Вопросы и задания
1. Что такое экономический институт и в чем противоречивоегь его анализа в со
временной зарубежной и отечественной социологической литературе? Охарактеризуй
те известные вам трактовки экономического института.
2. Приведи i е примеры экономических ипс ги ry i ов Какие из них, с вашей ючки зре
ния, являются важнейшими и почему?
3. Как осуществлялось становление института собственности и какие формы он об
рел в настоящее время?
4. Покажите связь между собственное 1ью, интересами и потребностями, собствен
ностью, трудом и производством.
5. Раскройте существо проблемы собственности в постсоветской России.
6. Что представляет собой инслитут рынка? Охарактеризуйте особенности инсти-
туционализации рынка.
7. В чем состоят сложности инс гитуционализации рынка в современной России?
8. Каковы основные задачи изучения производства в качестве социального инсти
тута?
9. Почему организационная структура производства может выступить наиболее оп
тимальным механизмом его изучения и изменения?
10. Назовите и охарактеризуйте три стороны организации производства.
Литература
Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ Новосибирск, 1997.
Гидденс Э. Социология. М, 1999. Гл. 15.
Дикарева А.А, Мирская ММ. Социология 1руда. М., 1989.
Лапышн Ю.Н, Эйделъман Я Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М., 1996.
Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: т рансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М, 1998.
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
РофеАИ Экономика и социология труда. М., 1996. Разд. 1
Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 10, 12.
Ходжсон Дж .М. Жизнеспособность институциональной экономики // Эволюционная экономика на пороге XXI века. М., 1997.
Энциклопедический социологический словарь М., 1995.
Глава 20
Социальные институты в сфере политики
§ 1. Понятие политического института. § 2 Институт власти. § 3. Институт государства. § 4. Институт политических движений и партий
§ 1. Понятие политического института
Политика и общество
Как и сфера экономики, сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Роль этой сферы определяется прежде всего тем, что в ней создается основное «организационное» начало общества, направляющее жизнь людей, социальных общностей в то или иное русло. В политической сфере принимаются решения и осуществляются действия, оказывающие подчас решающее влияние на общество в целом и его отдельные структуры. В ней формируются особые отношения, называемые политическими. Их специфика состоит в том, что они универсальны, всеохватны, отражают в себе так или иначе деятельность социальных общностей в самых различных сферах жизни. Именно поэтому политика выступает как особый, а часто и определяющий вид социального регулирования.
От политических решений зависят развитие тех или иных общественных явлений, процессов, их перспективы и возможности. Об отношении в обществе ко многим из них часто судят по характеру политических действий. Если сегодня образование, наука, культура в России пребывают в плачевном состоянии, то это прежде всего следствие соответствующей политической стратегии, не рассматривающей их в качестве приоритетных сфер общества (хотя на словах и даже в президентских указах все может обстоять наоборот, но о политиках судят не по словам, а по делам).
Однако с политикой как важной сферой общественной жизни связан один чрезвычайно любопытный парадокс. Чем более значимой представляется эта сфера с точки зрения социальной, тем менее привлекательной она оказывается для подавляющего большинства членов общества. Интересными в этом плане являются размышления А.И. Солженицына от-
Раздел IV. Социальные институты
носительно места политики в жизни людей: «Политическая жизнь совсем не главный вид жизни человека, политика совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идет в стране политическая жизнь — тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме нрав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств»'.
Важно отметить, что осознание связи между политикой как «не главным видом жизни человека» и падением иш ереса к ней в нашем обществе (особенно в связи с процессами затяжного и глубокого политического кризиса в 1990-х гг.) четко зафиксировано социологами. Собственно, само снижение интереса к политической жизни в обществе видно и невооруженным глазом, достаточно обратит ься к данным электорального поведения, причем на всех уровнях — от выборов президента до избрания в местные органы власти.
В низком уровне активности избирателей находит свое отражение глубокое разочарование политической деятельностью и неверие в то, что люди, облеченные политической властью, сумеют (и захотят) сделать что-либо полезное для тех, кто отдает им свои голоса и деньги (в виде собираемых налогов). Кстати сказать, не здесь ли скрывается одна из причин (возможно, и не главная) нежелания определенной часги членов общества платить налоги и стремления любыми путями избежать этого?
Политическое поведение
Проблемы отношения к политической деятельности нашли свое отражение в научном интересе к политическому поведению и его изучению, которое оказалось связанным с характеристикой «политического человека»2. Речь идет прежде всего о социально-психологических особенностях поведения — как активного, так и пассивного в политическом отношении.
Помимо общей концепции С. Липсета, наиболее распространены две концепции политического поведения, которые часто противопоставляют друг другу. Одна из них принадлежит Г. Лассуэллу, другая — П. Снайдерману (оба из США). Первая, более ранняя, основана на «компенсаторном» подходе к проблеме политического поведения. Смысл ее состоит в том, что политическая деятельность выступает как средство и стремление самоутвердиться, добиться успеха, преодолеть низкую самооценку в связи с возможностью приобретения власти и престижа3.
В соответствии с концепцией Снайдермана политическая активность определяется другими факторами, прежде всего личностными
1 Солженицын АИ Как нам обустроить Россию? // Лит ra.icra 1990 18 сен i
2 См.. Upset S.M Political Man. N.Y., 1960
3 См.: Lasswell H D, Kaplan A. Power and Society. New Haven, 1950.
Глава 20 Социальные институты в сфере политики
психологическими характеристиками человека и его политическими установками. Здесь много зависит также от политической информированности, образованности. Чем человек более информирован и образован, тем выше его самооценка и уровень участия в политической деятельности1.
Вряд ли имеет смысл противопоставлять друг другу концепции Лас-суэлла и Снайдермана, учитывая, что они основаны на конкретном материале, полученном в разных условиях. Скорее всего, они обе могут быть приняты как взаимодополняющие, но «работающие» каждая в своей среде и в определенное время.
Политическое поведение связано со следующими видами политической деятельности: регулярное участие в голосовании на президентских выборах; постоянное участие в местных выборах; активное участие в деятельности по крайней мере одной организации, занятой проблемами какой-либо социальной общности; активная деятель-нос гь, наряду с другими, в решении некоторых проблем данной общности; работа когда-либо в пользу партии или кандидата на выборах; контакт с представителями местного руководства по поводу какого-либо вопроса; присутствие хотя бы на одном политическом собрании или съезде за последние три года; контакт с руководителями местных органов власти или страны по поводу какого-либо вопроса; членство в политической организации или клубе; вручение денег партии или кандидату во время выборной компании; участие в создании группы или организации для решения проблем местного значения.
Этот перечень составлен на основании материалов ряда исследований в области политической деятельности и поведения у нас и за рубежом. Представление о такой деятельности в ее конкретном, подетальном срезе дает возможность охватить сложность и многообразие процессов, происходящих в политике и способствующих вовлечению в эту сферу широких социальных слоев населения. Кроме того, необходимо иметь в виду, чго важной функцией политических институтов является именно регуляция политического поведения людей через выполнение ими определенных политических ролей.
Социология и политика
Сфера политики привлекает внимание и интерес как самих участвующих в этой деятельности людей, называемых политиками (хотя на самом деле не все среди них ими оказываются), так и ученых, исследующих проблемы упомянутой сферы. Она является предметом
См. Smderman PM Personality and Democratic Politics. Call!, 1975
Раздел IV Социальные институты
изучения ряда отраслей научного знания, в том числе философии, истории, политологии, теории государства и права. Свое особое место в изучении политики занимает социология. На значимость этой сферы в структуре собственного знания социология откликнулась не только общими теориями, но и созданием отдельной отрасли — политической социологии.
Именно в ней ставятся вопросы влияния общества на политические институты (власть, государство, партии и др.) и определения их мес-ia в социуме. В рамках политической социологии изучается политическое поведение социальных общностей и организаций с выходом на личность. Интерес к политическому поведению в России велик особенно сегодня, поскольку оно предполагает включение человека в механизмы голосования, социального согласия, социального конфликта, власти и т.д. Изучаются варианты электорального поведения, возможности воздействия на него. При этом социологи установили, что политическое поведение и политические роли не совпадают с другими видами поведения и соответствующими ролями. Содержание же политического поведения определяется уровнем политической культуры и политической социализации людей.
Политическая культура выступает как взаимосвязь идей, норм, ценностей, идеалов, обычаев, традиций, определяющих политическую жизнь общества, политическую деятельность и поведение отдельных социальных групп и их членов. В этой культуре четко просматриваются два основных компонента — ценностный и нормативный. Первый включает в себя идеи, взгляды, концепции, ценности, характеризующие участие людей в политических процессах. Второй касается политических и правовых норм поведения, законов, его регулирующих, правил политической игры.
Политическая социализация, считает американский социолог Н. Смелзер, представляет собой эволюционный процесс усвоения идей, жизненных позиций и образцов поведения, характерных для окружающей социальной среды. Принимая такое определение, вряд ли можно согласиться с утверждением, что субъектами политической социализации являются дети и подростки, а агентами — семья, школа и сверстники К Процесс политической социализации начинается, действительно, в детстве, однако не завершается им, а сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказательством тому служит ситуация в России: сколько людей зрелого возраста оказалось в процессе политической социализации в самые последние годы!
См Смел)ерН Дж Социология С 545
Глава 20 Социальные институты в сфере политики
Политическую социологию волнуют социальные аспекты политики, выбор политических приоритетов, политические процессы и механизмы их действия, политическая культура. Наконец, именно в створе ее интересов находится изучение отношения людей, различных социальных групп к тем или иным политическим решениям и действиям, другими словами, выявление «политического» общественного мнения.
Поскольку в политике наиболее глубоко и полно выражаются коренные интересы социальных общностей, постольку политическая социология изучает их, создавая специальные теории и концепции. Ей не чуждо также изучение политических чувств и настроений, политических потребностей людей.
Однако первейшая задача социологии как науки состоит в том, чтобы рассмотреть проблемы возникновения и функционирования социальных институтов в сфере политики. Как уже указывалось выше, институциональный подход являе гея прерогативой исключительно социологии, и никакая другая социально-гуманитарная наука его не разрабатывает. Она может только использовать результаты этого подхода к анализу тех или иных проблем, разумеется, включая и проблемы политической жизни общества. Поэтому важно рассмотреть их прежде всего сквозь призму институционального анализа.
Здесь повторяется та же самая ситуация, которая имела место при рассмотрении экономических институгов. Политика (а иногда политическая система) провозглашается рядом социологов институтом, что вызывает такие же возражения, как и высказанные в предшествующей главе. Сама политическая система, политика как сфера, область отношений, деятельности и т.д., является лишь полем, политическим пространством «работы» ряда институтов, но это еще не сами институты.
Конечно, можно говорить о том, что политика выполняет определенные социальные функции и роли, что она нормативна, что существуют политическое поведение и политическая культура, которая характеризует как самих политиков, так и обычных граждан, не облеченных властными полномочиями. Но ведь все это делается в рамках определенных институциональных учреждений, прежде всего государственных структур.
Указанные процессы приобретают тем более противоречивый характер, что, наряду с политикой, в качестве социальных институтов рассматриваются государство и политические партии, хотя именно они-то (а не политика) и являются реальными политическими институтами. Это становится очевидным в ходе характеристики социальных функций каждого из них.
Институциональный подход к сфере политики оказывается самым заметным, ярко выраженным в сравнении с аналогичным подходом к
376 Раздел IV Социальные институты
другим сферам. Здесь более всего «работают» основные признаки социального института: нормативность, использование властных полномочий и санкций, социальные роли и функции, социальный контроль, наличие специализированных учреждений и организаций, материальные ресурсы. Когда мы говорим, что эти признаки «работают», то имеем в виду прежде всего их очевидность, возможность четкого определения направления деятельности, конкретность, наглядность. Это позволяет лучше увидеть и понять деятельность отдельных политических институтов, таких, как государство, партии, общественно-политические движения.
Анализ названных институтов входит в «прерогативу» политической социологии, однако он не сводится только к этому. Так же как рассмотрение экономических институтов составляет лишь часть объекта экономической социологии, изучение политических институтов не совпадает целиком и полностью с гораздо более широким объектом политической социологии. Видимо, осмысление не в полной мере этой ситуации приводит некоторых авторов и в зарубежной, и в отечественной социологии к предельно широкой интерпретации социальных институтов в политической сфере, которая включает в себя и политические режимы, и политические системы, и политические устройства, и ряд других проявлений политической жизни, далеко выходящие за пределы собственно институционального подхода и далее за рамки политической социологии.
§ 2. Институт власти
Понятие власти и ее разновидности
Наряду с конкретными институтами в политической сфере, которые были названы выше, в ней существует и «сквозной», общий для нее институт власти. Без осуществления властных функций ни один другой политический институт действовать не может. Власть не всегда рассматривают как политический институт. Иногда ее характеризуют как форму или систему отношений, заключающуюся в способности, возможности и праве влиять на поведение и деятельность людей и социальных групп с помощью специальных властных механизмов и средств (правовых норм, административных актов и т.д.). Такой подход ни в коей мере не противоречит институциональному, а лишь расширяет наше представление о власти как о важном социальном и политическом явлении.
Обратим внимание на то, что понятием власти широко оперируют и в других науках, например в психологии, где под ней понимают особый тип поведения, позволяющий изменять поведение других людей. Уже
Глава 20 Социальные институты в сфере политики
из этой трактовки становится понятно, что власть может быть не только политической. Это обстоятельство нужно вообще иметь в виду с учетом того, чго в широком плане власть есть способ достижения цели.
Власть — это функция любой деятельности, любого социального субъекта. При этом можно говорить по меньшей мере о двух ее разновидностях: а) естественной власти в семье, в конкретных социальных группах, которая зачастую понимается как неформальное лидерство; б) «навязываемой» власти, власти как внешней силе, осуществляемой через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера. Другими словами, власть может быть основана на авторитете статуса, как, скажем, власть родителей над несовершеннолетними детьми, либо на применении силы, связанном с занимаемой должностью, а также с унаследованным авторитетом.
Власть и политика
Именно ко второй разновидности относится политическая власть. Ее универсальное начало — отношение господства и подчинения, управления и исполнения. М. Вебер, который внес большой вклад в разработку проблем власти в целом и политической в частности, писал о связи между политикой и властью: «..."политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает <...> Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»1.
Анализируя власть и властный авторитет как ее атрибут, имеющий легитимный (законный, признанный обществом) и институциональный характер, Вебер выделяет три ее типа: 1) харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); 2) традиционный (основанный на традициях и обычаях); 3) рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и неформальность соблюдения всеми членами общества усыновленных формальных правил и норм поведения). Разработанная Вебером типология власти является одной из наиболее принятых в социологии.
В современной западной социологии проблема власти остается по-прежнему актуальной, поскольку власть продолжает быть главным средством решения наиболее важных общественных проблем, таких,
1 Вебер М Илбр. ирои.ш С. 646
Раздел IV Социальные институты
как регулирование различных видов общественных отношений (экономических, социальных, семейных и др.), обеспечение норм человеческого взаимодействия, контроль за их соблюдением и т.д. Т. Парсонс характеризует власть как «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, ...принимать решения и добиваться их обязательного выполнения»1. По существу, такого же подхода придерживается и Смелзер, рассматривающий власть как способность одновременно и навязывать свою волю, и мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленной цели2.
Есть смысл разграничивать политическую и государственную власть. Последняя, конечно, имеет политический характер, но она осуществляется специальным обособленным аппаратом, действующим в определенных территориальных рамках и использующим насилие, право на которое закреплено законом. Чго касается политической власти, то ей свойственна реальная деят ельность особых социальных групп и индивидов в их составе по проведению собственной воли посредством политики и правовых норм. Социологию здесь волнует вопрос о «властвующей элите» (этот термин передает соответствующее название книги американскот о социолога Р. Миллса, который одним из первых дал глубокий анализ управляющего слоя в США), содержании и особенно направленности ее политической деятельности.
§ 3. Институт государства
Понятие государства как социального института
Главный носитель политической власти в обществе — государство. Опираясь на право и закон, оно осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества. М. Вебер писал о государстве (приводимое суждение стало классическим и цитируется во многих современных социологических изданиях): «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на леги гимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно осуществилось, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует»^. В этом суждении самым важным является признак легитимности государства, что означает
1 Parsons Г Politics and Social Structure N Y , 1969. P 204
р ^ Вебер М Избр произв С 646 |
2 См Сме/иерНДж Социология С 525
Глава 20 Социальные институты в сфере поли гики
не только опору на правовое законодательство, но и наличие авторитета у государственной власти, обеспечивающее ей поддержку населения.
Государство — это часть общества, его социальный институт, который обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих данную социальную систему. Существуют две основные парадигмы социологического исследования государства как социального института.
Первая идет от К. Маркса, который рассматривал государство как институт, укрепляющий и защищающий власть правящего, господствующего класса. Основная функция этого социального института сводилась к подавлению сопротивления угнетенною класса, имевшего все права стать господствующим вследствие его ведущей роли в общественном производстве. Отсюда следовало, что институт государства находится в постоянном конфликте в силу того, что должен обращать внимание прежде всего на борьбу классов за ограниченные ресурсы.
Вторая парадигма в характеристике государства как социального института идет от структурно-функционального анализа. В нем главное значение придается тем аспектам политической власти государства, которые основаны не на социальном конфликте, а на сотрудничестве. Т. Парсонс, к примеру, утверждает, что политическая деятельность государства представляет собой скорее процесс координации, чем борьбу между классами за распределение ресурсов и контроль над ними.
Институциональная характеристика государства
Основными признаками государства как социального (либо социально-политического) института являются: 1) наличие власти в виде системы государственных органов, учреждений и организаций; 2) деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций государства; 3) сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью; 4) наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения этой власти.
Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. Строго говоря, это не просто институт, а «институт институтов». В самом деле, в структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни.
Во-первых, это институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др. Во-вторых, это институты управления (прави-
380 Раздел IV Социальные институты
тельство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию). В-третьих, это институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться. В-четвертых, это инстшуты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения. Это также институты различных форм контроля и надзора.
Все названные выше институты выполняют различные функции и имеют неодинаковый удельный вес в государстве. Но при этом существуют социальные функции государства как института в целом. Они присущи, разумеется, и тем блокам институтов в структуре государства, которые были отмечены выше.
Среди основных социальных функций государства как инстигута необходимо назвать в первую очередь обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе. Эту функцию можно определить также и как интегративную, поскольку порядок и стабильность я н-ляются необходимой предпосылкой социальной интеграции.
Вторую социальную функцию института государства охарактеризуем как регулятивно-распределитель'ную. Располагая определенными ресурсами и ценностями (а без них государство не может существовать), оно распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, полиш-ки, образования, пауки, культуры, здравоохранения, социальною обеспечения. Сами ценности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства «изначально» (земля) И концентрирующиеся в результате его деятельности (строительство сооружений, зданий, сбор налогов и т.д.), служат основным источником его силы и могущества. Чем больше ресурсов у государства и чем рациональнее оно их распределяет в интересах общества, тем оптимальнее условия для эффективного функционирования всей общественной системы. Поэтому не случайно многие западные социологи считают распределительную функцию государства важнейшей.
Обеспечение и первой, и второй функций невозможно без осуществления третьей основной функции института государства — социального.контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением. Только таким путем можно создать условия для стабильности и порядка в обществе.
Различные формы отклоняющегося поведения (наркомания, проституция, преступность и др.), получая возможность для своего развития и распространения, не только подрывают общественный порядок,
Глава 20 Социальные институты в сфере политики
но и резко снижают авторитет государства, уровень доверия к нему. Это значит, что в таких условиях государство не может рассчитывать на сколько-нибудь длительную поддержку со стороны общества, а властные структуры и их лидеры вынуждены будут уступить место другим, которые найдут пути и средства установления эффективного социального контроля над различного рода отклонениями от правовых норм, действующих в данном обществе.
Гражданское общество и правовое государство
Демократическое государство реализует свои функции путем активного нормотворческого содействия установлению гражданского общества. Главная особенность гражданского общества состоит не только в развитости общественных (социально-экономических, политических, духовных, нравственных и иных) отношений, но и в независимости общества от государства, приоритете частных интересов граждан и служении государства этим интересам. Гражданское общество — это и семья, и средства массовой информации, и церковь, и общественные и культурно-просветительские движения, отделенные и не зависимые от государства.
Еще А. Смит рассматривал гражданское общество как неполитическую среду, куда государство не имеет права вмешиваться. Г.В.Ф. Гегель определял гражданское общество не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как сферу деятельности самых различных социальных институтов. Гражданское общество, подчеркивал он, выступает «не как атомически распавшееся на единичные лица и собравшееся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь». Для создания подобного общества необходимым условием является правовое государство.
Только когда существует такая ситуация, только когда государство является правовым, что означает прежде всего наличие универсальных юридических норм, обязательных для всеобщего им подчинения, складываются реальные возможности реализации социальной функции интеграции, обеспечения порядка и стабильности в обществе. В этом смысле сильное демократическое государство — это не то государство, которое стоит «над обществом», подчиняя себе все и вся, диктуя, жестко регламентируя нормы поведения, а государство, самоограниченное в своей деятельности принципами и нормами демократии и правопорядка.
По своей сути оно противостоит тоталитаризму — форме авторитарной политической системы, связанной с тотальным социальным
Раздел IV Социальные институты
контролем над всей общественной жизнью и характеризующейся неограниченными полномочиями государственной власти, подавлением демократии, прав и свобод личности, милитаризацией, репрессивной политикой относительно инакомыслящих.
В идеале главная цель и назначение государства — обеспечение общественного благополучия при одновременном создании условий для полной реализации прав личности. На первом месте здесь стоит личность. Не она существует для государства, а государство существует ради нее. Это и есть принцип построения правового государства. Причем нужно иметь в виду, что такое государство не является самоцелью. Его основная задача заключается в обеспечении приоритета самоценности человеческого существования, первопричиниости прав и интересов личности.
В решении этой задачи важное значение имеет анализ соотношения власти правового государства и гражданского общества, т.е. определение того, как правовое государство «встроено» в целостную структуру гражданского общества. В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства, включающий в себя по меньшей мере три элемента. Это, во-первых, осуществление принципа разделения четырех властей — законодательной, исполнительной, судебной и информационной. Во-вторых, это создание системы взаимодействия гражданского общества и правового государства через выборы, представительные органы власти, партии и общественно-политические движения. В-третьих, это развитие каналов связи между обществом и государством в виде многочисленных комиссий при государственных структурах, консультационных комитетов, в которых могут участвовать представители различных групп, объединений по интересам, наконец, частные лица.
