Введение

 

Основное содержание дисциплины «Концепции современного естествознания». в соответствии с ГОС должно включать в себя следующие разделы: естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы; энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Как следует из приведенного перечня, дисциплина «Концепции современного естествознания» энциклопедична по своей сути, а материал, подлежащий изучению в рамках этой дисциплины очень трудно изложить в одном учебнике приемлемого объема. Возможно, по этой причине многочисленные учебники и учебные пособия по данной дисциплине так сильно разнятся между собой.

Естествознание всегда было и остается ядром науки, которую по праву считают наиболее значимым духовным достижением человечества, важнейшим компонентом человеческой культуры. Человек, не интересующийся достижениями естественных наук, в наше время не только не может считать себя образованным и культурным, но и вряд ли достигнет больших успехов в своей профессии, какой бы далекой от естествознания она не казалась.

Научно-технический прогресс, основанный в первую очередь на достижениях естественных наук, предъявляет все более высокие требования не только к инженерно-техническим работникам, но и к финансистам и менеджерам, политикам и социологам, юристам и предпринимателям. Современный деловой человек должен хорошо ориентироваться в достижениях науки и техники, предвидеть возможные варианты изменений в конкретных областях деятельности, оценивать перспективы вложения средств. Зная законы развития природных систем, легче ориентироваться в выборе путей развития и совершенствования деятельности конкретных социальных систем.

Предлагаемый в данном учебном пособии минимум сведений из естествознания должен быть, несомненно, полезен для студентов гуманитарных специальностей, должен способствовать расширению их кругозора и повышению культуры мышления. Однако более важной задачей дисциплины является формирование научного мировоззрения, которое во многом определяется наличием хотя бы самых общих представлений о научной картине мира, знакомством с наиболее общими концепциями, которые выработало естествознание за свою многовековую историю.

Актуальность формирования научного мировоззрения в известной мере обусловлена и тем обстоятельством, что в последнее время все большее распространение (в том числе и через средства массовой информации) получают всевозможные ненаучные виды знания: магия, астрология, различные мистические и эзотерические учения. Пропаганда подобных учений (равно как и религиозная пропаганда), вытесняет естественнонаучную картину мира на периферию сознания будущих специалистов-гуманитариев, препятствует формированию рационалистического видения мира и способности методологически правильно применять естественнонаучные знания в своей профессиональной деятельности.

Естествознание – это та часть науки, тот ее раздел, который направлен на изучение окружающего мира в его естественном состоянии. Физика и химия, география и геология, астрономия и астрофизика, биология и генетика, физиология и психология – эти и огромное множество других наук, изучающих различные материальные системы, в том числе нашу планету, Космос, живое вещество и самого человека как высшее творение природы, – составляют современное естествознание.

Когда говорят – современное, современность, то обычно понимают нынешнее состояние вещей. Однако изучать только последние научные данные и достижения естествознания вряд ли имеет смысл, т.к. современная наука – это и все то, что лежит в ее основе, ее краеугольные камни, заложенные предшествующими поколениями ученых. Наука, как и весь наш мир, это не набор отдельных, мало связанных между собой частей и фрагментов, а нечто целое, несмотря на огромное разнообразие и разновременность появления составляющих ее отдельных научных дисциплин.

Научное исследование – это достаточно сложный процесс, его результатами на разных этапах могут быть эмпирические обобщения, гипотезы, модели, законы, теории (каждое из этих понятий имеет свой вполне определенный смысл). Наиболее значимые из научных достижений, те основополагающие научные идеи, которыми руководствуются в дальнейшем другие исследователи, можно определить общим словом – концепции (от лат. conceptus – понятие, conceptio – понимание). Определение данного понятия, которое можно найти в энциклопедических словарях, звучит так: «Концепция – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их систематического освещения, ведущий замысел, …».

Время от времени в науке (как и в любой другой области человеческой деятельности) возникает вопрос о правомерности той или иной концепции, на смену одним концепциям, зачастую после весьма ожесточенной борьбы, приходят другие. Необходимость нового концептуального подхода чаще всего возникает в силу того, что в процессе развития любой области знаний объем накопленной информации непрерывно (и с постоянно возрастающей скоростью) увеличивается. Возникающая на какой-то стадии задача сведения огромных массивов разнообразной информации в единую систему, согласования большого числа различных фактов, точек зрения, гипотез и т. п., часто не только слабо связанных между собой, но и противоречащих друг другу, в ряде случаев может быть решена только на основе новой концепции.

Огромное многообразие объектов исследования в естествознании, в качестве которых выступают самые разные материальные объекты (не только предметы, но и связанные с ними явления и процессы), предопределяет необходимость классификации как форм организации (форм движения) материи, так и самих объектов.

С учетом специфики материальных объектов и наличия общих (для выделенной общности объектов) законов и принципов движения формы организации материи подразделяют на три уровня:

-неорганическая (неживая) материя;

- живое вещество;

- общество.

Объекты материального мира в зависимости от размеров также принято относить к одному и трех типов миров:

-микромир (мир микроорганизмов, клеток, молекул, атомов и элементарных частиц);

-макромир (мир предметов, которые наиболее доступны для наблюдения и наиболее изучены в силу того, что их размеры соизмеримы с размерами самого наблюдателя);

-мегамир(мир планет, звезд, галактик и более крупных космических образований).

Главной задачей дисциплины является ознакомление с основными понятиями и проблемами современного естествознания, освещение и раскрытие наиболее значимых концепций естествознания и науки в целом. Основное внимание уделяется рассмотрению наиболее общих принципов Природы, позволяющих понять ее как единое целое. Речь идет о тех законах и закономерностях, которые справедливы для материальных объектов (систем) независимо от их размеров, формы организации материи и других специфических особенностей.

Методологическим стержнем курса является использование системного и эволюционно-синергетического подходов при рассмотрении и анализе явлений и процессов материального мира. Усвоение этих методов должно оказать реальную помощь будущим специалистам, как в осмыслении диалектической противоречивости развивающегося мира, так и при решении конкретных практических задач.