Внешние и внутренние факторы среды в деятельности ДВЖД

(по состоянию на 01.02.2000 г.)

 

Возможности
Реализация антикризисной программы ДВЖД в полном объеме
Возрождение контейнерного перехода Находка—Брест
Выход на внешнеэкономическую деятельность со странами АТР
Электрификация участка Бикин—Уссурийск
Реконструкция мостового перехода через р. Амур
Активная маркетинговая политика
Гибкая кадровая и амортизационная политика
Активная работа с субъектами Федерации
Гибкая кадровая политика
Повышение эффективности использования основных производственных фондов за счет их обновления
Угрозы
Инфляция (рост цен на топливно-энергетические и материальные ресурсы)
Снижение платежеспособности клиентуры
Рост процентных ставок по кредитам
Фискальная налоговая политика государства
Рост социальной напряженности на предприятиях
Конкуренция на рынке транспортных услуг региона
Сепаратизм регионов Дальнего Востока
Хищение и порча железнодорожного оборудования и имущества
Ожидаемое осложнение природно-экономических условий на транспорте
Сильные стороны
Внедрение новых информационных технологий в управлении перевозками и в других хозяйствах
Высококвалифицированный персонал предприятий в области техники, технологии, экономики управления и постоянное повышение его квалификации в вузах отрасли
Сохранение грузов через систему «ДальЖАСО»
Значительный объем погрузки-выгрузки и экспортно-импортных перевозок
Внедрение системы АСУ «Экспресс-3»
Жесткое управление поставками, запасами и использование материально-технических ресурсов

Окончание табл. 5.1

Соблюдение отраслевого тарифного соглашения
Слабые стороны
Физический и моральный износ локомотивного и вагонного парков
Отсутствие системы контроллинга эксплуатационных расходов
Слабая адаптация персонала к работе в условиях системного кризиса
Недостаточный уровень претензионно-исковой работы
Низкий уровень доходов предприятий ДВЖД
Слабое развитие подсобно-вспомогательной деятельности и диверсификации производства
Слабая система мотивации персонала

 

При планировании инновационного потенциала по структурным подразделениям дороги особое внимание уделяется выявлению силь­ных и слабых сторон в их деятельности на основе анализа показателей, характеризующих организационно-технический уровень производства с расчетами возможностей их роста по методике, изло­женной в гл. 4.

 

Таблица 5.2

Система показателей оценки и планирования инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта

Показатели инновационного потенциала Индекс Значение показателей по периодам Номер формулы
Анализируемые Планируемые
Синтезирующие показатели инновационного потенциала предприятия: - финансовых ресурсов - научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских разработок - материально-технических возможностей предприятия - информационных ресурсов предприятия - организационно-технического уровня производства работ - прогрессивности применяемой техники и технологии -эффективности организации труда, производства и управления - профессиональных и деловых качеств персонала предприятия - сложности природно-экономических условий производства работ     Кф   Книр   Кмт Ки   Коту   Кпр   Копу   Кпд   Кпэ         4.1   4.1   4.1 4.1   4.1   4.2   4.3   4.61   4.68
Общие показатели инновационного потенциала предприятия: - эффективности использования имеющейся техники и технологии - качества работ и услуг - организации труда - организации производства - организации управления производством     Кт   Кк Ко Кп Ку         4.4   4.4 4.4 4.4 4.4
3.1   3.2   3.3     3.4     3.5     3.6   3.7   3.8     3.9   Частные показатели инновационного потенциала предприятия Частные показатели эффективного использования имеющейся техники, оборудования: - фондоотдачи - фондовооруженности - фондоемкости продукции - готовности ОПФ к работе - обновления - износа ОПФ - прироста ОПФ - выбытия ОПФ - оборачиваемости продукции   Частные показатели качества работ и услуг: - среднего веса поезда брутто - среднего веса поезда нетто - среднего состава поезда (в вагонах) - среднесуточного пробега локомотива - вспомогательного пробега локомотива   Частные показатели качества использования грузовых вагонов: - статистической нагрузки грузового вагона - динамической нагрузки груженого вагона - динамической нагрузки вагона рабочего парка - порожнего пробега грузового вагона - среднесуточного пробега грузового вагона - качества использования пассажирских вагонов   Частные показатели качества транс портного обслуживания: - качества транспортного обеспечения - качества транспортного обслуживания   Частные показатели организации труда: - организации рабочих мест - условий труда - рациональности приемов и методов труда - разделения труда - дисциплины труда - нормирования труда - использования квалификации рабочих - механизации труда - текучести рабочих кадров - занятости рабочих Частные показатели организации производства: - конкурентоспособности транспортных услуг - комплексности обслуживания грузовладельцев - перевозимости продукции - транспортоемкости продукции - неравномерности перевозок во времени - неравномерности перевозок по направлению - безопасности перевозок - экологичности транспортных процессов   Частные показатели управления производством - ритмичности доставки грузов - сохранности перевозимых грузов - оперативности работы аппарата управления - качество выполнения управленческих функций - экономичности аппарата управления - централизация функций управления - занятости работников управленческими работами - оперативности доставки информации - организации и обслуживания рабочих мест работников управления - условия труда работников управления - эффективности использования рабочего времени Частные показатели профессиональных и деловых качеств персонала предприятия - квалификации персонала - деловых качеств персонала Частные показатели природно-экономических условий: - климатических условий района работ - труднодоступности участков работ - сезонности производства работ - транспортной доступности - экономического освоения террито­рии - удаленности объектов работ от центров управления   Кт1 Кт2 Кт3 Кт4 Кт5 Кт6 Кт7 Кт8 Кт9     Кк1 Кк2 Кк3 Кк4 Кк5       Кк6 Кк7   Кк8 Кк9 Кк10 Кк11   Кк12 Кк13   Ко1 Ко2 Ко3 Ко4 Ко5 Ко6 Ко7 Ко8 Ко9 Ко10     Кп1 Кп2 Кп3 Кп4 Кп5 Кп6 Кп7 Кп8     Ку1 Ку2 Ку3 Ку4 Ку5 Ку6 Ку7 Ку8   Ку9 Ку10 Ку11   Ккв Кд   Кпэ1 Кпэ2 Кпэ3 Кпэ4 Кпэ5   Кпэ6       4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13     4.14 4.15 4. 16 4. 17 4. 18   4. 19 4. 20   4. 21 4. 22 4. 23 4. 24   4. 25; 4.26 4.27; 4.28   4. 29 4. 30 4. 31 4. 32 4. 33 4. 34 4. 35 4. 36 4. 37 4.38; 4.39     4. 40 4. 41 4. 42 4. 43 4. 44 4. 45 4. 46 4. 47     4.48 4.49 4.50 4.51 4.52 4.53 4.54 4.55   4.56 4.57 4.58   4.59 4.60   4.62 4.63 4.64 4.65 4.66   4.67