Глава 5 Сбор и обработка информации для оценки инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта
Сбор и обработка информации
Необходимая информация может быть получена из данных действующего первичного учета и статистической отчетности. Опыт показал, что те данные, учет которых в настоящее время не ведется, поддаются объективной регистрации и документированию. Расчет отдельных показателей может быть выполнен по данным хронометражных наблюдений и расшифровки диаграммных записей контрольно-измерительной аппаратуры.
Получение достоверной информации об инновационном потенциале предприятия является определяющим при оценке, так как степень объективности оценки прямо пропорциональна степени достоверности информации. Однако увеличение объема информации усложняет ее сбор, учет, хранение и поиск. При ручных методах сбора и обработки информации расширение ее объема требует больших затрат времени и численности работников, занятых этими операциями. В то же время рост объема информации неизбежен, так как от этого зависят качество и достоверность оценки. Все это говорит об актуальности автоматизации процесса обработки исходной информации.
Для работников предприятий железнодорожного транспорта необходимо знать не только достигнутые технический и организационный уровни работ, уровни квалификации и деловых качеств работников предприятия, сложность природно-экономических условий производства работ, но и причины, обусловившие высокие или низкие результаты производственно-хозяйственной деятельности коллектива. Также следует выделить среди них главные и второстепенные, зависящие и независящие от тех или иных работников, служб, органов управления и обслуживания. В связи с этим результатом оценки должны быть предложения, направленные на выявление новых резервов производства и путей повышения производительности труда и экономической эффективности работ на железнодорожном транспорте.
Расчетные показатели оценки инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта приведены в табл. 5.2. Количество показателей может ограничиваться до минимального значения в зависимости от цели и задач оценки, необходимости и срочности ее получения.
Планирование инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта
Основу планирования инновационного потенциала составляет система показателей, которые отражают цели и задачи управления и ожидаемые конечные результаты. Правильный выбор системы показателей определяет целенаправленность и эффективность развития планируемых процессов, объективность оценки ожидаемых результатов инновационной и любой другой деятельности.
Вопросы планирования инновационного потенциала и его система показателей в условиях рынка еще слабо изучены в трудах отечественных специалистов, и нет достаточного опыта российских предприятий. В трудах зарубежных авторов вопросы планирования инновации недостаточно освещены и ограничены разработкой общих принципов планирования, прогнозами и перечнем приоритетных направлений инновационной деятельности. Сам же механизм планирования, система плановых показателей и организация планирования разработаны недостаточно и не учитывают специфики России в области планирования НИОКР.
Планирование инновационного потенциала неразрывно связано с анализом и оценкой достигнутого уровня в исследуемой отрасли для дальнейшего углубления инновации с целью обновления выпускаемой продукции, повышения ее технического уровня и качества продукции, снижения издержек производства, в совокупности обусловливающих повышение конкурентоспособности.
Планирование инновационного потенциала способствует быстрейшему внедрению достижений науки и техники, росту научно-технического потенциала фирмы, усилению связи науки с производством и рынком. Оно включает в себя планирование развития научных исследований, проектно-конструкторских разработок, повышение организационно-технического уровня предприятия, освоение и выпуск новых видов продукции. Кроме того, в планы инновации должны включаться мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. При планировании инновации необходимо определение текущих и долгосрочных направлений в развитии науки и техники, установление приоритета в проведении исследований, разработок и обновления производимой продукции. Кроме того, нужно обоснование экономической эффективности такого обновления и соответствующих ему материальных, финансовых, кадровых, организационных и других предпосылок.
Основной целью управления инновационным потенциалом является повышение конкурентоспособности продукции, обусловливающей решение главной задачи стратегического выживания предприятия — повышение объемов продаж, рост прибыли и эффективность.
Именно в этом показателе воплощены все основные приоритеты развития предприятия, так как конкурентоспособность зависит от качества продукции, себестоимости, рыночной конъюнктуры и других рыночных факторов формирования спроса, продвижения и сбыта продукции.
В этой связи планирование инновационного потенциала направлено на реализацию технических факторов, способствующих повышению качества продукции и снижению ее себестоимости с учетом мобилизации рыночных факторов для роста спроса, сбыта продукции. Исходя из этого, при планировании инновационного потенциала следует опираться на факторы, обусловливающие повышение конкурентоспособности продукции, услуг.
На рис. 5.1 приведена концептуальная модель планирования инновационного потенциала на железнодорожном транспорте.
Основу планирования инновационного потенциала составляют определение его целей и задач, нахождение средств достижения этих целей и изыскание ресурсов, требуемых для их реализации.
