Города-сады Говарда и их отличие от пригородов-садов.
(update)
Конец 19в. - начало 20в. Результат безудержной урбанизации: переуплотненность городского плана, транспортные проблемы, недостаток озеленения.
Э.Говард – решение проблем путем разработки новых систем городского расселении, т.е. выводом части жителей в иные населенные пункты – города-сады.
Социальная сторона его учения подразумевала примирение различных слоев населения.
Экономико-георгарфические схемы расположения городов-садов подразумевали основание вокруг большого города населенных пунктов, куда перемещались небольшие безвредные промышленные предприятия. Поскольку в оторванности городов-садов от центра был существенный недостаток (отсутствие крупных учебных заведений и проч.) Говард предложил группировать населенные пункты в виде федерации из шести городов-садов, окружающих мегаполис (культурн. и обществ. центр)
Тем не менее, в каждом городе-саде подразумевалось устройство зданий городского собрания, школ, музеев. Таким образом город-сад представлял собой некую отдельную автономную единицу.
Планировочная схема мыслились Говардом в виде округлой городской территории, которую окружали сельскохозяйственные угодия, принадлежавшие городу. Город обильно насыщался парками, бульварами, садами. Железная дорога связывала город сад с другими населенными пунктами и мегаполисом. По проекту архитектора было осуществлено строительство такого экспериментального города Лечуорта.
Энвин, последователь Говарда, учел недостатки теории города сада и разработал идею пригорода-сада.
Эта концепция позволяла реконструировать неблагополучные пригороды Лондона.
Расположенный на кромке города насленный пункт небольших размеров, в котором сочетались бы сельские преимущества с комфортом городской жизни имел планировочные принципы города-сада, но терял характер независимого города и отдаленно напоминал будущий городской микрорайон.
Первый пригород сад Хемпстед был построен в нач. ХХ века близ Лондона. Этот проект был намного более успешен, чем экспериментальный город-сад Лечуорт.
Планировочное развитие Вашингтона.
Первоначальный эскиз планировки столицы США, разработанный инженером и архитектором Пьер-Шарлем Ланфаном (1790)
Соединение важных мест прямыми проспектами, диагонально-лучевая система.
Далее Вудвард (1807) развил принцип сочетания трехлучевой системы и прямоугольной сетки.
Берхем, Омстед (1900г)
Заключение в трубы канала, который резал центр. В центре намыта большая площадь (позже превращена в парк). Двухосевая концепция (запад-восток, юг-север) Развитие от Капитолия и от Белого дома. На пересечении осей – памятник Вашингтону. Развитие получила ось З-В. Представляет собой бульвар. На пересечении осей регулярный парк.
Центральная часть города.
1 – Капитолий;
2 – Белый дом;
3 – обелиск.
Заштрихована территория, образованная за счет намыва. В последствии превращенная в парк.
(update)
В 1900 г. в связи с празднованием 100 летнего юбилея столицы ее архитектурно-планировочная концепция вновь привлекла внимание правительства США.
Была создана комиссия, в которую входили архитекторы Бернхем и Олмстед.
Основное внимание уделялось формированию общественных городских пространств и важнейших зданий города.
Комиссия предложила двухосевую композицию центра Вашингтона – центральные здания должны были развиваться от здания Капитолия и Белого дома во взаимно перпендикулярных направлениях. На их пересечениях – обелиск в честь Вашингтона.
Каждая из планировочных осей представляет собой систему бульваров и проспектов, обстроенных монументальными сооружениями.
В результате этих работ город был благоустроен и получил выразительное архитектурно-художественное решение.
План Нью-Йорка и мероприятия по реконструкции его уличной системы.
Манхеттене. Сегодня Нью-Йорк состоит из 5-ти крупных районов. Манхеттэн, Бронкс, Бруклин, Квинс, Стейтен Айленд, из которых только Бронкс -на материке, остальные - на островах. Эти округа были объединены в один город в 1898 году.
Манхеттэн – это сосредоточие идей американского градостроительства. Рендл (1811г)- разбивка острова на 12 продольных улиц и 155 поперечных, которые пересекают друг друга. Сетчатая основа. Складывается ведущая роль улицы Бродвей.
В конце XIX в. стали застраивается Куинс и Бруклин. Строится Бруклнский мост, который соединяет Манхаттан с Бруклином (1883). На острове установлена Статуя Свободы(1886г.) Начинается строительство высоток. Олмстед – устройство центрального парка.
(update)
В Нью-Йорке во второй половине 19 – начале 20 вв. наблюдался период неудержимого роста.
В соответствии с составленным ранее проектом весь остров Манхаттан был покрыт на протяжении 20 км. сетью перпендикулярно пересекающихся улиц.
Бродвей сохранил свое значение главной магистрали города.
В этот же период активно застраивались Куинс и Бруклин, где разместились складские и пром. предприятия. В 1883 г. инженерами Дж. и В. Релблинг был построен Бруклинский мост, соединивший эти районы с центром города.
Однако главные изменения затронули прежде всего архитектуру Нью-Йорка. Дома стали возводиться более высокими, широко применялось строительство в исторических «стилях»,
Уже в первой половине 20 в. значительная часть Манхеттана была застроена небоскребами.
В 1856 г. Олмстед создал проект большого живописного парка в центре города (Централ Парк). Вытянутый участок разделялся надвое большими озерами, служившими резервуарами воды.