Кино, телевидение, радио, звукозаписи.

Среди трудностей, которые имеют место в процессе наблюдения в области наук, изучающих человека, можно указать на недостатки наших органов чувств и на отсутствие объективности у наблюдателя. С помощью записи звука и изобра­жения становится возможным дополнить резуль­таты наблюдения человека в пространстве и во времени, исправить то, что в наблюдении являет­ся слишком частным и особенно слишком крат­ковременным. Благодаря диктофону теперь нель­зя сказать, что слова улетают, подделать голос труднее, чем письмо, поэтому речи бывают фаль­шивыми реже, чем тексты.

Технический аспект. Здесь речь идет о специ­альном виде документации, полученной при при­менении особых технических устройств, часто управляемых самим исследователем, которые он использует для продолжения, улучшения и до­полнения своих наблюдений. Поскольку техни­ческий элемент вводится только во вторую оче­редь как средство оформления и демонстрации печатного документа, можно сказать, что телеви­дение и радио по своим свойствам зависят от ап­паратов записи, передачи и т. д.

Более того, способ использования техничес­кого устройства является отличительным признаком художника, его стиля. Ничего подобного не обнаруживается в написанном от руки докумен­те. Если стиль писателя явно зависит от его лич­ности, его образа мышления, то способ держать в руке ручку нисколько не влияет на его манеру выражения.

Если эти документы представляют докумен­тальную технику исследования в том смысле, что их можно воспроизводить и наблюдать много раз, они также являются частью оперативной, «жи­вой» техники исследования, потому что если нельзя задавать вопросы людям на экране, то по крайней мере этих людей можно наблюдать непосредственно в их действительной жизни. На­писанный текст или рассказ такой непосредст­венностью, конечно, не обладает.

Техника изучения документов.

Классические методы.