Зная цели и задачи, предприятию следует определить основные принципы планирования инновационного потенциала:
- приоритетность планирования инновации;
- эффективность планирования;
- научно-техническая обоснованность планов;
- социальная ориентация планов;
- преемственность планирования инноваций;
- соответствие технического и организационного уровней материально-технической базы (МТБ) фирмы требованиям новейших стандартов качества, конкурентоспособности продукции;
- стимулирование инноваций.
К основным принципам планирования инноваций можно отнести следующие.
Рис. 5.1. Схема разработки плана инновации на предприятиях железнодорожного транспорта
Принцип приоритетности планирования.Приоритетность планирования инноваций основана на выборе приоритетных направлений, которым следует отдать предпочтение, исходя из новизны и первоочередности их осуществления.
При этом в план не должны включаться второстепенные новшества, без которых на данный рассматриваемый период можно обойтись и которые можно перенести на отдаленную перспективу.
Принцип эффективностиявляется решающим, руководящим мотивом для оценки и экономического обоснования, рассматриваемых к включению в альтернативные варианты новшеств. Этот принцип основан на сопоставлении затрат на инновационную деятельность и полученных эффектов от их внедрения. В качестве критерия эффективности нововведений может служить максимум получения эффекта при минимальных затратах на повышение качества продукции, конкурентоспособности, снижение ресурсоемкости и т.п.
Принцип научно-технической обоснованности нововведенийбазируется на оценке новизны и прогрессивности планируемых новшеств и их соответствии лучшим прогрессивным (отечественным и мировым) стандартам, обусловливающим новизну и конкурентоспособность продукции и услуг.
Принцип социальной ориентации плановобусловливает необходимость кроме технических и экономических аспектов нововведений планировать мероприятия, обеспечивающие социальный прогресс: улучшение условий труда, социальную защищенность и экономическую безопасность труда и быта трудящихся.
Принцип преемственности планированияобусловливает сочетание и преемственность текущих и стратегических планов инновационной деятельности, а в целом должен отражать общую стратегию фирмы, проводимую в области инновации. При этом показатели текущих и стратегических планов должны обеспечить согласованную политику и тактику инновационного менеджмента.
Принцип соответствия организационно-технического уровня предприятия требованиям лучших стандартов качества выпускаемой продукции, услуг, обеспечивающих конкурентоспособность продукции.Чтобы внедрять достижения науки и техники, осуществлять нововведения, направленные на выпуск новой, конкурентоспособной, наукоемкой продукции, а также осваивать прогрессивные, безотходные технологии, предприятию необходимо иметь современную материально-техническую базу с высоким научно-техническим потенциалом и организационно-техническим уровнем. Только в этом случае можно воплотить в выпускаемой продукции новейшие достижения науки и техники.
Принцип стимулирования осуществления инноваций.Для побуждения коллективов (ученых, инженеров, менеджеров) к определенной инновационной деятельности ради достижения определенных целей должна действовать эффективная мотивация их труда и научных результатов. Поэтому при планировании мероприятий инновационной деятельности необходимо предусматривать меры, заинтересовывающие исполнителей в разработке и внедрении в хозяйственную деятельность различных новшеств, повышающих качество и конкурентоспособность продукции и обеспечивающих ее соответствие рыночной конъюнктуре.
Система плановых показателей инновационного планирования слабо изучена, и в научной литературе пока нет единой системы показателей планирования.
Очевидно, что система плановых показателей должна строиться на основе общей методологии формирования системы показателей планов экономического и социального развития и научно-технического прогресса, а также целей внедрения инноваций.
Инновационное планирование осуществляется по двум направлениям:
- плановые задания по внедрению инноваций, которые должны обеспечить необходимый организационно-технический уровень производства, соответствующий требованиям выпускаемой новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции;
- планирование отдельных показателей по повышению качества, эффективности, конкурентоспособности продукции, уровня технической оснащенности производства, а также по подготовке научных, инженерных кадров.
Такое планирование инноваций обусловлено задачей и принципом соответствия организационно-технического уровня требованиям выпускаемой продукции (оговоренным в новейших прогрессивных стандартах качества) и достигнутому уровню конкурентоспособности продукции.
Для осуществления планирования инноваций на предприятии необходимо создать инициативную группу из числа ведущих специалистов цехов, служб. В состав этой группы следует ввести представителя профсоюзной организации для планирования вопросов социального прогресса. Возглавляет такую творческую группу главный инженер предприятия. Его заместителем назначается начальник группы или бюро службы новой техники, маркетинга. Такой состав группы подбирается не случайно, а с целью привлечения их для анализа и выявления слабых мест всех цехов, участков, складов, а также оборудования, технологий и видов продукции, требующих совершенствования, модернизации, автоматизации или обновления с целью повышения производительности, безопасности, облегчения труда, повышения качества продукции и снижения затрат на транспорте.
