Понятие, содержание и задачи инновационного менеджмента

 

Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Другими словами, инновация –это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

В настоящее время понятия инновации, принятого в документах международного стандарта, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Оно взято за основу и при выработке нормативной правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.

Основными свойствами инновацииявляются: научно-техническая новизна и коммерческая реализуемость, то есть новшество реализуемо на рынке, что означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Таким образом, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах – это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. Кроме того, в условиях рыночной экономики практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанной с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуги.

Важнейшим понятием в инновационном менеджменте является инновационный процесс, т.е. процесс создания и распространения инноваций (нововведений). Частью инновационного процесса является инновация.

Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса – инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.

Вторым компонентом инновационного процесса является инновация как результат новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.

Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на инновации.

Следовательно, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.

Важным вопросом, касающимся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала между появлением нового знания и его использованием. Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса – инновациями и инновациями, что тормозят инновационный процесс.

По мере стабилизации производства нового продукта, услуг или применения новой технологии инновационный процесс все более приобретает черты рутинного производственного процесса. К тому же при возникновении кризисов в процессах НИОКР, при появлении срочных жизненно важных проблем управление может стать жестким, однако это нельзя считать нормой.

Основные этапы инновационного процесса отражены на рис. 1.1.

Соотношение этапов инновационных процессов и источники их финансирования приведены в таблице 1.

Основным двигателем инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях и предприятиях осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.

Управление инновационными процессами может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Классификация инноваций и инновационных процессов приводится на рисунке 1.2.

Данная классификация выявила главное: процессы инноваций многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность предприятия также отличаются многообразием.


 

Рис.1.1. Основные этапы инновационного процесса.


Таблица 1.1