Протестантизм. Сектантство. Религиозные секты современности.

 

Реформация (от лат. «reformatio» — преобразование, исправление), широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение XVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. В своей основе это движение имело религиозный и антифеодальный характер. Оно охватило большинство стран Западной и Центральной Европы.

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили значительные отступления католической церкви от чистоты христианского апостольского учения и, последовавшие за ними многочисленные изменения в области догматов, богослужения и религиозной жизни. Западные церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Римские папы пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь все более стала походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция, папский примат, борьба за папский престол и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. Сложившаяся ситуация выявила серьезный кризис католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости преодоления раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации западной церкви предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия, которая благодаря особенностям своего социально-экономического и политического развития в первой четверти XVI в. стала ареной первого акта буржуазной революции в Европе.

Ученый немецкий монах-расстрига Мартин Лютер, не понаслышке знавший распущенность папского двора и римского духовенства, в 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Мартин Лютер был отлучен от церкви, и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга германской общественности спасло его от смерти.

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию — протест против решения Второго Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название «протестанты». В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов — всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Вступив в борьбу с папским Римом, Лютер преследовал благородную цель — возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства от папских искажений, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной им цели.

Одним из главных положений вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: «Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения». Особенностью этой веры является то, что человек, несомненно, верит, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует — он свят, благочестив, оправдан и есть чадо Божие.

Идеологи Реформации сформулировали учение о том, что человек для спасения своей пораженной грехом души не нуждается в посредничестве церкви (в ее католическом понимании), — спасение достигается не внешним проявлением религиозности (не «добрыми делами»), а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа («оправдание верой»). Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей ее иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку «божественную благодать» и обеспечить спасение его души; отрицались учение католицизма о «сокровищнице добрых дел», связанные с ним индульгенции.

Единственным источником Божественного Откровения Лютер считал Священное Писание. Священное Предание, святоотеческое наследие он отвергал.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу. А духовное священство — принадлежность христиан. «Все мы священники, т.е. все мы дети Христа... Все мы через крещение делаемся священниками». Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от институционального священства. Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд «Наставления в христианской вере», опубликованный в 1536 году, когда протестантство уже сложилось как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи. Последователи Протестантских Церквей Кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. – «соединение») - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов.

Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

Другое протестантское направление - Пресвитериане (от греч.- «старейший») - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе церковной общины стоит пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд пресвитериан сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов.

Существует еще одна протестантская деноминация – англиканство. Англиканская Церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с папским Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской власти. В середине XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантством. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».

Наибольшее по числу последователей в России протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы XIX века. Последователи этого учения проводят крещение только взрослых людей. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является предметом почитания.

Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVI - XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее - баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей XVII – XVIII веков, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе.

Во второй половине XIX века в России начал распространяться адвентизм. В началеXX в. возникли общины Христиан веры евангельской - пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились Свидетели Иеговы (последних следует считать псевдохристианской сектой).

В настоящее время в России насчитывают десятки различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн. человек (в протестантских объединениях существует персональный учет членов).

Вскоре после своего появления Лютеранство или Протестантизм стал дробиться на множество сект. Благодаря своим агрессивным методам пропаганды, эти секты теперь наводнили весь мир, включая и Россию.

C начала XX века протестантизм переживает заметную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение «чистоты веры» (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Современному человеку предлагается широкий выбор различных религиозных учений и духовных практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и не очень течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной.

Слово «секта» имеет две этимологии. Оно либо происходит от латинского secare – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского sequi – «следовать» (за лидером). Известный современный сектовед профессор А.Л. Дворкин определяет секту как закрытую религиозную группу , противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Профессором Дворкиным в 1993 г. был введен термин «тоталитарная секта». Тоталитарными сектами, согласно автору термина, следует считать особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Наиболее известными и одиозными тоталитарными сектами являются мормоны, «Свидетели Иеговы», муниты, «виссарионовцы» и другие.

Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом: христианские, псевдохристианские, восточные, синкретические и психологическо- терапевтические.

Российские секты можно разделить на следующие группы:

Конфессии и протестантские секты, являющиеся относительно традиционными для России - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно эти конфессии были распространены среди определенных этнических групп - немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической деятельностью среди православных.

Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации: «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет», корейские протестантские секты «Семья», «Дети Бога». Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. С традиционным христианством эти сектанты ничего общего не имеют.

Тоталитарные секты, претендующие на обладание «новым откровением» - мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна (Церковь Объединения), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм.

Учения и секты из движения «New Age» («Новая эра», «Век водолея»), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, различные практики йоги, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта Порфирия Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика»), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», «Троянова тропа» и др.

Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на экзальтированную молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, стремление к безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. В такие секты привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ.

По оценкам специалистов, в настоящее время в мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. В современном мире секта - это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других.

Каковы же характерные признаки секты? Их необходимо знать, чтобы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками:

1.Религиозная реклама (маркетинг). Секты всегда заняты навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг — это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозная реклама — следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У последователей секты Муна это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями. Эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека, постоянно «опекать» его и не отпускать даже когда он отправляется в туалет. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту, подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.

3. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении. В тоталитарных сектах имеется двойное учение — одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — длявнутреннего пользования, то есть узкого круга посвященных.

4. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда безапелляционно претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая», чем истины всех прочих, особенно же — традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения», видения, контакты с духами.

6. Программирование сознания. Членами сект становятся, прежде всего, люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество). Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты.

8. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека.

9. Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми империями, стремящимися получить власть над всем миром. Многие секты вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты.

Секты постоянно ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, погибает культура и возникает духовная болезнь — неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя). Следует извлечь урок из истории и обратиться к традиционным духовным ценностям. Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев - православная вера.