ВВЕДЕНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО Дальневосточный институт международного бизнеса
В.Т. Шишмаков
ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА
Рекомендовано ученым советом института, в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей
Москва 2006
УДК 005.5:656.2
ББК 65.290-2Я73
Ш657
Шишмаков В.Т. Основы инновационного менеджмента на предприятиях промышленности и транспорта: Учебное пособие для вузов. – Хабаровск, ДВИМБ, 2006 – 136 с.
ISBN 5-89035-345-4
В пособие рассматривается теоретические и практические основы инновационного менеджмента на предприятиях промышленности и транспорта, ориентированного на стратегический успех в конкретных условиях рыночной экономики.
Изложены особенности инновационной политики, методы управления инновационной деятельностью и методы оценки инновационного потенциала предприятия.
Предназначено для студентов вузов и специалистов промышленности предприятия
Рецензенты:
Проректор по
учебной работе ДВИМБ
к.с.н., доцент Зяблова Е.Ю.
Декан факультета
«Экономики и управления
международным бизнесом»
ДВИМБ к.э.н., доцент Власенко Т.В.
ВВЕДЕНИЕ
С обострением конкуренции на мировом рынке идет интенсивный поиск путей повышения эффективности транспортных перевозок за счет усиления связей между наукой и практикой.
Начиная с 90-х годов в стратегии предприятий транспорта, в т. ч. железнодорожного транспорта стала преобладать ориентация на достижение краткосрочного финансового успеха. На первый план выходили «игра с рынком», конъюнктурные слияния и поглощения. Меньше влияния уделялось долгосрочным потребностям в обеспечении инновационного задела, накоплению потенциала квалифицированных научных и инженерно-технических кадров, организации надежных связей между научными, конструкторскими и производственными подразделениями, формированию активной инновационной политики.
С начала 2000 года ситуация стала меняться. Сегодня положение железнодорожного транспорта во многом определяется его способностями адаптироваться к меняющимся условиям конкурентной борьбы, возможностями осуществлять активную инновационную деятельность. Соответственно эволюционирует и организационно-управленческое обеспечение производства, все более приспосабливаясь к нуждам инновационного развития. Четко выраженный социальный заказ на разработку теории инноваций, практических рекомендаций по совершенствованию организации инновационной деятельности на железнодорожном транспорте, нахождение эффективных форм связи между наукой и практикой испытывает на себе и наука управления. Этим объясняется поток управленческой литературы последних 10-15 лет по вопросам управления инновационным развитием.
Можно сказать, что в эти годы в российском менеджменте в самостоятельное научное направление выделилась новая дисциплина – «управление инновациями».
Данная дисциплина изучает экономические, организационно-управленческие, правовые, социально-психологические факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов. Применение в хозяйственной практике того или иного варианта форм организации научно-технических инновационных процессов определяют три фактора:
- Состояние сферы хозяйственной системы, осуществляющей инновации тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, культурно-исторической традиции, общественная психология;
- Состояние внутренней среды предприятий железнодорожного транспорта, характер стратегии, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.;
- Особенности самого инновационного процесса как объекта управления.
В российской литературе по экономике и управления железнодорожным транспортом этот вопрос изучен очень слабо.
Управление научной и инновационной деятельностью стало для Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России ОАО «РЖД» важнейшей частью менеджмента, ориентированного на стратегический успех в жестких конкурентных условиях рыночной экономики.
Структура данного учебного пособия отражает различные аспекты инновационного менеджмента: понятие, содержание, задачи, теоретические концепции, методологию.
Значительное место в учебном пособии уделено особенностям инновационной политики, управлению и методам регулирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте.
Подробно рассматриваются новые методы количественной оценки технического и организационного потенциала, профессиональных и деловых качеств работников предприятий железнодорожного транспорта, сложности природно-экономических условий в которых они работают.
Приводятся методы расчета экономической эффективности и годового экономического эффекта от реализации инноваций технического, социального, экологического, экономического и управленческого характера при производстве работ на железнодорожном транспорте.
Изложенный в книге материал может быть использован как учебное пособие по курсу «Инновационный менеджмент» государственного образовательного стандарта по специальности 06.08.60 «Экономика и управление на предприятии», а также по направлению «Менеджмент» при подготовке бакалавров и магистров.
Учебное пособие рекомендуется обучающимся при переподготовке и повышению квалификации специалистов предприятий железнодорожного транспорта.