Критика

В годы советской власти коммунисты утверждали, что в основе индустриализации был рациональный и выполнимый план. Между тем, предполагалось, что первый пятилетний план вступит в действие ещё в конце 1928 г., однако даже к моменту его объявления в апреле-мае 1929 г. работа по его составлению не была завершена. Изначальная форма плана включала в себя цели для 50 отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также соотношение между ресурсами и возможностями. С течением времени главную роль стало играть достижение наперёд заданных показателей. Если изначально заложенные в плане темпы прироста промышленного производства составляли 18-20 %, то к концу года они были удвоены. Несмотря на отчёт об успешном выполнении первой пятилетки, на самом деле, статистика была сфальсифицирована, и ни одна из целей не была достигнута даже близко. Более того, в сельском хозяйстве и в промышленных отраслях, зависящих от сельского хозяйства, был резкий спад. Часть партийной номенклатуры была этим крайне возмущена, например, С. Сырцов охарактеризовал репортажи о достижениях как «очковтирательство».

Напротив, по мнению критиков индустриализации, она была плохо продуманной, что проявилось в серии объявленных «переломов» (апрель-май 1929 г., январь-февраль 1930 г., июнь 1931 г.). Возникла грандиозная и насквозь политизированная система, характерными чертами которой были хозяйственная «гигантомания», хронический товарный голод, организационные проблемы, расточительность и убыточность предприятий. Цель (т. е., план) стала определять средства для её реализации. Пренебрежение материальным обеспечением и развитием инфраструктуры с течением времени стало наносить значительный экономический ущерб. Некоторые из начинаний индустриализации оказались плохо продуманными с самого начала. Примером является Беломоро-Балтийский канал, построенный в 1933 г. с помощью труда более 200 000 заключённых, который по мнению Ж. Росси оказался практически бесполезным.

Несмотря на освоение выпуска новой продукции, индустриализация велась преимущественно экстенсивными методами, поскольку в результате коллективизации и резкого снижения уровня жизни сельского населения человеческий труд сильно обесценился. Стремление выполнить план приводило к обстановке перенапряжения сил и перманентного поиска причин, чтобы оправдать невыполнение завышенных задач. В силу этого, индустриализация не могла питаться одним только энтузиазмом и потребовала ряда мер принудительного характера. Начиная с 1930 г. свободное передвижение рабочей силы было запрещено, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. С 1931 г. рабочие стали нести ответственность за ущерб, нанесённый оборудованию. В 1932 г. стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, за кражу госимущества была введена смертная казнь. 27 декабря 1932 г. был восстановлен внутренний паспорт, который Ленин в своё время осуждал как «царистскую отсталость и деспотизм». Семидневная неделя была заменена на сплошную рабочую неделю, дни которой, не имея названий, нумеровались цифрами от 1 до 5. На каждый шестой день приходился выходной, устанавливаемый для рабочих смен, так что заводы могли работать без перерыва. Активно использовался труд заключённых (см. ГУЛАГ). Фактически в годы первой пятилетки коммунисты заложили основы принудительного труда для советского населения. Все это стало предметом острой критики в демократических странах, причём не только со стороны либералов, но в первую очередь со стороны социал-демократов.

Индустриализация в значительной степени проводилась за счёт сельского хозяйства (коллективизация). Прежде всего, сельское хозяйство стало источником первичного накопления, за счёт низких закупочных цен на зерно и реэкспорта по более высоким ценам, а также за счёт т. н. «сверхналога в виде переплат на промтовары». В дальнейшем крестьянство также обеспечивало рост тяжёлой промышленности рабочей силой. Краткосрочным результатом этой политики стало падение сельскохозяйственного производства: так, животноводство сократилось почти в два раза и вернулось на уровень 1928 г. только в 1938 г. Следствием этого стало ухудшение экономического положения крестьянства. Долговременным последствием стала деградация сельского хозяйства. Для компенсации потерь села потребовались дополнительные расходы. В 1932—1936 колхозы получили от государства около 500 тыс. тракторов не только для механизации обработки земли, но и для восполнения ущерба от сокращения поголовья лошадей на 51 % (77 млн.) в 1929—1933.

