СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Глава 18
Понятие и виды социальных институтов
§ 1. Понятие социального института § 2. Структура и функции социального института §3 Классификация социальных институтов
§ 1. Понятие социального института
Понятие социального института — одно из узловых в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой в связи с анализом большого количества явлений и процессов, но и в других социально-гуманитарных науках. Так, институциональный подход активно применяется в экономических науках (к примеру, при анализе института рынка), в политических науках (в ходе рассмотрения, скажем, социальных институтов власти) и др. Но прежде чем выяснить, в чем суть институционального подхода, разработанного в социологии и ставшего, по существу, общенаучным (для дисциплин социально-гуманитарного профиля), необходимо попять, что такое социальный институт.
Понятие социального института в истории социологии
Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г. Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты — это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.
Всего Спенсер выделяет шесть групп институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он подробно рассматривает каждый из них в развитии и, характеризуя этот процесс, анализирует две его стороны — и н -
Раздел IV Социальные институты
■»
те грацию и дифференциацию социальных институтов. Для современной социологии этот подход крайне важен, и она широко использует его в исследованиях.
М. Вебер, характеризуя социальные институты, метко назвал их «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Он сделал акцепт па рассмотрении нормативности .этих связей, так как содержание их устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей своих членов. Э. Дюркгейм при рассмотрении системы общества, ее равновесия особое внимание обращал на то, чю противоречит реализации стабилизирующих функций социальных институтов, т.е. на а и ом и ю. Говоря о вкладе классиков социологии Вебера и Дюркгейма в развитие идей институционализации общества, особо отметим их роль в анализе экономических институтов и религии (Вебера в связи с прогесташской этикой и трудом при капитализме, Дюркгейма — при рассмотрении общественного разделения труда и различных форм религии).
Понятие социального института в современной зарубежной социологии
Проблема социальных институтов занимает одно из центральных мест в современной зарубежной социологии. Нет ни одной серьезной монографии по теоретической социологии, тем более — учебника, где авторы не обращались бы к характеристике социальных институтов. При этом имеется немалый разнобой в их определениях. Так, Н. Смслзер рассматривает социальный институт как «совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности»^. А. Джонсон определяет социальный институт как «прочную систему идей и отношений, организованных вокруг достижения наиболее важных (значимых) целей»^. В популярном английском словаре по социологии отмечается, что термин «инешгут» широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами?1.
Говоря об использовании понятия «социальный институт» в американской и европейской социологической литературе, Ф. Бейгс и Р. Харви особо отмечают следующие моменты его определений. Во-первых, институт характеризуется как относительно сложная социальная практика, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций (например, институт частной собственности и институт брака). Во-вторых, данное понятие означает любую сложную организацию значительного
1 Смелзер НДж Социоло! ия С 659
^Johnson AG Human Aiiaugenicnts Ли Intioduction to Soc lology P 606
^ The Penguin Dictionary of Sociology L , 1988 P 124
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
размера (университет, тюрьма, больница и т.д.). В-третьих, институт характеризуется как сложная система действий и отношений, выполняющая определенные социальные функции (экономический институт, институт образования и т.д.). В-четвертых, институт рассматривается как нормативная и усiоявгааяся социальная практика, а институционализация — как процесс, благодаря которому любая система социальных действий, в гом числе и введение индивида в организацию, становится институтом1. Такое понятие института и инсти-туционализации принято в работах по структурно-функциональному анализу2.
Понятие социального института в отечественной социологии
В отечественной социологии понятию социального института начали уделять растущее внимание сравнительно недавно, только с 1990-х гг. Причиной послужило появление первых учебников и учебных пособий по социологии, в которых понятие социального института нельзя было обойти. Однако серьезных теоретических исследований на эту тему пока не опубликовано. В предлагаемых определениях и трактовках социального института при всех различиях обращают на себя внимание некоторые элементы сходства. Во-первых, социальный институт возникает и существует как отклик на общественную потребность в определенной организации социальной жизни в какой-то ее конкретной сфере. Во-вторых, социальные институты включают в себя нормативность. В-третьих, они связаны с реализацией определенных, как правило, значимых целей в жизни общества.
Представляется, что при сущностной характеристике социального института необходимо подчеркнуть следующие аспекты: а) институт — это в первую очередь форма организации жизни и деятельности людей; б) они (институты) включают в себя определенную совокупность людей и учреждений, призванных осуществлять основные функции института; в) для этого они должны быть наделены властью и материальными средствами; г) институт — это не просто форма организации деятельности, но форма устойчивая и необходимая.
Суммируя и учитывая выделенные аспекты, можно было бы дать такое определение: социальный институт — это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных
1 См. Bates F., Hany P Social Institution NY, 1973 Р 132.
2 Классификация подходов к определению с оцилльного и нети 1 ута предложена так
же в кп Щепанъский Я Элемешарные понятия социолоши М , 1969. С 95—100.
Раздел IV Социальные институты
функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения.
Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Если и существуют «три кита» или «три слона», на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институциональная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.).
Предмет институциональной социологии
Очевидно, что предметом этого большого и сложного направления в социологии являются устойчивые формы регулирования и организации общественной жизни и деятельности, такие как собственность, рынок, власть, государство, образование, семья, наука и др. В институциональной социологии социальный институт рассматривается как сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, подверженная социальному контролю с помощью санкций, как структурированная организация и система функционально обусловленных действий и отношений. Ведущие представители институциональной социологии за рубежом: П. Блау, М. Дюверже, Дж. Ландберг, С. Липсет, Ч. Миллс, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Я. Щепаньский и др. Среди отечественных социологов назовем прежде всего В. Добренькова, Т. Заславскую, С. Кирдину, А. Кравченко, Г. Осипова, В. Радаева, Р. Рывкину.
Представители рассматриваемого направления характеризуют институциональную структуру как своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок, стабильность и интеграцию. В этом смысле внимание акцентируется на месте социальных институтов в жизни общества, их взаимодействиях между собой.
В соответствии с социологическим подходом функционирование социальных институтов в обществе охватывает только часть поведения людей, хотя с точки зрения интересов общества и наиболее значимую, — нормативно регулируемую. Другая часть поведения людей не регулируется нормами, а стало быть, не является объектом институци-онализации (например, интимные отношения между людьми, неформальные взаимодействия и т.д.). Понятно, что социальная норма является важным элементом социального института, выступающим
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
как средство регуляции поведения социального субъекта, как образец действия, как общепризнанное правило, соблюдение которого обеспечивает упорядоченность, стабильность общества и его структур. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и вместе с тем инструментом их формирования. Эти связи можно считать нормативными, так как их содержание устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.
Признаки социального института
Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков, в том числе общих для всех институтов. Назовем некоторые из институциональных признаков. В первую очередь это своды норм поведения, их кодексы, причем как письменные, так и устные. В институте государства таковыми являются конституция, законы, сведенные в уголовный, гражданский и иные кодексы, в институте религии — это церковные запреты, в институте образования — правила поведения учащихся.
Во-вторых, это действующие установки и образцы поведения. Например, в институте семьи — уважение, любовь, привязанность, в институте государства — законоиослушание, соблюдение субординации, в институте религии — поклонение. В-третьих, общим признаком для всех институтов выступают культурные символы. В институте государства — это флаг, герб, гимн, в институте бизнеса и торговли — патентный и торговый знак и индекс, в институте семьи — обручальное кольцо, в институте религии — иконы, крест, святыни.
В-четвертых, в качестве общего признака институтов целесообразно рассматривать утилитарные черты культуры. В институте образования ими могут быть библиотеки, лаборатории, классы, аудитории, в институте религии — церковный реквизит, религиозная литература, здания храмов, в институте семьи — квартира, мебель, посуда. В-пятых, общим признаком институтов можно считать наличие идеологии. В институте государства таковыми являются демократия, тоталитаризм, в институте религии — православие, мусульманство, протестантизм, в институте семьи — коллективизм, индивидуализм, семейное сотрудничество и солидарность.
Институционализация общества
Социальные институты возникают как своеобразный отклик на потребности общества, отдельных социумов. Они связаны с гарантиями непрерывной социальной жизни, защиты граждан, поддержания со-
Раздел IV Социальные институты
циального порядка, сплоченности социальных групп, осуществления коммуникаций между ними, «размещения» людей по определенным социальным позициям. Конечно же, в основе появления социальных институтов — и первичные потребности, связанные с производством продуктов, товаров и услуг, их распределением.
Процесс возникновения и становления социальных институтов получил название институционализации. Как любой другой сложный общественный процесс, институционализация является длительной и постепенной. Для ее осуществления необходимы следующие условия: появление определенных потребное гей, нуждающихся для их удовлетворения в совместной деятельности людей; возникновение в ходе взаимодействия людей по поводу удовлетворения этих потребностей определенных социальных норм и правил; установление системы санкций для соблюдения норм и правил поведения; создание учреждений и групп людей, в них запятых, для регулирования совместной деятельности в обществе в связи с удовлетворением rex или иных потребностей его граждан.
Здесь необходимо специально подчеркнуть, что социальный институт — это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, управляющих, служащих, менеджеров и пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений и подготовкой кадров. Этим в значительной мере определяется успех деятельности социального института. Кроме того, он зависит и от четкого определения целей и функций, и от рационального разделения труда между людьми, занятыми в его деятельности, и о г организации и структурирования работы социального института, и от признания его престижа — такова точка зрения известного польского социолога Я. Щепаньского.
Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямыми и обратными, структурными и функциональными, непосредственными и опосредованными) с другими социальными институтами, без которых он не может нормально существовать и развиваться. Так, тесно взаимосвязаны между собой институты собственности и власти, образования и науки, семьи и воспитания, культуры и средств массовой информации и др. Например, кризис института образования невозможно объяснить вне его зависимости от таких социальных институтов, как государство, управление, производство и т.п.
Существует ряд условий, соблюдение которых ведет к успешной деятельности социального института. Это: а) наличие специальных норм, предписаний, регулирующих поведение людей; б) интеграция института в социальную систему общества, его различные структуры, что обеспечи-
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
вает этому институту поддержку самого общества; в) возможность осуществлять социальный контроль за соблюдением норм поведения; г) наличие материальных средств и условий для стимулирования деятельности института.
Успешной деятельности социальных институтов способствует процесс их дифференциации и специализации. Собственно, этот процесс является универсальным, и начался он еще при переходе от традиционного общества к индустриальному. Весь процесс модернизации означает усиливающуюся специализацию и дифференциацию социальных ипститутов. В пашей стране этому способствовало крушение тоталитаризма, которое привело к отделению экономики от политики и идеологии и создало условия для перехода к рыночным механизмам.
Но дело не только в этом. К большей дифференциации и специализации институтов приводит усложнение социальных процессов и потребностей людей. Так, появление потребностей в дифференцированном развитии образования обусловило создание целого ряда его конкретных институтов: допрофессионального и профессионального образования, школы, высшего образования, послевузовского образования, дополнительного образования и т.д.
Меняется приоритетность социальных институтов в жизни общества. Если в традиционном обществе ведущие позиции занимал институт религии, то в индустриальном — институты производства, образования и науки, в информационном обществе на первое место выйдут, в соответствии с прогнозом, институты образования и науки. Трансформируются также роль и значение семьи как социального института по мере перехода от одного этапа общественного развития к другому. Выступая вначале как основной «производственный» институт, семья в последующем, при переходе к индустриальному обществу, меняет свои функциональные роли и перестает быть приоритетным институтом в сфере производства.
§ 2. Структура и функции социального института
Структура социального института
Из сказанного выше можно определить структурные элементы социальною института. Он включает в себя: а) определенную сферу деятельности и общественных отношений; б) учреждения для организации совместной деятельности людей и группу лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли; в) нормы и принципы отношений между официальными лицами,
346 Раздел IV Социальные институты
а также между ними и членами общества, включенными в орбиту дсйст -вия данного социального института; г) систему санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения, д) материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и др.). На примере любого социального института нетрудно установить универсальный характер названных выше элементов и их непременное «участие» в его жизнедеятельности
Рассмотрим в качестве иллюстрации социальный институт образования. Образование в целом и его подсистемы (общеобразовательная школа, начальная и средняя профессиональная школа, высшая школа и др.) в полной мере отвечают названным признакам социального института и могут быть рассмотрены под соответствующим углом зрения1. Каждая из подсистем имеет свою, строго определенную сферу деятельности; учреждения для обучения и воспитания (школы, профессиональные училища, колледжи, высшие учебные заведения, органы управления образованием различного уровня); аппарат работников; социальные роли, а также нормы поведения обучающихся и обучающих и взаимоотношений между ними; санкции, применяемые за несоблюдение этих ролей и норм к представителям всех социальных групп, включенных в образовательный процесс; наконец, необходимые материальные ресурсы (здания, библиотеки, лаборатории, мастерские, финансы и др.).
Все элементы структуры социального института связаны между собой. Эта связь обеспечивается в результате и за счет функциональной деятельности института. Функции социальных институтов — эго направления их деятельности и ее последствия, влияющие на сохранение самих институтов, социальной системы, поддержание в ней порядка
Функции социального института
Среди функций наиболее значимыми являются: 1)интегративная, состоящая в сплочении и укреплении связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом, и реализуемая через усиление контактов и взаимодействий между ними; 2) функция воспроизводства общественных отношений, благодаря действию которой социальный инсштут поддерживает устойчивость тех или иных систем общества, 3)ре1улятивная функция, состоящая в регулировании отношений с помощью норм, правил поведения, санкций, т.е. того, что регламентирует и регулирует поведение людей; 4) коммуникативная функция, направленная на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной opi анизации их совместной жизни и деятельности.
' См Зборовский ТЕ Образование от XX к XXI веку С 28—34
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
Поскольку социальные институты интегрируют, воспроизводя!, регулируют отношения между людьми и социальными общностями, постольку важнейшая их функция — упорядочить и свести деятельность этих общностей к предсказуемым образцам социального поведения. Именно таким путем институты сохраняют «чистоту» социальных общностей, несмотря на постоянную смену их членов.
Названные функции имеют достаточно общий характер и присущи в равной мере каждому институту. Между тем, помимо них, социальные институты могут выполнять конкретные экономические, социальные, политические, культурные, идеологические и иные функции. Одни присущи социальным институтам в большей мере, другие — в меньшей Появляются новые специфические функции, не свойственные отдельным институтам. Если речь идет, к примеру, о семье, то это — функция социализации, если об институте науки, то это — создание условий для научного творчества.
Среди функций социальных институтов различают явные и латентные (непреднамеренные, неосознаваемые). Так, если рассматривать функции социального института образования, то к явным может быть отнесена такая, как усвоение опыта прошлых поколений. Что касается латентных функций, то среди них обращает на себя внимание закрепление и достижение через систему образования социального неравенства.