В современной России активно используется накопленный на Западе опыт, из которого, естественно, необходимо взять все самое ценное. Однако не следует забывать и свой собственный опыт, свои прогрессивные традиции, многие из которых складывались еще в условиях царской России. Так, имело определенный вес и воздействовало на принятие тех или иных государственных решений «мнение научной (творческой) общественности», которое, в частности, выражалось в устных и письменных обращениях в органы государственной власти и публикациях, подписываемых группами наиболее авторитетных ученых (деятелей культуры) и касалось важных сторон жизни общества.
Процесс создания института правового государства как основы гражданского общества в нашей стране только начался. «Кавалерийской атакой» эту проблему не решить, нужна длительная, кропотли-
Глава 20. Социальные институты в сфере политики
вая, сложная, упорная работа, требующая не только целеустремленности, но и согласия всех социальных сил.
Основным в правовом государстве является верховенство закона без всяких исключений, без «закрытых зон», где не действуют установленные правовые нормы. Это должно быть гарантировано и обеспечено постоянной и всемерной поддержкой, иначе правовое государство превращается в фикцию.
§ 4. Институт политических движений и партий
Рассматривать институты в политической сфере, не касаясь вопроса о политических партиях и движениях, — значит не понять процессов, происходящих в современной политической жизни. Наличие партий и движений — показатель ее развитости и определенной степени демократизма. Однопартийная политическая система и отсутствие различных политических движений — характерные показатели тоталитарного либо авторитарного режима.
Политические движения
Политические движения, имея многовековую историю, лишь в XIX в. оказались связанными с политическими партиями, ведущими свою родословную с момента становления капитализма, развития демократических институтов и гражданского общества. Выражая самые разные групповые интересы, политические движения оказываются весьма многообразными. Среди них можно выделить собственно классовые движения — рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, буржуазные. Широко распространены межгрупповые и межклассовые движения — национально-освободительные, антифашистские, националистические и др.
Рассматривая политическое движение, социология должна: 1) определить его социальную базу; 2) выявить, с какими социальными группами, слоями и движениями связаны его руководители; 3) учесть, по отношению к каким группам программа движения является наиболее функциональной; 4) знать, каким группам и слоям движение наиболее выгодно.
Но упрощать действительность «чистой» схемой нельзя. История знает многочисленные примеры несовпадения и противоречия между социальной базой и программой деятельности политического движения. Одним из таких является фашизм, в частности гитлеризм. Его социальной базой были мелкая буржуазия и отсталая часть рабочих. Но, в сущности, фашизм выражал интересы крупного монополистического капитала. С помощью социологического анализа можно показать,
Раздел IV Социальные институты
что движение создается одними силами (скажем, интеллигенцией, профессиональными военными или даже деклассированными элементами), а решает задачи других социальных групп.
Социологический анализ политических движений имеет большое значение в условиях современной России. Ширящийся политический плюрализм привел к появлению такого количества движений на федеральном и региональном уровнях, которые трудно даже подсчитать и сказать определенно: их столько-то. Наиболее важно отметить, что все эти движения характеризуются особым отношением к существующему политическому строю. Среди них можно выделить: 1) консервативные, стремящиеся восстановить существовавший ранее строй; 2) умеренно реформаторские, ориентированные на сохранение существующего строя при условии осуществления некоторых качественных преобразований; 3) радикально реформаторские, жаждущие глубоких качественных трансформаций; 4) наконец, экстремистские, нацеленные на свержение существующего строя и замену его новым.
Политические партии
Развитие политических движений преследует цель не только расширения своей массовой базы, но и создания на этой основе партий. Политическая партия тесно связана с каким-либо движением, часто возникает именно из него. Она предстает как особый, институционализированный феномен политического движения. Партия представляет собой организованную группу людей, которой присущ ряд признаков: наличие общих целей, базирующихся на определенных идеях и идеалах; стремление участвовать в органах власти; ориентация па завоевание и осуществление власти; стремление обеспечить поддержку широких социальных слоев общества; наличие организации, дисциплины, программы, устава; существование специальных учреждений.
Историческая практика свидетельствует: всякое политическое движение стремится обрести организацию, которой, собственно, и становится Партия. В ней возникают свои структуры, аппарат. Появляются партийные функционеры, для которых партийная работа становится основным видом профессиональной деятельности.
Вместе с тем отметим, что профессии партийного работника не существует. Далее в СССР, в условиях абсолютного и безраздельного господства КПСС (Коммунистической партии Советского Союза); в вузах не готовили ни секретарей партийных комитетов, ни инструкторов. Правда, существовали партийные школы (ныне на их базе созданы академии государственной службы для подготовки чиновников в системе государственного- и муниципального управления), где уже
Глава 20 Социальные институты в сфере политики
получившие ранее профессию и образование, имевшие стаж работы (в частности, партийной) люди получали второе — партийное — образование (среднее либо высшее).
Любая партия стремится создавать свои учреждения, расширять свои ряды, влиять на государственные структуры и общественные объединения. При этом главной функцией политических партий является воздействие на государственную власть. Если в стране существует мно-гопартийносчь, это способствует рассредоточению политической власти, что, в свою очередь, приводит к поддержанию социального и политического порядка и ограничивает возможности сосредоточения всей полноты влас 1 и в руках одного человека.
Другая не менее значимая функция политической партии состоит в том, что она выступает посредником между гражданским обществом и государством, выражая интересы определенной части членов этого общества. Люди, принимая участие в работе партии и будучи ее членами, получают возможность политической деятельности и активного участия в политической жизни.