В результате коллективизации, голода и чисток между 1927 и 1939 гг., cмертность сверх «нормального» уровня (людские потери) составила, по различным оценкам, от 7 до 13 млн. человек.

Троцкий и другие критики утверждали, что, несмотря на усилия, направленные на повышение производительности труда, на практике средняя производительность труда падала. Это подтверждается современными работами, согласно которым за период 1929—1932 гг. добавленная стоимость за час работы в промышленности упала на 60 % и вернулась на уровень 1929 года только в 1952 году. Объясняется это появлением в экономике хронического товарного дефицита, коллективизацией, голодом 1932 года, массовым наплывом необученной рабочей силы из деревни и наращиванием предприятиями своих трудовых ресурсов. В то же время удельный ВНП на одного рабочего за первые 10 лет индустриализации вырос на 30 %.

Что касается рекордов стахановцев, то отмечается, что во-первых, их методы представляли собой заново открытый поточный способ увеличения производительности, прежде популяризованный Ф. Тейлором и Г. Фордом. Во-вторых, рекорды были в значительной степени инсценированы и являлись результатом усилий их помощников, а на практике обернулись погоней за количеством в ущерб качеству продукции. В силу того, что оплата труда была пропорциональна производительности, зарплаты стахановцев стали в несколько раз выше средних заработков по индустрии. Это вызвало враждебное отношение к стахановцам со стороны «отсталых» рабочих, упрекавших их в том, что их рекорды ведут к повышению норм и снижению расценок. Газеты пестрели рассказами о «беспримерном и неприкрытом саботаже» стахановского движения со стороны мастеров, начальников цехов, профсоюзных организаций.

Исключение Троцкого, Каменева и Зиновьева из партии на XV съезде ВКП(б) дало начало волне репрессий в партии, которые распространились на техническую интеллигенцию и иностранных технических специалистов. На июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г. Сталин выдвинул тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться». На практике это вылилось в кампанию против вредительства. «Вредителей» обвиняли в провалах усилий по достижению показателей плана. Первым громким процессом по делу «вредителей» стало Шахтинское дело, после которого обвинения в саботаже могли последовать за невыполнение предприятием плана, что привело к фальсификации статистики.

Одной из главных целей форсированной индустриализации было преодоление отставания от развитых капиталистических стран. Некоторые критики утверждают, что такое отставание само по себе было преимущественно следствием Октябрьской революции. Они обращают внимание на то, что в 1913 г. Россия занимала пятое место в мировом промышленном производстве и была мировым лидером по промышленному росту с показателем 6,1 % в год за период 1888—1913. Однако к 1920 г. уровень производства упал по сравнению с 1916 г. в девять раз.

Советская пропаганда утверждала, что экономический рост носил беспрецедентный характер. Исследования показывают, что темпы роста ВВП в СССР (упомянутые выше 3 — 6,3 %) были сравнимы с аналогичными показателями в Германии в 1930-38 гг. (4,4 %) и Японии (6,3 %), однако значительно превосходили показатели таких стран, как Англия, Франция и США, переживавших в тот период «Великую депрессию».

Как для СССР, так и для Германии того периода были характерны авторитаризм и центральное планирование в экономике. На первый взгляд, это придаёт вес распространённому мнению, что высокими темпами наращивания промышленного выпуска СССР был обязан именно авторитарному режиму и плановой экономике. Однако ряд экономистов полагает, что рост советской (как и немецкой) экономики был целиком благодаря её экстенсивному характеру и обеспечивался увеличением нормы валового накопления в основной капитал, нормы сбережений (за счет падения нормы потребления), уровня занятости и эксплуатации природных ресурсов. Выдвигались аргументы, что при сохранении НЭПа также были бы возможны индустриализация и быстрый экономический рост.

Предметом дискуссий является также взаимосвязь между индустриализацией и победой СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В советское время была принята точка зрения, что индустриализация и довоенное перевооружение сыграли решающую роль в победе. Критики обращают внимание на то, что к началу зимы 1941 г. была оккупирована территория, на которой до войны проживало 42 % населения СССР, добывалось 63 % угля, выплавлялось 68 % чугуна и т. д. Как пишет В. Лельчук, «победу пришлось ковать не с помощью того мощного потенциала, который был создан в годы ускоренной индустриализации». Сторонники традиционной точки зрения возражают, что индустриализация наиболее коснулась Урала и Сибири, в то время как на оккупированных территориях оказалась преимущественно дореволюционная промышленность. Они также указывают, что немалую роль сыграла эвакуация промышленности в районы Урала, в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию. Только в течение первых трёх месяцев войны было перемещено 1360 крупных (в основном, военных) предприятий.

Профессор Н. Д. Колесов указывает, что без осуществления политики индустриализации не была бы обеспечена политическая и экономическая независимость страны. Источники средств для индустриализации и ее темпы были предопределены экономической отсталостью и слишком коротким сроком, отпущенным на ее ликвидацию. Советскому Союзу удалось ликвидировать отсталость всего за 13 лет.

Вопрос

Принципы внешней политики.Советская внешнеполитическая концепция строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах. С конца 20-х - 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасного "третьего рейха".

Основные направления внешней политики.В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине). России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций , что означало его возвращение в мировое сообщество. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.

В 1933-1938 гг. наметился новый курс советской дипломатии, основными принципами которого стали ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; усилия по созданию системы коллективной безопасности. Летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР заняли вопросы разоружения. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В годы гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков . В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

Западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. Предварительные секретные переговоры с Германией завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел Германии ( Риббентропом ) и СССР (В.М. Молотовым ) пакта о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, вслед за тем последовал отказ от антифашизма, что дезориентировало мировое коммунистическое движение. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора.

Вопрос

На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия и Финляндия. Группировка войск агрессора на-считывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов, около 4 тыс. танков и самоходных ар-тиллерийских установок (САУ), 47 тыс. орудий и минометов.

В соответствии с разработанным в 1940 г. планом «Барбаросса» Германия планировала в кратчайший срок (за 6-10 недель) выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была ус-тановка на блицкриг-молниеносную войну. Так началась Великая Отечественная война.

Основные периоды Великой отечественной войны. Первый период (22 июня 1941 г.–18 ноября 1942 г.) от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжелый для СССР период.

Создав многократное превосходство в людях и военной технике на главных направлениях наступления, немецкая армия добилась существенных успехов. К концу ноября 1941 г. советские войска, отступив под ударами превосходящих сил противника до Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону, оставили врагу огромную территорию, потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными около 5 млн. человек, большую часть танков и самолетов.

Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват Мо-сквы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, Фронт обороны противника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 км. План захвата Москвы провалился, молниенос-ная война на востоке не состоялась.

Победа под Москвой имела большое международное значение. Япония и Турция воздержа-лись от вступления в войну против СССР. Возросший авторитет СССР на мировой арене способ-ствовал созданию антигитлеровской коалиции. Однако летом 1942 г. из-за ошибок советского ру-ководства (прежде всего Сталина) Красная Армия потерпела ряд крупных поражений на Северо-Западе, под Харьковом и в Крыму. Немецко-фашистские войска вышли к Волге – Сталинграду и Кавказу. Упорная оборона советских войск на этих направлениях, а также перевод экономики страны на военные рельсы, создание слаженного военного хозяйства, развертывание партизанско-го движения в тылу врага подготовили необходимые условия для перехода советских войск в на-ступление.

Второй период (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г .) – коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительных сражениях, 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек. 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германский фронт стабилизи-ровался.

Используя выгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. пе-решли в наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружить со-ветскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев наступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войска освободили Орел, Белгород, Харьков, вы-шли на Днепр, 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев.

За время летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника, осво-бождены значительные территории Советского Союза. Начался распад фашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия.

1943 г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, но и в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Это было больше, чем произвела их Германия в 1943 г. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия.