Именно социологи установили, что, обучаясь в разных учебных заведениях — престижных и не очень, обычных и элитарных, учащиеся изначально получают не одинаковые стартовые возможности, являющиеся сами по себе источником социального неравенства. В западной системе образования такая ситуация известна достаточно давно. Шансы на социальное продвижение выпускников Кембриджского и Оксфордского университетов в Англии намного предпочтительнее, чем десятков других. В России только в последние годы стали задумываться над этой латентной функцией образования — после того, как начал осуществляться переход к рыночной системе хозяйствования, а система образования в результате собственного реформирования получила возможность понемногу реагировать на происходящие экономические изменения.
Одна из важных проблем институциональной социологии — изучение вопросов координации деятельности социальных институтов. Решение этой задачи осложняется тем, что каждый из институтов выполняет не одну, а целый ряд взаимосвязанных функций. Вместе с тем одна функция может реализовываться несколькими институтами. Так, скажем, функцию социализации и воспитания выполняют и семья, и образование, и производство как социальные институты. Воз-
Раздел IV Социальные институты
пикает, следовательно, вопрос о сопряженности взаимодействии этих институтов в реализации названной функции.
Может появиться и иной ракурс проблемы — перераспределение функций между институтами в случае, если один из них плохо реализует свои функции. Продолжая начатый пример с функциями социализации и воспитания, имеет смысл отметить предпринимаемые в российском общее г-ве шаги в направлении оптимизации деятельности других, «не семейных» институтов в связи с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Это прежде всего развитие учреждений и организаций дополнительного образования: детских и подростковых клубов, домов i ворчества юных, музыкальных, художественных, спортивных и иных школ, секций, кружков и т.д.
Дисфункции социального института
Кроме функций социальных институтов, необходимо говори гь еще и об их дисфункциях, на что впервые обратил внимание Р. Мер гон. Суть дисфункций состоит в нарушении стабильности и равновесия в обществе через появление сбоев и 'деструктивных ситуаций в работе социальных институтов. Сейчас в России видны, что называется, невооруженным глазом дисфункции политических институтов, проявляющиеся в их неспособности стабилизировать общественную жизнь в стране, ввести ее в русло уверенности и оптимизма.
На протяжении последних 10—15 лет люди живут в состоянии тревожного ожидания чего-либо из ряда вон выходящего. Народ разуверился в отношении потенциала политической власти как в центре, так в регионах и на местах. Рост беззакония, преступности, криминализация многочисленных государственных, в том числе и политических, структур, их коррумпированность и неспособность решать вопросы в интересах большинства населения — все это показатели дисфункциональной деятельности многих социальных институтов в обществе.
Для социологической науки весьма важен анализ ситуации, когда общественные потребности не находят своего отражения в деятельности того или иного социального института, что и приводит к возникновению дисфункций как своего рода показателя возникшего несоответствия этого института надлежащим потребностям. Это проявляется в неясности целей институциональной деятельности, «размывании» ее функций и в конечном итоге падении среди населения авторитета тех или иных учреждений и организаций данного института. Устранить такое несоответствие не просто. Дело в том, что, однажды возникнув, социальный институт и в условиях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать «на себя», на свои интересы, не всегда совпадающие с общественными.
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
Задача институциональной социологии состоит в том, чтобы вскрывать и исследовать в рамках тех или иных социальных институтов прежде всего латентные функции и дисфункции, поскольку именно от них в первую очередь зависит эффективность деятельности самих институтов. Явные функции институтов часто видны и так, что называется, «невооруженным глазом», чего не скажешь о латентных и тем более дисфункциях. Как правило, они начинают проявлять себя в периоды обострения социальных ситуаций в обществе, особенно в предкризисное и кризисное время. Как известно, именно такой период переживает сейчас Россия, и с точки зрения интересов науки, в плане развития институциональной социологии было бы и высшей степени полезно обратить внимание на особенности функциональной и дисфункциональной деятельности основных социальных институтов общества.
§ 3. Классификация социальных институтов
В ходе предшествующего анализа неоднократно назывались самые различные социальные институты: образование, наука, семья, государство, религия и т.д. Естественно, чго анализ многочисленных институтов нуждается в определенной систематизации на базе тех или иных критериев, чго и составляет научную процедуру их классификации. Сама классификация становится возможной на основе естественного и объективно/о процесса — дифференциации социальных институтов.
Проблема классификации социальных институтов в зарубежной и отечественной литературе
Небезынтересно отметить, что самые современные и лучшие зарубежные учебники по социологии, как правило, не систематизируют социальные институты, а в соответствующем разделе о них (он обязательно существует в каждом учебнике) просю раскрывается содержание деятельное ги весьма ограниченного набора институтов: семьи, образования, религии, экономики, политики (последние иногда называются «экономическая и политическая системы», как у Н. Смелзера). Это, так сказать, обязательный, «джентльменский» (с точки зрения институциональной социологии) набор.
