Психологические барьеры при реализации инноваций
Исследования показали, что при внедрении инноваций, как правило, возникают проблемы объективного и субъективного характеров. Последние связаны с самими исполнителями и зависят от их интересов, психологических установок, опыта, перспектив профессионального роста и т.д. Таким образом, они обусловлены психологическими особенностями исполнителей. Отношение работников к инновациям, их целям и задачам оказывает самое непосредственное влияние и на их осуществление. В то же время это отношение можно целенаправленно формировать и сознательно использовать как эффективное средство повышения успешности инноваций.
С процессом внедрения инноваций работники, как правило, связывают определенные ожидания положительных или отрицательных изменений. К числу значимых элементов производственной ситуации, на изменения которых особо обращают внимание в результате инноваций, относятся: характер работы, напряженность труда, возможность выполнения заданий, нормирование труда и величина заработка, численность коллектива, отношения с товарищами по работе и начальством, возможность влиять на ход производственного процесса. Если большинство элементов производственной ситуации при инновациях изменяется в лучшую для работников сторону (возрастает заработная плата, расширяются возможности влияния на ход производственного процесса и т.д.), то эти инновации будут быстро внедрены; если же в худшую - то будет найдено множество способов, чтобы помешать их реализации.
Обычно люди опасаются усложнения самой работы, снижения вознаграждения, повышения напряженности, интенсивности труда без достаточной компенсации, а также понижения статуса в коллективе, ухудшения отношений с ближайшим окружением. Сложная ситуация возникает и в случае, когда инновация полезна для организации, коллектива в целом, но неприемлема для определенной личности. В таком случае выбор определенной позиции по отношению к ней происходит в процессе «борьбы мотивов». Наиболее вероятный исход этой борьбы: коллективисты более склонны стать сторонниками, а индивидуалисты - противниками инновации.
При организационно-управленческих инновациях наибольшие опасения у работников и их негативный настрой проявляются, главным образом, на этапе подготовки. Именно на этом этапе и должна быть обеспечена наибольшая гласность и коллегиальность в решении ключевых вопросов. Если комплекс опасений, возникающий при инновациях, не снимается, то возникают психологические барьеры. Психологические барьеры как социально-психологические явления отличаются очень большой силой и способностью влиять на инновации практически на любом уровне управления.
Психологическими барьерами принято называть мотивационные факторы, препятствующие выполнению определенной деятельности, связанной с преобразованиями. Психологические барьеры носят, как правило, отрицательный характер, т.е. снижают действенность преобразований.
Социально-психологические механизмы таких барьеров весьма непросты, но о них обязательно нужно иметь ясное представление, чтобы лучше чувствовать ситуацию и эффективнее использовать имеющиеся методы их преодоления.
Отмеченные механизмы подчеркивают важность проблемы психологической подготовки людей к изменениям. При этом следует учитывать тот факт, что при адаптации к новому человек пытается приспособиться с минимальной тратой энергии и наибольшей результативностью. Поэтому превышение предела новизны для некоторых людей может привести к своеобразному шоку. Человеку далеко не безразлично, для чего и какой ценой осуществляется инновация. Если у него отнимают право выбора и говорят, что и как он должен делать, то это воспринимается как «работа на них», обеспечение «их интересов». В таком случае снижается активность инновационной деятельности. Для быстрого и эффективного внедрения инноваций необходимо сформировать положительные установки, мотивы, дать возможность увидеть для себя перспективу. В противном случае возникают психологические барьеры, которые являются внутренним механизмом торможения, препятствуют инновациям. К основным психологическим барьерам относятся:
- некомпетенции;
- навыка, привычки, традиции;
- идиллии;
- увеличения нагрузки;
- изменения места работы;
- «шефа»;
- «социальный уют»;
- «риска».
Барьер некомпетентности.Это, пожалуй, наиболее распространенный психологический барьер. Он возникает у человека вследствие неуверенности в своих силах, опасений, что он не сможет в должной степени выполнять свои обязанности при инновациях.
Однако на уровне отдельных предприятий, организаций, фирм этот барьер легко преодолим. Иногда достаточно только предварительного детального ознакомления с готовящимися инновациями, системой новых требований. Большая роль здесь принадлежит и руководству, которое должно планировать переподготовку некоторых работников в соответствии с готовящимися нововведениями, разъяснять суть и характер изменений. Это позволит сформулировать у работников предприятия необходимые внутренние условия к восприятию нововведения.