Третий период (конец 1943 г. – 8 мая 1945 г .) – завершающий период Великой Отечествен-ной войны. В 1944 г. советская экономика достигла наивысшего подъема за все военное время. Успешно развивались промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Особенно быстро росло военное производство. Выпуск танков и САУ в 1944 г. по сравнению с 1943 г. увеличился с 24 до 29 тыс., а боевых самолетов – с 30 до 33 тыс. единиц. С начала войны к 1945 г. было введено в действие около 6 тыс. предприятий.

1944 г. ознаменовался победами Советских Вооруженных Сил. Вся территория СССР была полностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришел на помощь народам Европы – Советская Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Румыния и Болгария объявили войну Германии. Финляндия вышла из войны.

Успешные наступательные действия Советской Армии подтолкнули союзников 6 июня 1944 г. открыть второй фронт в Европе – англо-американские войска под командованием генерала Д. Эйзенхауэра (1890-1969) высадились на севере Франции, в Нормандии. Но советско-германский фронт по-прежнему оставался главным и наиболее активным фронтом Второй мировой войны.

В ходе зимнего наступления 1945 г. Советская Армия отбросила врага более чем на 500 км. Почти полностью были освобождены Польша, Венгрия и Австрия, восточная часть Чехословакии. Советская Армия вышла к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля 1945 г. произошла историческая встреча советских войск с американскими и английскими войсками на Эльбе, в районе Торгау.

Бои в Берлине носили исключительно ожесточенный и упорный характер. 30 апреля было водружено знамя Победы над рейхстагом. 8 мая состоялось подписание акта о безоговорочной ка-питуляции фашистской Германии. 9 мая – стал Днем Победы. С 17 июля по 2 августа 1945 г. со-стоялась Третья конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в пригороде Бер-лина – Потсдаме, которая приняла важные решения по послевоенному устройству мира в Европе, германской проблеме и другим вопросам. 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади состоял-ся Парад Победы.

Победа СССР над гитлеровской Германией была не только политической и военной, но и экономической. Об этом свидетельствует тот факт, что в период с июля 1941 г. по август 1945 г. в нашей стране было произведено значительно больше боевой техники и оружия чем в Германии.

Эта экономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что Советскому Союзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добиться более эффективного использования всех ее ресурсов.

Война с Японией. Окончание Второй мировой войны. Однако окончание военных дейтвий в Европе не означало завершение Второй мировой воины. В соответствии с принципиальной дого-воренностью в Ялте (февраль 1945) Советское правительство 8 августа 1945 г. объявило войну Японии. Советские войска развернули наступательные действия на фронте протяженностью свы-ше 5 тыс. км. Географические и климатические условия, в которых проходили боевые действия, были исключительно сложными. Наступающим советским войскам пришлось преодолеть хребты Большого и Малого Хингана и Восточно-Маньчжурских гор, глубокие и бурные реки, безводные пустыни, труднопроходимые леса. Но несмотря на эти трудности японские войска были разгром-лены.

В ходе упорных боев за 23 дня советские войска освободили Северо-Восточный Китай, Се-верную Корею, Южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Было пленено 600 тыс. сол-дат и офицеров противника, захвачено большое количество оружия и боевой техники. Под удара-ми вооруженных сил СССР и его союзников по войне (прежде всего США, Англии, Китая) Япо-ния 2 сентября 1945 г. капитулировала. К Советскому Союзу отошла южная часть Сахалина и ост-рова Курильской гряды.

США, сбросив 6 и 9 августа атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, положили начало но-вой ядерной эры.

Экономическое и социально-политическое положение, сложившееся в России в начале XX в., породило революцию 1905-1907 гг., затем Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г.

Участие России в Первой мировой войне, Гражданская война и военная интервенция 1918-1920 гг. привели к потере миллионов жизней россиян и огромной разрухе народного хозяйства страны.

Новая экономическая политика (НЭП) партии большевиков позволила в течение семи лет (1921-1927 гг.) преодолеть разруху, восстановить промышленность, сельское хозяйство, транс-порт, наладить товарно-денежные отношения, провести финансовую реформу. Однако НЭП ока-залась несвободной от внутренних противоречий и кризисных явлений. Поэтому в 1928 г. с ней было покончено.