К нему иногда добавляют здоровье и медицину (как это сделано в широко распространенном в США красивом, ярко иллюстрированном учебнике Дж. Машоуниса). Обращает на себя внимание строгая последовательность, порядок «подачи» институтов: вначале — семья, образо-
Раздел IV Социальные институты
вание, религия (видимо, институты, «ближе расположенные» к человеку), и только затем — экономика, труд, политика, власть, государство.
Тем не менее образцы классификаций социальных институтов в западной социологии существуют. Один из наиболее распространенных дает английский словарь по социологии. Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов: 1) экономические институты, которые служат производству и распределению ценностей и услуг; 2) политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью; 3) институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов; 4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; 5) культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью *.
Определенное сходе i во с приведенной выше трактовкой обнаруживает классификация социальных институтов, приведенная в одной из отечественных работ: «Существуют различные виды институтов — экономические, занимающиеся производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.п.; социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, словом, институты, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу; политические, связанные с выполнением функций власти; культурные и воспитательные, утверждающие, развивающие преемственность культуры общества и передающие ее следующим поколениям; религиозные, организующие отношение людей к религии, если люди верят в существование Бога»2.
Однако подобный подход к классификации социальных институтов не единственный. В отечественной литературе можно обнаружить и другие трактовки. Так, в словаре «Современная западная социология» предлагаются иные критерии и соответственно виды социальных институтов. Точнее сказать, критерии остаются почти теми же — это сфера действия и функции социальных институтов, а вот виды — существенно отличаются. Например, выделяют реляционные институты, «определяющие ролевую структуру общества по самым различным критериям — от пола и возраста до вида занятий и способностей». Вторая группа институтов — «регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля)». Третью группу составляют культурные институты, «связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.». К четвертой группе относятся интегративные институты, «связанные с
1 См. The Penguin Dictionaiу of Sociology P 124
2 Осипов Г В Социоло1ия и социализм С 141
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого»1. Оригинальность приведенной классификации, помимо отмеченных выше моментов, состоит в стремлении связать социальные институты с определенной ролевой структурой, характерной для каждой из названных выше групп.
К сожалению, данная классификация не иллюстрируется конкретными примерами и поэтому выглядит несколько абстрактно. Попробуем сами восполнить этот пробел. К реляционным институтам можно было бы отнести институты труда, образования, поскольку они связаны с включением в них людей, выполняющих определенные виды деятельности и соответствующие социальные роли. Среди регулятивных институтов назовем институты суда, прокуратуры, тюрьмы. Культурные институты вряд ли требуют каких-либо иллюстративных пояснений, поскольку среди них уже названы институты религии, искусства, идеологии. Что касается интегративных институтов, то здесь прежде всего следовало бы назвать государство, выполняющее в первую очередь объединяющую роль.
Продолжая классифицировать социальные институты, можно выделить среди них традиционные и новые. Первые характеризуются аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях (род, большесемейная община). Деятельность традиционных институтов тесно связана с системой моральных предписаний. Отличительной чертой институтов нового и новейшего времени является их относительно большая независимость от этой системы. Ас-криптивные (предписанные, заданные) критерии, характерные для традиционных институтов, все больше уступают место «достиженческим» в новых институтах. Заданность положения, типичная для институтов традиционного общества, исчезает. Новые социальные институты предполагают значительный динамизм и мобильность в смене социальных позиций и статусов.
Формальные и неформальные институты
Выше уже отмечалось, что вся жизнедеятельность людей так или иначе институциализирована. Однако сама инстигуциализация может иметь формальный или неформальный характер, соответственно институты могут быть либо формальными, либо неформальны-м и. Эта их классификация крайне важна для повседневной деятельности людей, поскольку способы ее регулирования, а зачастую и регламентации зависят в первую очередь от того, в рамках каких институтов она осуще-
Совремснная западная социология Словарь С 117
Раздел IV Социальные институты
ствляется. Когда речь заходит, к примеру, о производственной, политической, образовательной деятельности, то здесь все ясно. Соответствующие институты имеют явно выраженный формальный характер.
Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Они осуществляют управленческие и контрольные функции на основе четко установленных санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). Законодательные акты и нормативные документы определяют и регламентируют практически всю деятельность формальных социальных институтов.
Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав). Возникновение неформальных институтов — это следствие социального творчества и волеизъявления граждан. Санкции, используемые в них, имеют неформальный характер (моральное одобрение либо осуждение); социальный контроль устанавливается с помощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях.
