О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771), философ, просветитель. Франция.

Родился в Париже в семье врача, окончил иезуитский колледж, разделял взгляды выдающихся французских просветителей - Монтескье, Вальтера, Дидро, Гольбаха. Свои взгляды философа-материалиста изложил в книгах «Об уме» и «О человеке». Первая из них подверглась осуждению властей и церкви и по приговору суда была сожжена, и Г. был вынужден отказаться от ее идей. Вторая книга уже увидела свет после смерти Гельвеция благодаря князю Голицыну, послу России во Франции и другу энциклопедистов. Хотя книга вышла с посвящением Екатерине II, в России была ею запрещена.

Г. обратился к новому философскому и социально-педагогическому вопросу - о факторах формирования человека. Как и Локк, он отрицал врожденность идей, утверждал, что природных различий между нормальными людьми нет, и все они обладают потенциально правильным одинаковым умом. Следовательно, утверждал Г., человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. Среди последних важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все».

Существующее воспитание никуда не годно, утверждал Г., оно не имеет ясной цели, твердых основ и исходит только из моды. Истинной целью воспитания Г. считает формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Тогда сердца граждан раскроются для гуманности, а ум для знаний и появится поколение истинно новых людей-патриотов. Семейному воспитанию Г. предпочитает общественное, имея в виду школу-интернат. Здесь - дисциплина, режим, хорошие учителя, воспитатели, соревнование, мужественный характер воспитания. Однако и к общественному воспитанию Г. предъявлял ряд требований. Школу и образование нужно вырвать из рук церкви, веками портившей человеческие характеры.

Мысли Г. о роли воспитания и природных задатках в формирована человека не во всем верны, но в целом прогрессивны, они сыграли важную роль в становлении теории личности. Его идеи, обличающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывающие новые идеи воспитания, единство личностных и общественных интересов, содержание светского образования, были с одобрением восприняты сторонниками революции во Франции и многими радикальными педагогами-просветителями в других странах.


О человеке, его умственных способностях и

Его воспитании