В процессе анализа выявляется достигнутый организационно-технический уровень механизации, автоматизации и роботизации трудовых производственных процессов, качества и конкурентоспособности продукции, уровень непроизводительных затрат и потерь рабочего времени, отходов сырья и материалов, простоев оборудования, тяжести труда, механизации трудоемких и ручных работ, условий труда и техники безопасности на предприятии.
Одновременно должны быть проанализированы рационализаторские предложения, изобретения предприятия и родственных фирм; сделан анализ новейших достижений науки и техники; изучен передовой опыт родственных предприятий. На этой основе составляется перечень проблем, новшеств для обсуждения и выбора нововведений, внедряемых в первую очередь, так как без осуществления их теряются качество, привлекательность и конкурентоспособность продукции, в результате падает прибыльность фирмы.
Затем производится анализ конъюнктуры рынка. Задачи этого анализа - выявление уровня конкурентоспособности продукции или услуг, определение резерва повышения качества выпускаемой продукции, что позволит в перспективе осуществить ряд инновационных мероприятий, призванных обеспечить конкурентное превосходство анализируемых компонентов. Здесь целесообразно использовать хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике SWOT-анализ (рис. 5.2).
Целью этого анализа является определение сильных и слабых сторон фирмы, выявление конкурентных слабостей и преимуществ, прогнозирование ликвидации угроз, повышение конкурентоспособности продукции и конкурентных преимуществ фирмы.
Отобранные и обсужденные приоритетные новшества включаются в план инновации, утверждаются руководством предприятия. Для реализации плана должны быть выделены финансовые и материально-технические ресурсы.
В плане («портфель» инноваций) перечисляются мероприятия, новшества, цели, сроки, места внедрения, затраты на внедрение, ожидаемый эффект и прибыльность от каждого нововведения и в целом предприятия.
Методы расчета годового экономического эффекта и прибыльности от инноваций приведены в гл. 7.
С целью своевременной качественной разработки и внедрения новшеств на предприятии следует создать систему мотивации и стимулирования, обеспечивающую максимальную заинтересованность коллектива и отдельных исполнителей в реализации планов инновационной деятельности.
Опираясь на эти методологические рекомендации, создаются необходимые предпосылки для планирования инновационной деятельности предприятия и организации управления ею.
Синтезирующие, общие и частные показатели количественной оценки природно-экономических условий производства, технического и организационного уровня, квалификации и деловых качеств работников позволяют выявить новые скрытые резервы, правильно определить важные направления для разработки и внедрения в плановом порядке инновационных мероприятий по совершенствованию техники, технологии, организации труда, производства и управления. Результаты исследований сводят в формы отчетности (см. табл. 5.2). На основе инновационных мероприятий рассчитываются плановые показатели инновационного потенциала предприятия в конкретных природно-экономических условиях производства работ.
Оценка состояния инновационной деятельности и инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта, методика, которой изложена в гл. 4, позволяет произвести качественный анализ и выявить резервы повышения эффективности производства с помощью SWOT-анализа. Аббревиатура SWOT означает: S - strength (сила), W - weakness (слабость), О - opportunity (возможность), Т - threat (угроза).
Внешняя среда | |||
Внутренняя среда | Сильные стороны | I Сила и возможности | II Сила и угрозы |
Слабые стороны | III Слабость и возможности | IV Слабость и угрозы |
Рис. 5.2. Матрица SWOT
Технология проведения SWOT-анализа предполагает составление специальной матрицы, вид которой приведен на рис. 5.2.
В матрице SWOT образуется четыре поля. В каждом поле рассматриваются парные комбинации и выбираются те из них, которые будут использованы при разработке стратегий.
Поле I содержит стратегии, использующие сильные стороны предприятия для реализации возможностей на рынке транспортных услуг.
Поле II - стратегии, использующие сильные стороны предприятий для устранения угроз.
Поле III - стратегии, минимизирующие слабости предприятий при использовании их возможностей.
Поле IV - стратегии, минимизирующие слабости предприятий и угрозы, появившиеся во внешней среде.
В качестве примера в табл. 5.1 приводятся наиболее важные факторы внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней (угрозы и возможности) среды по методу SWOT-анализа (на примере Дальневосточной железной дороги).
Таблица 5.1