Площадь Капитолия в Риме.

 

30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла III Микеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.

Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.

Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.

 

Новшества от Микеланджело:

1. Четкая симметрия городской площади,

2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,

3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.

4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.

 

Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.

 

С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.

Барочные черты в планировке площади:

– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);

– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);

– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).

 

 

 

1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.


14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.

 

Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.

До XV века была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.

 

XVI в. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.

Вторая половина XVII в. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.

В начале XIX в. площадь приобрела Овальное очертание.

 

Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.

(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).

 

 

1 – ворота дель Пополо;

2 – обелиск;

3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;

4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.