Методические основы оценки инновационной деятельности и потенциала
Для объективного анализа и прогнозирования инновационного потенциала предприятий железнодорожного транспорта определяющим моментом является наличие методики количественной оценки показателей, характеризующих деятельность предприятия. К ним относятся:
- показатель финансовых ресурсов предприятия;
- показатель научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- показатель материально-технических возможностей предприятия;
- показатель информационных ресурсов предприятия;
- показатель профессиональных, деловых и личностных качеств персонала предприятия;
- показатель организационно-технического уровня производства работ;
- показатель природно-экономических условий производства работ.
Интегральный показатель характеризующий инновационный потенциал предприятия, т.е. меру его готовности к реализации поставленных инновационных задач, определяется по формуле:
, (4.1)
где: - показатели, характеризующие уровень инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта: ; - ранг значимости показателей в общем рейтинге инновационного потенциала железнодорожного предприятия.
Коэффициенты определяются экспертным методом. Частные показатели рассчитываются как отношение фактических значений показателей, характеризующих элементы инновационного потенциала предприятия, к установленным нормативным или плановым значениям.
Чем больше значение частного показателя, тем выше инновационный потенциал предприятия.
Частные показатели рассчитываются по специальным методикам.
Использование в практической деятельности методики оценки инновационного потенциала предприятия железнодорожного транспорта позволяет:
- охарактеризовать величину инновационного потенциала хозяйства железнодорожного транспорта на региональном или отраслевом уровнях;
- проводить сравнительную оценку наличия и уровня развития инновационной составляющей потенциала предприятия в условиях конкурентной борьбы за инвестированные ресурсы;
- создавать эффективную систему отбора инновационных проектов на железнодорожном транспорте;
- повышать обоснованность принимаемых в отрасли решений, эффективно проводить единую государственную и корпоративную отраслевую научно-техническую политику.