Сталинское руководство в конце 20-х – начале 30-х гг. взяло курс на форсированное по-строение государственного социализма путем ускоренного осуществления индустриализации страны и сплошной коллективизации сельского хозяйства. В процессе проведения этого курса в жизнь сложились командно-административная система управления и культ личности Сталина, ко-торые принесли немало бед нашему народу. Однако следует отметить, что индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. были важным фактором обеспечения экономиче-ской победы над врагом в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война была важной составной частью Второй мировой войны. Совет-ский народ и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечах основное бремя этой войны и до-бились исторической победы над гитлеровской Германией и ее союзниками. Свой значительный вклад в победу над силами фашизма и милитаризма внесли участники антигитлеровской коали-ции. Главный урок Второй мировой войны состоит в том, что предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил. В период подготовки Второй мировой войны ее можно было предотвратить. Многие страны и общественные организации пытались это сделать, но един-ства действий так и не было достигнуто.

Вопрос

Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков. Во главе министерства внутренних дел встал Л.П. Берия, но вскоре был отстранен от власти. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, некоторых реформ. В связи с этим был провозглашен курс на демократизацию жизни общества. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. С 1958 г. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе. Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако непоследовательность и непродуманность преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания. Результатом этого явились массовые протесты городского населения (забастовка в Новочеркасске). Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам - по его настоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. Вскоре был восстанавлен принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Развивались новые промышленные отрасли. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитее промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями.


 

 

Социально-экономическое развитие России в 90-е гг. XX в.

Главной особенностью социально-экономического развития Рос­сии в 1990-е гг. была экономическая реформа. Суть реформы заключалась в переходе от плановой экономики к рыночной. Реформа решала три основные задачи: либерализацию цен, введение свободы торговли, приватизацию государственной собственности. Либерализацию цен провело российское правительство, воз­главляемое Е.Т.Гайдаром. Со 2 января 1992 г. в России стали действовать рыночные механизмы ценообразования. Этот первый и решительный шаг к рынку вошел в историю современной Рос­сии как "реформа Гайдара". Реформа привела к шоковому скачку цен, прежде всего на потребительские товары. В результате резко снизился уровень жизни народа, накопления граждан были потеряны. Е.Т.Гайдар был смещен с поста. Правительство возглавил В.С.Черномыр­дин. 31 декабря 1992 г. он подписал постановление правитель­ства о возобновлении государственного регулирования цен. Через три ме­сяца решение В.Черномырдина было пересмотрено, введение регулируемых цен отменено.Вслед за либерализацией цен была введена свобода торговли, в том числе и внешней. Указ Президента от 25 января 1992 г. разрешал свободную торговлю всем гражданам и организациям. Местным властям было запрещено препятствовать уличной торговле. Крупным шагом на пути либерализации экономики стало вве­дение свободной конвертации рубля. Приватизация была проведена в три этапа. На первом этапе (1991 - октябрь 1992 гг.) была проведена "малая приватизация", т.е. приватизация предприятий торговли и сферы услуг, которая позволила ликвидировать тотальный товарный дефицит, ставший реальностью к концу 1991 г. На втором этапе (октябрь 1992-июнъ 1994 гг.) прошла "большая", чековая, или ваучерная, прива­тизация, в результате которой собственниками производственных предприятий могло стать большинство граждан России. Государ­ство безвозмездно передавало каждому гражданину РФ часть своей собственности путем выдачи ему приватизационного чека (ваучера). Третий этап (с июля 1994 г.) предусматривал проведе­ние денежной приватизации – выкупа предприятий у государст­ва за деньги.

