Контроль освоения результатов обучения по дисциплине
Форма итогового контроля - зачет
4.4.1. Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине
- Прообразы газет в древнем мире (Древний Рим, Китай).
- Рукописные и первые печатные издания Европы.
- «Памфлетная война». Публицистика Джона Мильтона и Джона Лильберна.
- Развитие журналистики Великобритании в XVIII веке. Основные вехи, тенденции, имена.
- Возникновение и развитие периодической печати во Франции (XVII век – 70-е годы XVIII века). Отличительные особенности французской журналистики.
- Журналистика Франции в годы Великой Французской революции.
- Появление и развитие прессы в североамериканских колониях Британской империи. Роль прессы в борьбе за независимость.
- Появление в США «penny press». Основные представители «penny press», их роль в развитии американской журналистики.
- Технические новшества, повлиявшие на развитие прессы, и основные тенденции развития американской журналистики после гражданской войны.
- Политика власти в области прессы во Франции XIX в. Особенности развития журналистики в «золотой век» французской прессы.
- Отношения власти и прессы в Германии XIX в.
- Публицистика Карла Маркса и Фридриха Энгельса. «Neue Rheinische Zeitung».
- Развитие журналистики Великобритании в XIX в. Основные вехи, тенденции, имена.
- Основные тенденции развития журналистики в конце XIX – начале XX ввека (краткий обзор).
- Массовая пресса США, Великобритании, Германии.
- Особенности качественной прессы, ее основные представители в США и Западной Европе.
- Возникновение журналистских организаций и кодексов профессиональной этики.
- Появление, развитие журналистского образования и научных исследований в области журналистики.
- Движение «макрейкеров». Журналистика расследований и разоблачений в XX в.
- Печать левых партий в первой половине XX в. Особенности коммунистической прессы.
- Возникновение радио, формирование трех моделей развития радиовещания.
- Появление телевидения и его развитие в XX веке.
- Французская журналистика в период двух мировых войн.
- Пресса США и Великобритании накануне и во время второй мировой войны.
- Основные направления развития журналистики США во второй половине XX в.
- Особенности возникновения журналистики в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
- Возникновение патриотических и национальных изданий в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
- Предмет теории журналистики.
- Основные методы теории журналистики.
- Истоки теоретизирования в области массовой коммуникации.
- Классификация массово-коммуникационных теорий
- Нормативные модели функционирования масс-медиа, их сущность, сходства и различия
- Ситуация в современной российской медиасфере с точки зрения нормативных теорий массовой коммуникации
- Сущность теорий массового общества, вклад конкретных исследователей в их развитие
- Сущность теорий пропаганды, причины их возникновения и развития
- Взгляды на пропаганду Липпмана, Лассуэла, и Дьюи
- Парадигма ограниченных эффектов, ее особенности и факторы возникновения
- Основные положения теории изменения установок
- Понятия функции и дисфункции масс-медиа
- Сущность структурно-функционального подхода, основные функции масс-медиа в интерпретации Чарлза Миллса и Дэнниса Маккуэйла
- Концепция диффузии инноваций, ее влияние на развитие теорий рекламы и маркетинга
- Суть феноменологической теории Джозефа Клаппера
- Концепции элитарного плюрализма и социального научения, их сильные и слабые стороны
- Гипотеза культивации
- Особенности теории обретения пользы и удовлетворения
- Теория «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Нойман
- Основные положения теории символического интеракционизма и теории культивации Гербнера
- Основные достижения и особенности Франкфуртской школы, ее ведущие представители
- Особенности Торонтской школы
- Теория установления повестки дня, ее основные положения
- Концепция Д. Белла: информационное общество как постиндустриализм.
- Теория информационного капитализма М. Кастельса.
- Основные положения концепции Г. Шиллера.
- Теория публичной сферы Ю. Хабермаса.
- Постмодернизм и средства массовой информации.