Некоторые из членов партии приходят в политику («большую», региональную, местную) именно таким путем, превращаясь в процессе активной политической деятельности в полигиков-профессионалов. К примеру, в составе Государственной думы Российской Федерации, особенно первых созывов, таких людей оказалось достаточно много. Вопрос состоит в том, насколько велика от них отдача, какую пользу они могут принести в сфере законотворчества, если одни из них были до избрания врачами, другие — промышленниками, третьи — педагогами.
Возникновение и существование политических партий регламентируется законодательством. Будучи социальным институтом, партии имеют свою материально-финансовую основу. Это могут быть членские взносы, пожертвования бизнеса, средства профсоюзов, поступления от продажи своей прессы. В ряде стран партии получают дотации из государственного бюджета, размер которых зависит от числа завоеванных на выборах мандатов. В этом случае партии обязаны публично отчитываться о статьях расходования денежных средств.
Поскольку политических партий достаточно много, возникает важный вопрос об их классификации и типологии. Одну из первых попыток его решить предпринял М. Вебер, применив исторический подход. Он разделил все партии па аристократические группировки, политические клубы, современные массовые партии. Нас, естественно, интересуют в основном последние.
Здесь имеет смысл сослаться па одну из наиболее приня гых в социологии классификаций, принадлежащую польскому ученому
386 Раздел IV. Социальные институты
Е. Вятру. В соответствии с его классификацией партии делятся по следующим параметрам: а) по классовому характеру, т.е. рабочие, крестьянские, буржуазные и другие партии (имеет смысл говорить также о межклассовых партиях, включающих представителей различных классов, прослоек и групп); б) по типу организационной структуры — выделяются кадровые (состоящие из одних профессионалов) и массовые партии; в) по месту, которое партия занимает в системе власти, — легальные и нелегальные партии; г) по доминирующему идеологическому облику — реформаторские, революционные, консервативные, реакционные, контрреволюционные, вождистские партии^. К этой классификации мы добавили бы еще одну: деление партий на находящиеся у власти и пребывающие в оппозиции к ней, или правящие и не правящие. Критерием такой классификации является социальная роль партии по отношению к власти.
В последние годы в России на арену политической жизни и борьбы выдвинулись сотни политических партий. Они представляют все без исключения слои общества. Однако ни одна из них не стала в подлинном смысле слова массовой (исключение составляла КПРФ, которая, впрочем, за последние годы заметно подрастеряла своих сторонников), поскольку насчитывала в своем составе от нескольких сотен человек до нескольких сотен тысяч. Так, Либерально-демократическая партия России (партия Жириновского) в пик расцвета имела в своих рядах не более 150—200 тыс. человек. Как правило, за партиями стоят влиятельные финансовые и экономические круги, заинтересованные в соответствующих решениях — особенно если партии представлены в Государственной думе. Эти партии создают «группы давления», которые стремятся оказать нажим на законодательную и исполнительную власти с целью принятия тех или иных решений, изменения политического и экономического курса (т.н. лоббирование).
Роль политических партий усиливается, как правило, в периоды избирательных кампаний, когда резко возрастает активность не только членов организаций, но и поддерживающих их сил и структур, особенно финансово-экономических. Это и понятно, ведь от победы той или иной партии зависит в значительной мере политический и экономический курс государства. Как говорится, есть за что бороться!
Вопросы и задания
1. В чем специфика институционального подхода к сфере политики?
2. Что такое политическая власть, чем она отличается от государственной, какие ти
пы политической власти выделяются в социологии?
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 329.
Глава 20. Социальные институты в сфере политики
3. Как соотносятся социология и поли гика?
4. Расскажите, что вам известно о концепциях политического поведения.
5. Почему государство можно назвать «инсти 1утом институтов»? Какие функции и
как оно выполняет?
6. Что такое правовое государство и какие задачи оно решает?
7. Как соотносятся гражданское общество и правовое государство? Рассмотрите
,)точ вопрос на примере современной России.
8. Возможно ли построение гражданского общества в России? Аргументируйте
свой ответ.
9. Чем отличав 1СЯ политическая партия от политического движения? В чем вы ви
дите позитивные и негашеные стороны гакою явления, как многопартийность?
Литература
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произв. М., 1990. ГидденсЭ. Социология. М., 1999. Гл. 10. Качанов Ю. Опыты о поле политики. М., 1994.
Кравченко С.А., Мнащканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. Тема 13.
Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959 Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Социология в России / Под ред В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 26. Тощенко Ж.Т. Социолошя. М , 1998. Разд. IV.
Глава 21
Социальные институты в социальной сфере
§ 1 Понятие иштитцта в социальной сфере §2 Pint гпитит образования. §3 Иштитут ч'мъи
§ 1. Понятие института в социальной сфере
До сих пор, рассматривая социальные институты в экономической и политической сферах, мы ис испытывали никаких затруднений с их классификацией. Было совершенно очевидно, что собственность и рынок -это экономические институты, потому что они представляют собой формы совместной деятельности людей именно в экономической сфере и именно в ней регулируют отношения между людьми. Точно так же было ясно, что государство и партии — институты политического характера.
Что считать институтом в социальной сфере?
Сложнее обстоит дело с институтами в социальной сфере. Какие институты считать таковыми? Образование? Науку? Семью? В отечественной и зарубежной социологии, как уже отмечалось, иногда стараются вообще уйти от классификации и просто рассматривать те или иные конкретные институты в том порядке, который ближе автору. Как правило, такой анализ начинают с семьи. Затем образование, религия и т.д. Следует заметить, что некоторые отечественные авторы идут другим путем (это относится, в частности, к авторам «Краткого словаря по социологии»): они выделяют лишь три группы — экономические, политические и духовные институты1. В этом случае образование и наука вполне могут рассматриваться среди последних, поскольку основная форма деятельности, объединяющая людей в этих сферах, — интеллектуальная, духовная. Но как быть в таком случае с семьей? Вряд ли семью как форму совместной деятельности людей, регулирующую определенный вид отношений между ними, можно отнести лишь к духовной сфере.