Барьер навыка, привычки, традиции.Данный психологический барьер возникает вследствие желания человека сохранить существующий способ работы, к которому он привык. Работа в неизменных условиях способствует росту профессиональных навыков, делает производственную ситуацию ясной и понятной. Все это входит в навыки и привычки, а главное - упрощает процесс труда, делает его менее напряженным. По этим причинам привычка очень консервативна. Отрицательное действие привычек, направленное против нового, проявляется еще сильнее, если изменения касаются не одного человека, а всего коллектива. Вот почему навыки, а также сформированные в трудовой деятельности стереотипы, традиции на практике могут являться внутренней помехой, часто препятствующей инновациям.
Барьер идиллии.Часто глубокая удовлетворенность некоторых людей своим положением, материальным обеспечением, социальным статусом может также являться специфическим психологическим барьером при инновациях. Такие люди всем удовлетворены, поэтому новое может внести дисгармонию в их состояние, угрожать их удовлетворенности, чего они, естественно, не хотят. В основном, барьер идиллии свойственен руководителям, имеющим хорошее материальное положение, приемлемые для них статус и социальное окружение. На первый взгляд, этот барьер не столь велик, но широко распространен и чрезвычайно опасен. Для преодоления такого барьера следует просто предоставить возможность сравнивать свой образ и уровень жизни с тем, который может быть достигнут при данной инновации. Если же инновации планируются в акционерных обществах, на предприятиях, то хороший результат дает гласность, широкая информация о распределении прибыли.
Барьер увеличения нагрузки.Этот барьер, по существу, соответствует отмеченному ранее комплексу опасений, связанных с увеличением напряженности и интенсивности труда. Большинство инноваций как раз преследует цель увеличить производительность труда, а это нередко сопровождается повышением его интенсивности, изменением системы нормирования. Естественно, такие инновации воспринимаются просто как увеличение нагрузки, что и обусловливает негативное отношение к ним.
Барьер изменения места работы.Это очень серьезный, хотя порой недооцениваемый по своим последствиям барьер. В результате инноваций часто возникают структурные изменения, перемещения работников с одного участка работы на другой, сокращение штатов. Неуверенность в том, что новая работа будет не хуже, становится иногда причиной пассивного, а в большинстве случаев и активного сопротивления инновациям. Для преодоления этого барьера при разработке планов реализации инноваций необходимо предусмотреть и заранее обнародовать мероприятия по обеспечению подходящей работой всех, кого затрагивают кадровые перестановки. Люди должны иметь возможность выбора и сравнения. В этом случае данный барьер не представляет серьезной опасности.
Барьер «шефа».Этот барьер возникает у членов коллектива из-за неуверенности в том, что их руководители справятся с новыми задачами; из-за опасений, что их просчеты и ошибки при инновациях
могут негативно отразиться на благополучии коллектива. Обычно опасаются недостаточной компетенции и организаторских способностей у руководителей. Отсюда простой практический вывод — руководителям нужно хорошо заботиться о своем профессиональном уровне и авторитете, и барьер «шефа» будет сведен до минимума.
Барьер «социальный уют». Втечение многолетней совместной работы у людей появляется высокая социальная совместимость, сплоченность, развиваются неформальные дружеские связи, которые значительно упрощают решение многих производственных вопросов. В такой среде человек начинает чувствовать себя уверенно, спокойно, защищенно, так появляется феномен «социального уюта». При нововведениях у отдельных работников предприятия возникает боязнь того, что при изменениях они не смогут сохранить существующих ранее отношений и взаимопонимания. Эта боязнь и выступает в качестве психологического барьера, что снижает активность и тормозит нововведения.
Барьер «риска».Он связан с очень высокой чувствительностью руководителей к вложенным средствам. Одни руководители предприятия, цеха, поняв бесперспективность или малопродуктивность выбранного направления, с трудом, но отказываются от него, переключаясь на более выигрышные варианты, другие будут бороться до конца, теряя силы, время, средства и упуская тем самым выгоду. Такая психология связана со сложившимися стереотипами поведения: деньги добывались с трудом, рисковать не умеем, а все варианты исходов просчитать невозможно. Поэтому мало кто способен хорошо маневрировать своими ресурсами.
Анализ существующих психологических барьеров позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, барьеры существуют объективно и являются мощным, хотя и не единственным, звеном в функционировании механизма сопротивления инновациям. Во-вторых, эти барьеры, за небольшим исключением, находятся на низших уровнях управленческой иерархии, т.е. непосредственно на рабочих местах, заложены в самих работниках. В-третьих, барьеры могут быть преодолены, если при любых инновациях в обязательном порядке будут предусмотрены соответствующие мероприятия.