Понятие и содержание инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент — одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития.
Аспекты инновационного менеджмента:
Наука и искусство управления инновациями:
Инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
В отечественной экономической литературе и официальных документах теоретические достижения и практический опыт нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления, научно-технической политики (НТП), развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.
Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений:
¢ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии.
¢ состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.
¢ состав функций и задач управления регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, инновационное предприятие, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования.
¢ предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации.
¢ предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.
Инновационный менеджмент:
¢ предполагает структурное оформление инновационной сферы.
¢ инновационное предприятие (ИП) — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций, менеджмент которых включает:
1. систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
2. институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.
¢ на ИП можно выделить три иерархических уровня менеджмента - высший, средний и низший. Объем и значимость последствий, принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему менеджменту.
Задачи и формы инновационного менеджмента:
Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Критериями эффективности организации инновационных процессов ИП в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.
Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП, что составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента. Она имеет эндогенный и экзогенный аспекты.
По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП.
Эндогенная гармонизация:
Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:
¢ выработка стратегической инновационной концепции;
¢ определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
¢ построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
¢ планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
¢ подбор и расстановка кадров, обеспечение эффективного использования потенциала ИП;
¢ календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
¢ создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.
Экзогенная гармонизация:
Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационного предприятия с суперсистемами окружающей среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений внешней среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:
¢ формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;
¢ организация и проведение маркетинговых исследований;
¢ учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
¢ оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);
¢ организация кооперации в инновационных программах;
¢ учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.
Организационные структуры инновационного менеджмента:
Методической основой классификации инновационных организаций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает ИО, и другие аспекты.
¢ Маркетинговая организация (МО) – организация, занимающаяся сегментацией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, реализацией концепции маркетинга в подразделениях ИО, определением системы сбыта, рекламой и стимулированием ускорения сбыта товаров.
¢ НИО, исследовательские центры (ИЦ) – организации, занимающиеся научной и экспериментальной проверкой возможности материализации нормативов конкурентоспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией.
¢ Проектно-конструкторская организация (ПКО), специальное конструкторское бюро (СКБ) – организации, занимающиеся конструкторскими разработками и проектированием идей, проверенных НИОКР, экспериментированием и испытаниями новых образцов товаров в целях обеспечения их конкурентоспособности.
¢ Проектно-технологическая организация (ПТО) – организация, занимающаяся разработкой и изготовлением технологических систем производства товаров с минимальными затратами ресурсов и высокого качества.
¢ Строительно-монтажная организация (СМО) – организация, занимающаяся разработкой проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, по расширению, реконструкции или техническому перевооружению и строительством в связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций.
¢ Организация по материальному обеспечению производства (ОМОП) – организация, занимающаяся нормированием и анализом эффективности использования ресурсов; проектированием оптимальных каналов обеспечения производства материальными ресурсами, непосредственным обеспечением ими производства, а также их утилизацией (восстановлением).
¢ Финансовые организации (ФО) – организации, занимающиеся регулированием финансово-кредитного механизма, денежных потоков, банковских взаимоотношений инновационной организации с поставщиками, потребителями и внешней средой.
¢ Предприятие (компания, фирма) – организация, занимающаяся освоением производства новой продукции, серийным производством, тактическим маркетингом и сбытом готовой продукции.
¢ Сервисная организация (СО) – организация, занимающаяся управлением качества сервиса продукции от изготовителя до ее потребителя.
¢ Ремонтная организация (РО) – организация, занимающаяся по договору с потребителями техническим обслуживанием и ремонтами продукции.
¢ Научные парки (НП) - инновационные организации, формирующиеся вокруг крупных научных центров (университеты. институты).
¢ научных, проектных, конструкторских и других организаций в целях повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.
¢ Финансово – промышленная группа (ФПГ) – организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
¢ Холдинг (холдинговая компания). Форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний).
¢ Консорциум – временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени.
¢ Транснациональная корпорация (ТНК) – общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах.
¢ Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства.
¢ Технополис - специально созданный комплекс в одном регионе, рядом с центром научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл.
¢ Стратегический альянс (СА) - соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию результатов.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение инновационному менеджменту?
- Что является объектом инновационного менеджмента?
- Назовите основные аспекты инновационного менеджмента.
- В чем заключается роль науки и искусства управления инновационным менеджментом?
- Что представляет собой инновационный менеджмент как специфический вид деятельности и процесс принятия управленческих решений?
- Какие положения характерны для менеджмента инновационных предприятий?
- Какие иерархические уровни менеджмента можно выделить на инновационном предприятии?
- Какой вид деятельности характерен для высшего менеджмента на инновационном предприятии?
- Какой вид деятельности характерен для среднего менеджмента на инновационном предприятии?
- Какой вид деятельности характерен для низшего менеджмента на инновационном предприятии?
- Назовите основную целевую задачу инновационного менеджмента.
- Назовите основные формы инновационного менеджмента.
- Какие задачи необходимо решить для эндогенной гармонизации инновационного менеджмента?
- Какие задачи необходимо решить для экзогенной гармонизации инновационного менеджмента?
- Перечислите организационные структуры инновационного менеджмента.
- Охарактеризуйте деятельность маркетинговой организации.
- Охарактеризуйте деятельность исследовательские центров, организаций.
- Охарактеризуйте деятельность проектно-конструкторских организаций.
- Охарактеризуйте деятельность проектно-технологических организаций.
- Охарактеризуйте деятельность строительно-монтажной организации.
- Охарактеризуйте деятельность организации по материальному обеспечению производства.
- Охарактеризуйте деятельность финансовых организаций.
- Охарактеризуйте деятельность предприятия (компании, фирмы).
- Охарактеризуйте деятельность сервисной организации.
- Охарактеризуйте деятельность ремонтной организации.
- Охарактеризуйте деятельность научных парков.
- Охарактеризуйте деятельность корпораций.
- Охарактеризуйте деятельность финансово – промышленной группы.
- Охарактеризуйте деятельность технополиса.
- Охарактеризуйте деятельность холдинга.
- Охарактеризуйте деятельность консорциума.
- Охарактеризуйте деятельность транснациональной корпорации.
- Охарактеризуйте деятельность технопарка.
- Охарактеризуйте деятельность стратегического альянса.
Литература: