ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Инновационный менеджмент– наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

Цельюинновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Основными задачамиинновационного менеджмента являются следующие: 1)определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики; 2)организация управления развитием организаций; 3)определение перспективных направлений инновационной деятельности; 4)оценка эффективности инновационных процессов; 5)выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений; 6)разработка проектов внедрения нововведений; 7)создание системы управления инновациями; 8)формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям; 9)принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации; 10)обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска. В развитии инновационного менеджментакак области науки выделяют четыре этапа. 1. Факторный подход.Характерные особенности этапа: 1)наука и техника являются основными факторами экономического развития страны; 2)научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия; 3)управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 2. Функциональный подход.Характерные особенности этапа: 1)рациональное разделение труда; 2)специализация управленческих функций; 3)экономико-математическое моделирование инновационных процессов; 4)использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей. 3. Системный подход.Характерные особенности этапа: 1)рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов; 2)учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс. 4. Ситуационный подход.Характерные особенности этапа: 1)систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса; 2)анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций; 3)выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.