Механизм формирования и реализации государственной и корпоративной инновационной политики железнодорожной отрасли России
Сфера инновационной политики | Субъекты инновационной политики | Основные направления инновационной политики |
Разработка и реализация отраслевой государственной инновационной политики в сфере железнодорожного транспорта | Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта России | Установление приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики в области железнодорожного транспорта, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков. Проведение единой научно-технической, инновационной и инвестиционной политики в сфере железнодорожного транспорта. Координация деятельности и развития железнодорожного транспорта. Формирование отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Разработка и реализация программ по комплексному развитию отрасли. Разработка, утверждение и надзор за исполне-нием технических регламентов и стандартов. Организация системы обязательной сертификации, стандартизации и обеспечения единства измерений на железной дороге. |
Разработка и реализация корпоративной инновационной политики в организациях железнодорожного транспорта | ОАО «РЖД» - Высшие органы управления общества - Научно-технический совет - Аппарат управления общества (Планирование и реализация стратегии инновационной деятельности ОАО) - Филиалы и представительства общества, их структурные подразделения (Планирование и реализация тактики инновационной деятельности ОАО) - Линейные предприятия (Разработка и реализация оперативных планов инновационной деятельности ОАО) | Проведение единой технической, научно-технической и инновационной политики в организации. Разработка и утверждение приоритетных направлений деятельности организации и ее структурных подразделений, утверждение и реализация перспективных и текущих планов и программ научно-технического развития организации, в том числе инвестиционной программы. Обеспечение развития производственных мощностей организации, привлечение для этого необходимых инвестиций. Ведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Создание фонда для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ. Управление и защита объектов интеллектуальной собственности организации |
Предприятия промышленного железнодорожного транспорта | ||
Независимые предприятия железнодорожного транспорта общего пользования |
Реализация инновационной политики на корпоративном уровне обеспечивается путем разработки и внедрения системы стратегических, тактических и оперативных планов развития. Содержание процесса разработки и реализации системы плановых мероприятий определяется характером организационной системы управления процессами развития, а также особенностями процессов взаимодействия между уровнями и отдельными звеньями в системе управления инновационной деятельностью.
Определение основ организации инновационных процессов в ОАО «РЖД» является прерогативой органов управления и аппарата управления общества.
Общее руководство деятельностью ОАО «РЖД» осуществляет совет директоров. К его компетенции относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности общества, утверждение перспективных планов и основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества.
Коллегиальным исполнительным органом общества является правление. К компетенции правления общества относятся разработка и представление совету директоров приоритетных направлений деятельности общества и перспективных планов их реализации, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества, подготовка отчетов об их выполнении; разработка и утверждение текущих планов деятельности общества.
Руководство текущей деятельностью осуществляет президент общества.
Центральную роль в этом процессе играет департамент экономического прогнозирования и стратегического развития, на который возложена непосредственная обязанность по разработке стратегии инновационного развития ОАО «РЖД», а также мониторингу и контролю хода ее реализации.
Для реализации данной функции департамент осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- участие в определении стратегических целей, задач, стратегических направлений развития, корпоративных стандартов управления, принципов достижения эффективности работы общества;
- анализ внешней и внутренней среды ОАО и прогноз динамики ее развития;
- стратегическое прогнозирование развития ОАО;
- разработка стратегии развития пропускной способности инфраструктуры ОАО и транспортных коридоров;
- разработка стратегии международной транспортной интеграции;
- разработка стратегии ценообразования.
Значительная роль в процессе реализации стратегии корпоративной инновационной политики отводится департаменту инвестиционной деятельности. За ним закреплена функция по инвестиционному наполнению программ развития, их сопровождению в процессе реализации, а также анализу и контролю исполнения инвестиционных программ.
В основе реализации корпоративной инновационной политики лежит инновационная программа, которая на железнодорожном транспорте в совокупности реализует программы внедрения новой техники и технологий, программы ресурсосбережения и программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Последние могут финансироваться как за счет образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов государственной власти, так и за счет средств внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, создаваемых коммерческими организациями. Кроме того указанные направления инновационной деятельности финансируются из средств инвестиционных ресурсов, направляемых организациями железнодорожного транспорта на осуществление капитальных вложений.
В системе прямого государственного регулирования важное место занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные средства и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели. Важнейшей задачей государства является правовое регулирование инновационных процессов, законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников, образование блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы.
К прямой поддержке инновационных проектов относится формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сеть центров распространения инноваций и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам, также способствует формированию рынка инноваций (выставки, биржи, ярмарки и т.д.). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и в отрасли.
Значениекосвенных методов государственной поддержки инновацийопределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Среди мер косвенного регулирования это, прежде всего налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции.
Государство может стимулировать инновации льготными по срокам погашения и процентным ставкам кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т.д.
Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов за счет снижения срока переноса стоимости оборудования на производимую продукцию, а также установления повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы его эксплуатации и пониженных в последующие годы.
Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга.
Подфинансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату.
Механизм регулирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте приводится на рис.1.3.
Динамичность современных инновационных процессов требует согласованной координации действий всех участников инновационного цикла: научно-технического сообщества, предпринимательских структур, государственных органов, политической оппозиции, потребителей инновационной продукции, общественных организаций.
Сейчас стоит вопрос о соотношении влияния государства и частного сектора на инновационные процессы в транспортной отрасли. Активность государства в области политики на транспорте возрастает. Однако рыночное хозяйство нуждается в постоянной и растущей активности частного сектора отраслевых транспортных НИОКР.
![]() |
| ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
|
|

![]() | |||
![]() |
Рис. 1.3. Механизм регулирования инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта