Инновационные стратегии
Стратегический менеджмент предлагает предприятиям железнодорожного транспорта различные корпоративные «портфельные» и функциональные стратегии.
К корпоративным стратегиямотносятся: стратегия инноваций, оперативного реагирования, связанной и несвязанной диверсификации, откачки капитала и ликвидации, изменения курса и реструктуризации, международной диверсификации.
К функциональным стратегиямотносятся: наступательные и оборонительные, стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла предприятий и др.
Стратегия инновацийпредполагает приобретение конкурентных преимуществ за счет реализации принципиально новых услуг.
Стратегия оперативного реагированияпредполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде.
Стратегия связанной диверсификациипредполагает включение в свой «портфель» новых сфер деятельности посредством создания организаций «с нуля», а также создание совместных организаций или участие в их работе в качестве учредителя. Примером такой стратегии является участие Дальневосточной железной дороги в реализации программы хозяйственного освоения зоны БАМа.
Стратегия несвязанной диверсификацииосуществляется предприятиями, имеющими в своем «портфеле» виды деятельности со слабыми стратегическими соответствиями. Основное преимущество этой стратегии - снижение риска для предприятия в целом. Это связано с тем, что предприятия находятся на различных фазах жизненного цикла и спады в одних компенсируются подъемами в других.
Стратегия откачки капиталаприменяется в случае резких изменений во внешней среде (кризис в экономике). Ранее привлекательная деятельность перестает приносить требуемую прибыль, и единственно правильным решением становится прекращение этой деятельности в рамках «портфеля».
Стратегия изменения курса и реструктуризации.Выбор данной стратегии зависит от глубины кризиса, вызванного инфляцией, неплатежами и другими факторами. В зависимости от причин могут применяться следующие подходы:
- введение режима экономии во всех видах деятельности;
- замена отдельных руководителей корпоративного уровня;
- проведение мероприятий по повышению рентабельности во всех хозяйствах.
Стратегия международной диверсификациипредполагает функционирование диверсифицируемого «портфеля» на множестве национальных рынков.
Наступательные и оборонительныестратегии направлены на удержание и приобретение конкурентных преимуществ упреждающего характера. К ним относятся:
- наступление на сильные и слабые стороны конкурента;
- многоплановые наступления;
- захват стратегических рубежей;
- упреждающие действия.
Стратегия позиционирования на рынке транспортных услуг.Позицию предприятий железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг можно оценивать как благоприятную в случае реализации следующих условий:
- имеется постоянная клиентура, готовая к сотрудничеству и в дальнейшем;
- объемы перевозок стабильны;
- конкурентам трудно привлечь клиентуру на свою сторону.
При неблагоприятной позиции железнодорожные предприятия оказываются незащищенными от угроз со стороны внешней среды и конкурентов.
Стратегия минимизации издержекна предприятиях железнодорожного транспорта. В условиях рыночной экономики предприятия железнодорожного транспорта должны ориентироваться на получение максимально возможной прибыли. Этого можно добиться двумя путями: ростом доходов за счет увеличения объема перевозок при неизменных тарифах и минимизацией издержек на перевозки. Весьма важными в системе управления издержками являются вопросы, связанные со структурой расходов, их классификацией, с разработкой нормативов за единицу работ. Решение этих вопросов является первой ступенью для введения контролинга эксплуатационных расходов на предприятиях железнодорожного транспорта.
Выбор той или иной стратегии можно осуществить, используя матрицу, предложенную Томпсоном и Стрикландом, осями которой являются динамика роста рынка транспортных услуг и конкурентная позиция предприятия (рис. 3.2).
Задача заключается в том, чтобы из возможных стратегий произвести отбор приемлемых. Главным вопросом здесь является: какая стратегия лучше и почему? Как правило, у организации имеется несколько вариантов решения какой-либо стратегической задачи. Например, задача (цель) повысить доходность предприятия может быть достигнута различными путями: снижением эксплуатационных расходов, ростом объемов оказываемых услуг, выходом на рынок с новой услугой, диверсификацией и другими способами. Каждый из этих путей открывает разные возможности, требует разных затрат и связан с неизвестным риском.
Быстрый рост транспортных услуг | |||
Слабая конкуренция на рынке транспортных услуг | I. Квадрант стратегий 1. Стратегия инноваций. 2. Горизонтальная диверсификация. 3. Наступательные и оборонительные стратегии. | II. Квадрант стратегий 1. Оперативное реагирование. 2. Связанная диверсификация. 3. Центрированная диверсификация. | Сильная конкурентная позиция |
III. Квадрант стратегий 1. Откачка капитала. 2. Изменение курса и реструктуризация. 3. Позиционирование. | IV. Квадрант стратегий 1. Несвязанная диверсификация. 2. Конгломератная диверсификация. 3. Международная диверсификация. | ||
Медленный рост рынка транспортных услуг |
Рис. 3.2. Матрица Томпсона и Стрикланда
Рост объемов оказываемых услуг потребует расширения производственных мощностей и приобретения соответствующего оборудования. Если же будет выбран другой способ решения этой задачи - через снижение эксплуатационных расходов, это потребует новой технологии, обучения персонала, использования новых методов управления перевозками с применением передовых информационных технологий, т.е. вызовет необходимость в значительных усилиях и инвестициях.
Выбор стратегии ограничивает внешние и внутренние условия и зависит также от возможностей предприятия и от риска, на который готовы идти руководители. Если, например, предприятие имеет необходимые ресурсы, но не желает рисковать, эффективней других может оказаться стратегия развития услуги. Если же ресурсов недостаточно, может быть выбрана стратегия развития рынка.