1 См.. Кратки словарь по соцнолопш. С. 88—89
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
Третий путь, прослеживаемый в отечественных работах, связан с признанием особого вида институтов — социальных, отличающихся от экономических, политических, культурных, религиозных и иных тем, что они организуют добровольные объединения, жизнь коллективов, словом, регулируют повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу1.
Можно предложить еще один путь, благодаря которому специфика институтов в социальной сфере становится понятнее, а критерий их отличия от институтов в духовной сфере — четче. Речь идет о том, что институтами в социальной сфере являются прежде всего те, которые оказываются непосредственно объектом социальной политики. Под пей понимается деятельность государства и его институтов в социальной сфере общества (образование, семья, быт, культура, здравоохранение и др.), направленная на создание условий для оптимального удовлетворения интересов и потребностей различных групп населения.
Таким образом, деятельность институтов в социальной сфере в значительной степени зависит от эффективности работы политических и экономических институтов. Экономических — потому, что в основном благодаря их деятельности создаются материальные блага, которые затем распределяются в социальной сфере. Политических — потому что само это распределение осуществляется в их рамках.
Здесь возникает несколько серьезных проблем, в первую очередь социальной справедливости и приоритетности, причем касающихся не интересов отдельных групп людей, а целей развития того или иного социального института. При ограниченных средствах выделить каждому институту хотя бы необходимый минимум для его развития («всем сестрам по серьгам») невозможно.
Как же быть? Расставить институты в социальной сфере по определенному ранжиру? Что тогда положить в его основу? Значение того или иного института в жизни общества? Но будет ли корректной такая расстановка? Например, на первое место поставим институт здравоохранения — с учетом того, что дороже здоровья и жизни ничего не бывает. А дальше — образование, наука, культура, семья? В каком тогда порядке? Можно бесконечно и с «пеной у рта» доказывать, что сначала нужно развивать в приоритетном плане один из названных институтов, например, образование, поскольку без него не будет ни науки, ни культуры, ни семьи, или институт культуры, потому что вне культуры нельзя развивать ни первого, ни второго, ни третьего, и т.д. Однако понятно, что это — бесперспективный путь.
1 Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 141.
Раздел IV Социальные институты
Какой же путь тогда избрать? Очевидно, что он не должен быть «половинчатым». Необходимо стратегическое решение проблемы. В первую очередь оно состоит в том, чтобы избавиться не на словах, а на деле от остаточного подхода к развитию социальных институтов в социальной сфере. Этот подход существовал как официально принятый и законодательно установленный вплоть до начала 1990-х гг.
Остаточный подход к социальной сфере
В чем его суть? Считалось, что наиболее значимой сферой общества является экономическая, в ней главным провозглашалось развитие производства, в свою очередь в самом производстве — развитие военно-промышленного комплекса, в связи с ним — машиностроительных, металлургических, приборостроительных и иных отраслей. Вслед за развитием производства средств производства (группа А) на втором месте по значимости шло производство средств потребления (группа Б). Естественно, значительная часть средств расходовалась на содержание громадного управленческого аппарата партии и государства. И только потом из того, что оставалось (отсюда название — «остаточный подход»), выделялись средства на развитие образования, культуры, здравоохранения и т.д. Чем больше средств уходило на решение задач, связанных с экономической и политической жизнью страны, тем меньше их оставалось на развитие социальной сферы.
К концу 1980-х — началу 1990-х гг. усиливающийся кризис общества стал приводить к заметному сокращению расходов на деятельность институтов в социальной сфере, что противоречило задачам демократизации общества, переходу его в новое качество («перестройка», «обновление»). Впервые целью общества был провозглашен человек (а не средством, как раньше), что потребовало кардинального изменения отношения к нему через изменение отношения к институтам в социальной сфере. Понадобилась новая социальная политика, в центре которой был бы человек, органично включенный в «предмет» заботы социальных институтов образования, здравоохранения, науки,культуры и др.
Первую брешь в остаточном подходе к развитию социальных институтов пробил Указ Президента Российской Федерации № 1, в котором образование провозглашалось приоритетной сферой развития общества со всеми вытекающими отсюда последствиями — ростом ассигнований на развитие образовательных учреждений, значительным повышением заработной платы их работникам и т.д. Однако по ряду причин Указ № 1 так и не был реализован.
Вслед за этим был принят еще целый ряд нормативных документов, направленных на развитие институтов в социальной сфере, но их по-
Глава 21 Социальные институты в социальной сфере
стигла та же участь. Стало ясно, что преодолеть остаточный подход к этой сфере не удалось. «Бумажная атака» на него, естественно, не могла привести к положительному результату. Скорее наоборот, доверие к властям, и так не очень большое, продолжало катастрофически падать. Вновь, как и 15—10 лет назад, возник вопрос — о характере социальной политики государства и ее обращенности в первую очередь к социальной сфере, к поддержке ее институтов. Но это уже — не столько социологическая, сколько политическая проблема, требующая своего практического решения. Задача же социологии — выявить особенности институтов, функционирующих в социальной сфере. Обратимся к рассмотрению двух из них, чрезвычайно широко распространенных, поистине всеохватных, — институтов образования и семьи.
§ 2. Институт образования
Образование и общество
Образование — одна из главных областей человеческой деятельности. Невозможно переоценить его значение. Без передачи социального и индивидуального опыта — этой своеобразной «начинки» образования — общество не могло бы существовать даже в первобытную эпоху, тем более сейчас. Во всем мире в образовательную деятельность в той или иной форме постоянно включается подавляющее большинство населения. Потребности в учебе, в приобретении знаний удовлетворяют десятки миллионов самых разных образовательных учреждений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни — с детских лет до глубокой старости.
Образование — это тог фундамент, на котором стоит все здание современного общества. От качества, прочности фундамента зависит судьба самого дома, его основательность и сроки существования. Не уделят строители нужного внимания закладке фундамента, пожалеют на него средства и материалы, решат, что лучше вложить больше денег в отделку помещений и их обустройство, — не ровен час, и сам дом рухнет. И тогда не спасут ни помещения, ни их отделка. Понимание этой зависимости — важная вещь, но, увы, не всем политикам и государственным структурам оно дается.
Роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи как особого института, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисной ситуации — все это изучается социологией образования. Э га отрасль социологического знания достаточно разработана и в зарубежной, и в отечественной социологии. Назовем
Раздел IV Социальные институты
лишь некоторых представителей (преимущественно авторов монографий по проблемам социологии образования) этой отрасли научного знания из числа зарубежных и отечественных исследователей: Ж. Аллак, У. Бруковер, П. Бурдыз, Дж. Бэллэнтайн, Дж. Дженсеп, Дж. Коулмсн, Ф. Кумбс, Р. и А. Парслиус, К. Перселл, К. Причард, II. Робинсон, Б. Саймон, У. Сыоэлл, Д. Фитермап; И.В. Бестужев-Лада, Л.Г. Борисова, С.И.Григорьев, В.А. Дмитриенко, Г.Е.Зборовский, Д.Л. Константипов-ский, Г.Б. Кораблева, Н.А. Люрья, В.Я. Нечаев, A.M. Осипов, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.Н. Турчепко, Ф.Р. Филиппов, Е.А. Шуклина.
Сегодня существует целый ряд наук, занимающихся изучением образования: педагогика, психология, философия, экономика. Особенность социологического подхода к образованию состоит прежде всего в анализе его как социального института, включенного в систему существующих общественных отношений.
Под социальным институтом образования будем понимать устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих определенных норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля в процессе осуществления обучения, воспитания, развития и социализации личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией.
Функции института образования
Социальный институт образования в условиях нормального функционирования общества выполняет важные общественные функции: 1) обеспечивает устойчивость социального порядка, и не только в сфере образования, но и далеко за ее пределами, поскольку он связан многообразными отношениями с другими социальными институтами и оказывает на них сильное влияние; 2) сохраняет «чистоту» социальных общ-ностей в сфере образования, несмотря на постоянную смену их членов; 3) способствует усилению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди учащихся и педагогического персонала; 4) осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм поведением; 5) поощряет желательное с точки зрения общества поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках принятых норм организации образовательного процесса.
Важнейшая функция социального института образования — упорядочить и свести деятельность социальных общностей в его рамках к предсказуемым образцам социальных ролей. В этом смысле деятельность института образования направлена на соблюдение социального
Глава 21 Социальные институты в социальной сфере 393
порядка и поддержание морального климата в обществе. Названные функции образования имеют достаточно общий, не конкретизированный по отношению к отдельным сферам социальной жизни характер. Между тем институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций.
К экономическим отнесем в первую очередь формирование социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками. Образование воздействует на экономику прежде всего через соответствующую подготовку работников, как профессиональную, так и социальную. Отсюда возникает проблема соотношения профессионально и производственно необходимого образования, с одной стороны, и социально необходимого — с другой.
В социологии в связи с этой проблемой развернулась дискуссия. Суть ее — в вопросе: какое по характеру и содержанию образование следует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе? По всей видимости, единого ответа на этот вопрос быть не может. Но следует отметить одно весьма примечательное обстоятельство: уже сегодня в развитых странах значительная часть даже рабочих профессий требует не только среднего, но и высшего образования, причем с точки зрения как социальных, так и профессионально-производственных потребностей.
Достаточно многообразными оказываются социальные функции института образования. Это воспроизводство и изменение социальной структуры в целом и ее конкретных элементов в особенности. Это социальная мобильность, которая осуществляется благодаря полученному образованию. Это социализация личности, в ходе которой последняя успешно выполняет весь комплекс социальных ролей вследствие роста образовательного уровня.
Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Образование — фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь Получение образования есть не что иное, как процесс пробуждения и реализации потребностей в создании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и нематериальной культуры самых различных групп и слоев населения.
Было бы неправильно рассматривать образование как институт, существующий для удовлетворения только экономических, социальных
Раздел IV Социальные институты
и иных потребностей общественного характера. Не меньшее значение институт образования имеет для конкретного человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей за пределами целей и задач, связанных с развитием экономики, политики, культуры.
Именно в такой роли образование и его разновидность — самообразование часто выступают источником научного и культурного прогресса1. К сожалению, в деятельности социального института образования данная его сторона учитывается редко, от чего страдают постановка и развитие образования, а главное, люди, которые недополучают духовную пищу из-за отсутствия необходимых для этого условий. Названная функциональная характеристика образования как социального института имеет значение для любых образовательных структур. Их всех сближает функция формирования личностного «ядра» общества.
Системный и функциональный подходы к образованию
Характеристика функций образования позволяет определить его весьма заметное место и значительную роль в общественной жизни. Нужно иметь также ввиду, что образование выступает не только как социальный институт, но и как система. Более того, люди воспринимают образование именно как систему, включающую в себя дошкольное, школьное, дополнительное, профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское образование, а также повышение квалификации.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» система образования характеризуется как совокупность: а) системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий2.