В обществе часто возникают потребности упорядочения, регулирования и регламентации форм поведения, напрямую не относящиеся к компетенции формальных социальных институтов. Одним из таких, чрезвычайно распространенных в нашей стране, особенно в прошлом (причем весьма недалеком), институтов является очередь. Почему возник этот неформальный социальный институт? Потому что в условиях явной нехватки продуктов и товаров существовала потребность в справедливом порядке их приобретения по принципу «кто раньше успел». В этом неформальном социальном институте не действуют специальные учреждения, нет профессионально подготовленных кадров для поддержания нормального функционирования очереди, нет формализованных правил, норм и процедур, которые подлежали бы кодификации (оформлению в виде свода законов и норм). Однако существуют так называемые неписаные нормы поведения (стоящие сзади не должны получать «без очереди», нельзя пускать перед собой знакомых, на которых очередь не занималась, и т.д.). Возникает даже функциональное распределение ролей: записывающие очередь (распорядители), следящие, чтобы не вклинивались посторонние (борцы за справедливость), помогающие поддерживать порядок и т.д.
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
Следует отметить, что в жизни многих поколений людей в бывшем Советском Союзе очередь играла громадную роль. Этот неформальный социальный институт выступал не просто элементом повседневного образа жизни, без которого одно время даже нельзя было существовать (хлеб можно было купить только в очереди). Он являлся основным источником информации, дезинформации (слухи шли прежде всего отсюда), сферой общения, возможностью познакомиться. С очереди «начинались» даже некоторые семьи. В ней обсуждались и решались многие жизненно важные проблемы. Конечно, такой неформальный социальный институт мог получить широкое распространение только в социально неразвитом обществе. По мере насыщения рынка продуктами и товарами очередь в своем гипертрофированном виде исчезает, оставаясь лишь элементарной формой поддержания обычного порядка.
Итак, было показано, что существует немало классификаций социальных институтов. В дальнейшем изложение материала будет основываться на видовой классификации социальных институтов по сферам и функциональному содержанию их деятельности. Почему выбран именно такой критерий классификации? Потому, что он соответствует нашей логике социологического познания. В этой связи нужно вспомнить «лестницу» социологического знания, которая предлагалась в главе 6. В качест ве одной из ступеней познания — второй по счету — рассматривалось познание общества через анализ его сфер: материальной (экономической), политической, социальной, духовной. А от этой ступени шло дальнейшее движение познания — к социальным общностям, затем — к социальным институтам. Поэтому в дальнейшем будут рассматриваться институты в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества. Институциональному анализу каждой из этих сфер и посвящаются последующие четыре главы.
Вопросыи задания
1. Чю такое инонациональный подход к анализу социальных явлений' В чем его сут ь?
2 Почему поня гие социальною инс any ia занимав] одно из центральных мест в со-
ЦИОЧО1ИИ?
3. Как рашпвались представления о социальном институте в истории и современ
ной !анаднои социоло! ической мысли?
4. Как трактуется социальный инс гиту! в отечественной социологии?
5 В чем заключается предмет инстигуциошпьной социологии?
6 Охарактеризуйте основные признаки социального инстшуга
7 Каковы условия возникновения и становления социальных институтов? Что по
нимают иод инеттуционализацией общества?
8 В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?
9 Охарактеризуйте структуру социального института
Раздел IV. Социальные институты
10. Какие подходы к классификации социальных институтов реализованы в запад
ной и отечественной социологии?
11. В чем, с вашей точки зрения, заключаются основные функции и дисфункции со
циальных институтов?
12. Покажите отличия формальных от неформальных институтов.
Литература
Андреев Ю.П,, Кор женская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институ \ ы: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.
Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 г. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. Гл. 4.
Калугина З.И. Новое время — новые задачи: институциональный подход к изучению траисформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1999.
Kupduua С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.
Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социол. исслед. 2002. № 12.
Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 194—203.
Кравченко С.А., Мнацаканян М.О.. Покровский НЕ. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. С. 272-279.
Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии 2001. № 3.
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 10.
Фролов С С. Социология. М., 1996. С. 161-181.
Глава 19
Социальные институты в сфере экономики
§ 1 Понятие экономического института. § 2. Институт собственности. § 3. Институт рынка. § 4 Институт производства
§ 1. Понятие экономического института
Производство и экономика
Сфера экономики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни, поскольку в ней осуществляется то, без чего эта жизнь не может существовать ни дня, — производство. Производство, как известно, бывает разное. Есть производство вещей, материальных благ. Его принято называть материальным производством. Существует другой основной вид производства — создание духовных ценностей, идей, то, что называют духовным производством.
Очевидна, что в экономической сфере создаются прежде всего ценности материального характера — предметы потребления, технические системы, средства производства. Другими словами, в экономической сфере созидается то, что призвано обеспечить важнейшие условия жизнедеятельности общества. В своих «Максимах для революционеров» Б. Шоу определил экономику как «умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
Можно говорить о двух основных значениях термина «экономика» (кстати, он имеет греческое происхождение и первоначально буквально означал искусство ведения домашнего хозяйства). Первое — это совокупность производственных отношений определенного общества, его базис. Второе значение — народное хозяйство (страны, региона, города и т.д.), его состояние, или часть этого хозяйства, включающая определенные отрасли и виды производства. По крайней мере, такое определение экономики дают все основные отечественные словари.
