Практическая работа
Задание 1.Переведите число из указанной системы счисления (см. вариант) в десятичную систему счисления.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 242,38 | 2. | A2F,C16 |
3. | 161,28 | 4. | 12B,816 |
5. | 146,28 | 6. | 22C,816 |
7. | 103,248 | 8. | 172,28 |
9. | 11D,416 | 10. | 12F,816 |
11. | 214,48 | 12. | 22D,316 |
Задание 2.Переведите число (см. вариант) из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления с точностью 3 знака после запятой.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 51,7610 | 2. | 57,4910 |
3. | 39,5410 | 4. | 64,510 |
5. | 56,4210 | 6. | 61,2910 |
7. | 47,2910 | 8. | 54,6110 |
9. | 45,3110 | 10. | 65,5210 |
11. | 36,7410 | 12. | 66,3610 |
Задание 3.Переведите число (см. вариант) из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления с точностью 4 знака после запятой.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 82,210 | 2. | 71,610 |
3. | 84,910 | 4. | 52,1510 |
5. | 73,810 | 6. | 73,410 |
7. | 67,210 | 8. | 91,310 |
9. | 80,410 | 10. | 86,510 |
11. | 12. |
Задание 4.Выполните указанные действия над двоичными числами:
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | a. 110012 + 10012; b. 10112 * 1012. | 2. | a. 100012 + 1112; b. 10102 * 112. |
3. | a. 1100102 + 11012; b. 1012 * 1012. | 4. | a. 101012 + 10112; b. 1002 * 112. |
5. | a. 1010112 + 10012; b. 10112 * 112. | 6. | a. 100012 + 101012; b. 1112 * 1012. |
7. | a. 110102 + 10112; b. 10002 * 112. | 8. | a. 10012 + 10012; b. 10012 * 10012. |
9. | a. 100012 + 10112; b. 1002 * 1012. | 10. | a. 100012 + 1112; b. 101012 * 112. |
11. | c. 1101102 + 10112; d. 1012 * 1112. | 12. | c. 111012 + 10112; d. 1012 * 112. |
Задание 5.Переведите число из указанной системы счисления (см. вариант) в двоичную и восьмеричную(шестнадцатеричную) системы счисления. (Примечание. Использовать Табл.3)
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 2AC,3B16 | 2. | 426,358 |
3. | 9A1,F216 | 4. | 173,468 |
5. | 42A,1816 | 6. | 532,418 |
7. | 8E1,A16 | 8. | D2,A16 |
9. | 412,738 | 10. | 317,128 |
11. | 5A,1916 | 12. | D3,С16 |
Задание 6.
Варианты | Задание |
1. | Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 10000002, 628, 3916, 5210. |
2. | Расположите числа в порядке возрастания: 1100102, 738, 4016, 6110. |
3. | Выберите число, которое является максимальным среди следующих чисел: 1000012, 528, 4216, 6310. |
4. | Расположите числа в порядке убывания: 1010012, 438, 3616, 5210. |
5. | Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 1001102, 238, 2316, 2310. |
6. | Расположите числа в порядке убывания: 1101112, 768, 3A16, 5410. |
7. | Выберите число, которое является максимальным среди следующих чисел: 110012, 248, 2416, 2410. |
8. | Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 110012, 238, 2316, 2310. |
9. | Расположите числа в порядке убывания: 1100102, 738, 2B16, 7410. |
10. | Расположите числа в порядке возрастания: 1000102, 328, 3216, 3210. |
Задание 7.Если обратный код целого числа X имеет указанный вид (см. вариант), то чему будет равно его значение в десятичной системе счисления.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 111000012 | 2. | 110001102 |
3. | 000001012 | 4. | 111101102 |
5. | 111100012 | 6. | 111110012 |
7. | 111011012 | 8. | 111101012 |
9. | 111100112 | 10. | 000011012 |
11. | 101100012 | 12. | 111101012 |
Задание 8.Какой вид имеет дополнительный двоичный код указанного числа (см. вариант) в однобайтовом формате.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | -510 | 2. | 210 |
3. | -410 | 4. | 310 |
5. | -210 | 6. | 710 |
7. | 1010 | 8. | 910 |
9. | 1310 | 10. | -810 |
11. | -610 | 12. | -710 |
Задание 9.Найдите основание системы счисления, если
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | 1410 = 16X | 2. | 1010 = 12X |
3. | 510 = 12X | 4. | 1710 = 11X |
5. | 410 = 11X | 6. | 310 = 11X |
7. | 2110 = 15X | 8. | 2410 = 30X |
9. | 2210 = 26X | 10. | 210 = 10X |
11. | 510 = 12X | 12. | 510 = 11X |
Задание 10.Установите соответствие между указанным выражением (см. вариант) и выражением в дополнительном двоичном коде.
Варианты | Задание | Варианты | Задание |
1. | (-310 + 1010 =) | 2. | (910 - 310 =) |
3. | (-1010 - 110 =) | 4. | (-810 - 410 =) |
5. | (-1210 + 210 =) | 6. | (1410 - 510 =) |
7. | (-1210 + 410 =) | 8. | (-1310 - 310 =) |
9. | (-1010 - 510 =) | 10. | (1410 - 710 =) |
11. | (-1010 - 210 =) | 12. | (1410 - 310 =) |
Контрольные вопросы
1. Что понимают под системой счисления?
2. В чем отличие позиционной системы счисления от непозиционной?
3. Что понимают под алфавитом системы счисления?
4. Что принято считать основанием системы счисления?
5. Какие системы счисления используются в информатике?
6. Каковы правила перевода чисел из одной системы счисления в другую?
7. Каковы правила выполнения арифметических операций с двоичными числами?
8. Охарактеризуйте машинные двоичные коды: прямой, обратный и дополнительный?
Приложение