Градостроительные концепции Камилло Зите.

В 1889 г. планировщик Вены Камилло Зитте , предложил при строительстве городов вернуться к органическому росту средневекового города. К этой мысли он пришёл на основе изучения европейских средневековых и барочных городов, способов решения их внешнего пространства, при которых улицы органично вливались в площади. Он предлагал определенные меры по избавлению городов от монотонности и эстетической безликости, типичных для конца 19 в. В частности - осво­бодить центр города, разбивать сады во дворах жилых кварталов, а не в деловых общественных зонах, строить высокие стены, чтобы изолировать общественные парки от шума улиц.

Особое внимание Зитте уделял площади.

 

Главные концепции Зитте:

- неправильная форма площади предпочтительнее, чем правильная, так как она более интересна живописностью своей композиции; на неправильной площади более органично и с большим архитектурным эффектом можно расположить главное здание;

- ограничить число улиц, подходящих к площади, а у остальных изменить направление для повышения оптической замкнутости площади;

- размеры площади определялись высотою зданий, окаймляющих площадь, наименьший размер площади равен высоте главного здания, а наибольший — более этой высоты в два раза;

- центр площади должен оставаться свободным, а для монументов выбирать места незатронутые движением.

 

 

Сверху - площадь Санта Мария Новелла во Флоренции.

В центре - идеальная схема расчленения городских пространств;

Внизу - соборная церковь в Сиене

 

(update)

В ходе реконструкции Вены большое внимание уделялось в первую социальной стороне проблемы, то есть улучшению жилищных условий, сторона эстетическая оставалась второстепенной. Со временем теоретики архитектуры начали обращать внимание на то, как уродуются при стихийном росте населения и хаотической застройке старые города с их создавшимися веками ансамблями площадей, улиц и целых кварталов и районов.

 

Первым обратил внимание на последнее обстоятельство и принял его близко к сердцу венский архитектор Камилло Зитте. В мае 1889 года в Вене вышла в свет его книга, носившая пространное заглавие: «Градостроительство на художественных основах.. Сам автор объясняет в предисловии к книге ее успех тем, что градостроительство стало одним из самых жгучих вопросов времени, но в то время, как в отношении городского транспорта, санитарии и других технических вопросов достигнуто очень многое, эстетическая сторона проблемы игнорируется совершенно.

Установив печальную ненормальность такого положения, автор заявляет, что решился сделать попытку рассмотреть большое чис-.ло старых городов с их площадями и ансамблями. Он надеется, что, выяснив причины их большого духовного воздействия, он сможет установить правила, следуя которым можно будет добиться аналогичного воздействия и в новое время.

 

Далее изложение принимает более деловой характер. Автор цитирует указание Аристотеля—строить город так, чтобы человек чувствовал в нем себя и в безопасности и счастливым. А для счастья нужна красота. И потому художественной стороне градостроительства должно уделяться такое же внимание, как и стороне технической. Так было в Средние века, в эпоху Возрождения и вообще в те времена, когда искусство процветало.

 

К.Зите считал, что чрезмерно крупные открытые пространства психологически действуют на городских жителей отрицательно, он рекомендовал создать систему более замкнутых «интерьерных» городских пространств. Зитте собрал воедино весь опыт застройки площадей в прошлом. он уделял внимание площадям эпохи барокко. Он отмечал ,что «учет перспективныз эффектов и удачное сооружение площадей составляют вообще наиболее сильную сторону этого стиля».Зитте указывал на следующие преимущества:

1.устранение конфликта стилей

2.значительное усиление эффективности каждого отдельного монументального сооружения.

3.создание группы характерных площадей

4.возможность объединить и расположить здесь множество самых больших .средних и малых размеров памятников.


59. Схемы планировки Парижа и Лондона Эжена Энара.

 

Париж – четырехугольное лучеиспускающее ядро.

Геометризированная схема уличной системы Парижа

1-2 - западно-восточный диаметр; 3-4 - северо-южный диаметр; площади: Звезды 5, Согласия 6, Наций 7 и Бастилии 8 размещаются в точках пересечения первого диаметра с центральным и вокзальным кольцами

 

Схема магистральных улиц Лондона по Эжену Энару

1 - узел в районе Трафальгарской площади; 2 - узел, тяготеющий к Английскому банку; 3 - точка схода трех заречных магистралей - Ватерлоо-род, Блекфрайерс-род и Борохай-стрит

Центр Города Эжент Энар уподоблял человеческому сердцу, с которым связаны артерии (улицы), несущие потоки движения.

2 основных вывода Энара:

- городской центр должен быть непроникаем для транзитного движения;

- должны быть улучшены связи центральных районов с переферией.

В работе «Город будущего» Энар отстаивал необходимость организации городского движения в разных уровнях, предлагал в качестве основного типа городской застройки железобетонные здания с плоскими кровлями, высказывался за всемерное использование достижений науки и техники в современном градостроительстве

 

(update)

С возникновением и развитием автомобильного движения снова возникла проблема преобразования городской сети. Наиболее подготовленным к решению этой задачи оказался Эжен Энар

Эжен Энар не был узким специалистом городского движения, способным принести ему в жертву бытовые и культурные интересы городского населения. Центр города он уподоблял человеческому сердцу, с которым органически связаны питающие его артерии, т. е. улицы, несущие потоки движения. "Однако, - говорил он, - необходимо снизить чрезмерное движение в центре, ибо так же, как и избыток крови в сердце, оно способно привести городской организм к преждевременной гибели"

Отсюда следовали два основных вывода Энара:

- о непроницаемости городского центра для транзитного движения

-об улучшении связей центрального района с периферией города и загородными шоссе.

Согласно его теории, значительно улучшают градостроительную территорию «лучеиспускающее ядро», из которого исходят улицы; ядро окружено кольцевой магистралью, от которой расходятся дороги. Однако эффективность решения может быть только при сравнительно небольшой его величине.

В соответствии с этими принципами Э.Э. обнаружил большой размер «ядра» Парижа, и недостаточное количество разгружающих его улиц.

Пытаясь улучшить планировку центрального района Парижа, Энар составил проект устройства четырехугольного лучеиспускающего ядра со сторонами 1 км. Параллельно улице Риволи он предлагал проложить широкий проспект, который должен был пересечь Пале-Рояль и, обогнув Вандомскую площадь, следовать далее на запад. Западную границу лучеиспускающего ядра должна была определить расширявшаяся по проекту Энара улица Ришелье; южная граница нового центрального района проходила бы по реконструированной Университетской улице через площадь Сен-Мишель, тогда как восточной границей должен был послужить существующий Севастопольский бульвар. Эти мероприятия, безусловно, должны были разгрузить центр города.