Экономические институты в зеркале социологии
Однако нас интересует не столько общий, широко распространенный, сколько социологический подход к экономике. Суть этого подхода состо-
Раздел IV Социальные институты
ит в том, чтобы рассматривать ее как систему социальных институтов,, «работающих» в экономической сфере и имеющих экономическую природу} Важнейшими среди них, с пашей точки зрения, являются собственность^ производство, рынок. По крайней мере, это те социальные институты, ко-* торые представляют наибольшую актуальность для современного рос- ч сийского общества. Важными институтами являются также распределение, обмен, торговля, деньги, банки, хозяйственные объединения и другие.
Есть и иные точки зрения на экономические институты. Так, американский социолог Н. Смслзер считает институтом саму экономическую систему, а в качестве ее типов называет капитализм (при этом он рассматривает прежде всего корпоративный капитализм в США), социализм (здесь он характеризует прежде всего демократический социализм, характерный для некоторых стран с находящейся у власт и социал-демократией), коммунизм советского типа1. Насколько оправдан такой подход? Нет ли здесь отождествления института с общественным строем?
Чтобы иметь более полное предегавление об экономических институтах «по Смелзеру», следует добавить, что он включает в их толкование такие вопросы, как социальное содержание экономической деятельности (условия труда и обмена, характер труда, воздействие технологии и организации труда, психические нагрузки работников, социальный контекст досуга), современные экономические тенденции (снижение влияния США, интернационализация экономики). При таком расширительном подходе экономические институты, как нам кажется, отождествляются с экономической сферой и — более широко — с экономической жизнью общества, что в совокупности составляет предмет экономической социологии.
Действительно, сегодня западная экономическая социология изучает очень широкий комплекс объектов: социальные аспекты конкуренции, рынка, собственности, предпринимательства, социальные особенности различных типов экономических систем, поведение многих социальных групп в экономической сфере, способов мышления в многообразных экономических ситуациях, варианты регулирования экономики, социальные проблемы безработицы и др. Что касается экономических инсгитутов, то они включают в орбиту своего действия далеко не все (даже из перечисленных) аспекты и стороны экономической жизни, охватывая лишь устойчивые, регулярные формы совместной деятельности людей в экономической сфере, отвечающие определенным институциональным требованиям.
Близкую позицию занимают и некоторые отечественные социологи. Так, М.С. Комаров рассматривает в качестве социального института экономику в целом. При этом наиболее важные стороны институционально-
1 См Смелзер НДж Социология С 493—520
Глава 19 Социальные институты в сфере экономики
го анализа он связывает со следующими параметрами: экономической организацией общества и ее исторических типов; экономической культурой общества и ее ролью в нормативной регуляции экономического поведения; функциями .жономическои системы; структурой индустриальной экономической системы; особенностями поведения основных статусных групп —• предпринимателей, менеджеров, рабочего класса, потребителей1. Эта проблематика, по всей видимости, выходит за пределы собственно институциональною подхода, оказываясь частью предмета экономической социологии.
Действительно, если обратиться к одной из лучших отечественных работ по экономической социологии — исследованию Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной экономической жизни, то мы найдем в нем глубокий анализ и экономического поведения различных социальных групп, и экономической культуры, и участия в трудовой деятельности различных ее субъектов, и экономической ситуации в мире и Советском Союзе и т.д.2 Но весь этот перечень проблем совсем не означает того, что они составляют содержание институционального анализа. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в упомянутой книге Заславской и Рыбкиной детально рассмотрены и основные экономические институты. Аналогичные рассуждения уместны в отношении работ по экономической социологии еще одного отечественного исследователя — В.В. Радаева3.
В работах многих авторов, прежде всего в учебниках по социологии, наблюдается противоречие между общим пониманием социального института и характеристикой такой его разновидности, как институт экономический. Этот же Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности4. Однако, когда черед доходит до рассмотрения экономических институтов, то выясняется, что речь идет не о ролях и статусах, а об экономической системе с ее основными элементами, в качестве которых рассматриваются собственность, предприниматель, определенные черты экономической жизни и т.д.
То же относится и к работе М.С. Комарова. Характеризуя социальный институт как «совокупность норм, предписаний и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни»5, автор
'См Комаров М С Введение в социологию С 251—272
^ См Заславская ТИ, Рывкина РВ Социология жономическои жизни Новосибирск, 1991
' См , например Радаев В В Экономическая с оциоло! ия ■^ См Смелзер НДж Социология С 659 5 Комаров М С Там же С 295
Раздел IV Социальные институты
затем, раскрывая содержание экономических институтов, пишет об экономической культуре общества, экономическом поведении, об исторических типах экономической организации общества и т.д.
Чтобы закончить нашу дискуссию, отметим, что экономическая система — это прежде всего взаимосвязь различных экономических структур, каждая из которых может регулироваться в своем функционировании определенными экономическими институтами. Сам институт охватывает лишь конкретный сегмент экономической ясизни. В свою очередь, институт может быть рассмотрен как система взаимосвязанных элементов, представляющих соответствующие экономические учреждения, нормативную базу деятельности, материально-финансовую основу, соответствующую инфраструктуру, формы контроля и управления и т.д.