17 августа 1998 г. произошел резкий обвал национальной валюты. Это произошло через несколько месяцев после деноминации рубля, прове­денной в целях упорядочения денежного обращения и придания большей устойчивости национальной валюте. Осенью 1998 г. по­литическими мерами удалось стабилизировать положение рубля, что позволило перейти к медленному, но устойчивому росту произ­водства. Временным стимулом роста стал возросший спрос на оте­чественную продукцию, вызванный резким скачком цен на импорт­ные товары. В экономической политике постепенно стала утвер­ждаться концепция умеренного государственного регулирования.

В целом за 1990-е гг. в стране сложилась многоукладная экономика, со­стоящая из государственного капитализма (бывшие общенарод­ные предприятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хо­зяйствования. Направление экономического развития страны стал определять крупный, средний и мелкий бизнес. В результате приватизации сформировался класс собственников, владеющих средствами производства и информации, и класс наем­ных работников. Численность первого составила около 15 млн. че­ловек Численность второго составила около 130 млн. человек. Одним из наиболее слабых мест в курсе реформ стала социаль­ная политика, направленная на сокращение социальных функций государства. Основную ставку реформаторы делали на формиро­вание многочисленного среднего класса, не нуждающегося в со­циальной опеке со стороны государства. Однако за 90-е гг. сред­ний класс составил лишь небольшую долю населения России. В 1990-е годы произошло массовое бегство капиталов за рубеж и спад производства. Экспорт капитала из России в 1990-е гг. со­ставлял, по разным оценкам, от 20 до 100 млрд. долларов, им­порт – 3-4 млрд. долларов в год. Это привело к падению произ­водства, сокращению национального богатства страны

Общественно-политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Трудности и издержки экономических реформ начального этапа су­веренного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Правитель­ство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Со­вет РСФСР. На VII Съез­де народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин под влиянием мощный волны критики в адрес Правительства был вынуж­ден отстранить от занимаемой должности Гайдара и назначил вме­сто него Черномырдина, который поддерживал проведение реформ, но готов был к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжилось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом. В стране фактически начало складываться двоевластие. 20 марта 1993 г. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточ­но резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съез­да народных депутатов, которые, по его мнению, мешают продолжению ре­форм в стране. В ответ на это законодательная власть срочно созвала внеочеред­ной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отреше­нии Президента России от должности. Импичмент не удался, про­тивники Президента не набрали необходимого количества голосов. Тогда было решено провести 25 апреля 1993 г. общероссийский рефе­рендум по вопросам, сущность которых составляла основу противосто­яния властей. Но ни одна из сторон по итогам референдума не полу­чила решающей поддержки избирателей. Длительное противостоя­ние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме воору­женного конфликта. 21 сентября 1993 г. в «Обращении к гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин сообщил, что подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым распус­кались Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначались выборы в новый орган представительной власти – Федеральное Со­брание Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифи­цировали действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот и вывели своих вооруженных сторонников на баррикады. Президент ввел в Москву войска. Здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали. Победа президентской стороны дала возможность провести рефор­му политической системы и принять новую Конституцию страны. 12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по приня­тию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Прези­дента широкими властными полномочиями с правом назначения гла­вы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законо­дательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собствен­ности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан. Высшим органом законодательной власти становилось Федераль­ное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государ­ственной Думы. Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. 76 мест в ней получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР, 55 – аграрии, 45 – КПРФ. Остальные места распре­делились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Новые выборы в Государственную Думу состоялись 17 декабря 1995 г. По результатам голосования на первое место вышла КПРФ. В 1996 г. состоялись выборы Президента РФ. По итогам двух туров голосования победу одержал Б.Н. Ельцин. В 1996-1997 гг. состоялись выборы глав администраций в боль­шинстве из 89 регионов России. Они дали противоречивые результа­ты. В одних регионах победу одер­жали коммунисты или их сторонники, в других – сторонники Пре­зидента, в третьих – зарекомендовавшие себя на местах «крепкие хозяйственники». По-прежнему политические отношения в РФ оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба меж­ду различными политическими силами. В мае 1999 г. представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отреше­ния Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провел череду отставок и назначений глав Правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку Чер­номырдин. Сменив­шие его Кириенко (апрель-август 1998 г.), а затем При­маков (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.) не проработали на этом по­сту и года. 31 декабря 1999 г. Ель­цин ушел в отставку с поста Пре­зидента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ Путину.

