Площадь Капитолия в Риме.
30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла III Микеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.
Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.
Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.
Новшества от Микеланджело:
1. Четкая симметрия городской площади,
2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,
3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.
4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.
Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.
При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.
С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.
Барочные черты в планировке площади:
– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);
– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);
– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).
1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.
14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.
Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.
До XV века была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.
XVI в. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.
Вторая половина XVII в. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.
В начале XIX в. площадь приобрела Овальное очертание.
Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.
(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).
1 – ворота дель Пополо;
2 – обелиск;
3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;
4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.