в пустых клетках? (рис. 15)
Предмет | |||||
Свойство | сладкий | звонкий | |||
Канал | обонятельный | осязательный | зрительный |
Рис. 15
2. Экспресс-опрос:
- Что такое «естественный предмет»? ( Камень, дерево, ракушка, животное - всё, что возникло естественным путём, без участия человека.)
- Что такое «искусственный предмет»? ( Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр., т.е. всё, что сделано человеком.)
- Что такое «естественное явление»? (Дождь, снег, гром, молния, радуга, эхо, камнепад в горах, ветер, гроза, тайфун, облака, рассвет, закат…)
- Что такое « искусственное явление»? (Праздничный салют, взрыв бомбы, видеофильм, компьютерная игра, DVD-фильм, радиоспектакль, мультфильм…)
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
- Ребята, мы очень редко обращаем внимание на то, что нас окружает. Бежим, спешим, торопимся жить, но стоит чуть-чуть остановиться, оглянуться, и открывается удивительный мир, мир природы: красивой и мудрой во всех своих проявлениях. Он имеет свой язык. Этих языков очень много и все они разные: языки живой природы (животных) и неживой (шум дождя и грохот грома).
- Я предлагаю вам посмотреть в окно и привести примеры зрительной информации (Например: на улице слабый ветер, это видно по листве деревьев: их качает ветерок), а затем звуковой (Например: пение птиц)
- Ветерок и птица природные, т.е. естественные источники информации для человека.
2. Чтение текста учебника на с. 15.
3. Прослушивание аудиокассеты «Звуки природы».
4. Знакомство с искусственными источниками информации (радио, магнитофон, компьютер).
Вывод:
Устройства, созданные человеком - это искусственные источники информации для человека.
5. Работа с текстом на с. 16 - 17.
ΙV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
С.13, № 5, с.14 № 6.