Российская Федерация на современном этапе развития

26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах главой государства был из­бран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федера­ции были распределены между семью округами: Дальневосточ­ным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Юж­ным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные пред­ставители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных ор­ганов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Предста­вители президента стали связующим звеном между центром и ре­гионами. Другим шагом к укреплению государственности стало приве­дение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъ­ектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента – Совета Федерации (СФ) становились не руководители исполнительных и представи­тельных органов власти субъектов федерации, а их представите­ли, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Бывшие члены Совета федерации во­шли в состав нового совещательного органа при президенте – Государственного Совета. Реорганизация коснулась и руководства комитетами нижней палаты парламента – Государственной Думы. Самой острой проблемой вначале XXI в. в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с чеченской республикой. Еще в 1991 г. генерал Дудаев взял курс на независимость Чечни от России. В декабре 1994 г. российское правительство начало боевые действия в Чечне. В августе1996 г. на основе заключения Хасавюртовских соглашений они были прекращены. Возобновилась контртеррористическая операция с осени 1999 г. более менее нормализовалось положение к весне 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента и прошел референдум по принятию Конституции. Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные на­правления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта про­грамма была подготовлена министерством экономического раз­вития и торговли под руководством Г. Грефа. Программа предпо­лагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, пу­тем реструктуризации естественных монополий и развития кон­курентной среды. Основной упор правительство видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономи­ческого роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели эконо­мического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора. Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, нача­тая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов и постепенное сокращение, а в дальнейшем и от­мену налога на добавленную стоимость (НДС). С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попыт­ка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработ­ной платы. С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы состояла в создании конку­рентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в пер­вую очередь, в перенесении большей доли расходов по содер­жанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. В 2001 г. Государственная дума при­няла Земельный кодекс. Согласно кодек­су, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяй­ственного назначения. В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми огра­ничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без граж­данства. В 2002 г. была проведена Всероссийская пе­репись населения. По ее данным, численность населения России составила 145,2 млн. чел. По численности населения Россия заняла седь­мое место в мире. Доля городского населения составила 73%. Структура занятости населения такова: 95% лиц, занятых в эко­номике работают по найму на государственных, муниципальных и частных предприятиях; 1,5% явля­ются работодателями, использующими наемный труд; около 3% - индивидуальные предприниматели.

Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации

в условиях новой геополитической ситуации в конце XX – начале XXI вв.

Внешняя политика РФ в постсоветский период характеризуется следующими особенностями: смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве; переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике; появление нового направления во внешнеполитической деятель­ности – отношений со странами СНГ (бывшими советскими респуб­ликами). Главными направлениями внешней политики страны с 1992 г. яв­ляются: 1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО); 2) российско-американские отношения; 3) Россия и страны СНГ; 4) взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Безопасность на европейском континенте в связи с приближением НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, стала приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы – организа­цию, рассматривающую все основные европейские проблемы. В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество» (май 2002 г.), в соот­ветствии с которой для проведения консультаций и выработки совмест­ных решений и действий России и государств-членов НАТО по широ­кому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе уч­реждался Совет Россия – НАТО. В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (т.н. «восьмерку») в 1998 г. Важное мес­то в международной деятельности занимали российско-американские отношения. Российское руковод­ство предприняло ряд инициатив: в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение на 2/3 чис­ла ядерных боеголовок. Президент В.В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г. Во время визита президен­та США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, мигра­ционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кирги­зией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем созда­ния союзного государства. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были пога­шены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Гру­зии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции. В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Ка­захстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия про­должает играть ведущую роль на постсоветском пространстве. Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, афри­канскими и латино-американскими государствами. Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупней­ших государств в мире. В 1994 г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними. Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами боль­шинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России. В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной систе­мы международных отношений, реально отражающей многоликость со­временного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответствен­ность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направ­лениям как на глобальном, так и региональном уровнях.

 

Вопрос