Для описания социальных институтов экономики, помимо соответствия их общим институциональным критериям, важно знание выполняемых ими функций и специфики взаимосвязей с другими социальными институтами. Следовательно, для того чтобы охарактеризовать какую-либо экономическую систему в терминах институционального подхода, необходимо ответить на ряд вопросов: каким целям служит (подчинена) данная экономическая система? какие функции она выполняет по отношению к обществу? какие социальные нормы и санкции приняты в рассматриваемой экономической системе? каковы материальные, финансовые и иные ресурсы, которыми она располагает? что собой представляют учреждения и группы лиц в них, наделенные властью для осуществления экономических функций и ролей, предписанных им обществом? С этой точки зрения проанализируем прежде всего наиболее значимые для жизни современного российского общества институты собственности, рынка, производства.
§ 2. Институт собственности
Понятие института собственности
Институт собственности — один из наиболее древних (если не самый древний) экономических институтов. Владение теми или иными вещами, орудиями труда, имуществом, принадлежность их человеку (роду, семье) существовали изначально и были важной формой совместной деятельности людей в связи с удовлетворением их элементарных потребностей. Несмотря на отсутствие на начальном этапе человеческой истории особых учреждений и организаций, деятельность которых была направлена на охрану собственности, отдельные элементы этого института существовали. Так, были распространены обычаи, традиции,
Глава 19. Социальные институты в сфере экономики
регулирующие отношение к чужой собственности и предполагавшие санкции (часто довольно жесткие) за посягательство на нее.
По мере возникновения государств на смену обычаям и традициям (либо в добавление к ним) появлялись правовые способы регулирования отношений собственности. До сих пор сохранил свое значение и часто используется в современной практике институт римского права, в котором нашла свое отражение одна из наиболее развитых правовых систем защиты собственности.
В конце концов сложился достаточно развитый и сложный институт собственноеги, включающий целую систему учреждений и организаций власти и социального контроля, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, связанных с разнообразными формами собственности. Среди их большого количества выделяются своей противоположностью частная (индивидуальная и групповая) и публичная (общественная, государственная и муниципальная) формы. Между ними распола1 аются, комбинируя в разных сочетаниях черты и функции каждой, другие формы собственности.
Собственность, интересы, потребности
Собственность как социальный институт прямо связана с интересами и потребностями людей, она является мощным средством, стимулирующим и активизирующим их деятельность. Конечно, таким стимулом становится прежде всего частная собственность. Однако это обстоятельство не следует абсолютизировать. История, да и современность тоже, знают немало примеров, когда в качестве такого стимула выступает публичная собственность, приумножение общественного богатства и достояния. Особенно если субъекты трудовой деятельности осознают связь и зависимость между ней и теми общественно значимыми целями, на достижение которых она направлена. Разве можно пройти мимо многих выдающихся результатов деятельности советских людей в различные периоды истории СССР, той деятельности, которая характеризовалась не частнособственнической мотивацией, а интересами и потребностями развития общественной формы собственности? И все же, как показывают и исследования, и наблюдения, частная собственность в конечном итоге оказывается более сильным экономическим мотиватором.
Учреждения и организации института собственности призваны защищать те ее формы, в существовании которых есть общественная потребность. Разумеется, этот процесс чреват противоречиями и борьбой, которая ведется вокруг тех или иных форм собственности. Типичный пример — бурная полемика в нашей стране в конце XX —
Раздел (V Социальные институты
начале XXI столетия по вопросу о введении частной собственности на землю. Противоборство здесь имеет место на нескольких уровнях, два из которых, по-видимому, самые важные и самые сложные. Первый — принятие всеобъемлющего, «неполовинчатого» закона о частной собственности, второй — утверждение фермерского хозяйства как равноправного и полноценного партнера коллективного хозяйства. Очевидно, что даже принятие закона о частной собственности на землю не станет успешно действующей гарантией ее реального внедрения в экономическую и социальную жизнь общества. Необходимы глубокие сдвиги в экономическом сознании и поведении сельского населения, что в значительной степени зависит от внедрения рыночных отношений в «плоть и кровь» повседневной жизни.
Проблема собственности в постсоветской России
Вообще проблема собственное ги (не только частной на землю) в современном российском обществе пока еще весьма слабо решена на институциональном уровне. Связано это с тем, что возникает обилие форм собственности за очень короткий промежуток времени в условиях отсутствия опыта их институционализации. В постсоветской России существует государственная собственность, включающая муниципальную и местную. Далее, активно утверждается частная собственность, в том числе собственность теневой, зачастую криминальной экономики. Существует личная индивидуальная собственность как разновидность частной. Наконец, имеет смысл говорить о постгосударственной собственности, действующей в отношении формально акционированных, но, по сути дела, не приватизированных предприятий.
Сложность ситуации состоит в том, что в отношении многих экономических объектов собственник юридически не оформлен и право контроля и распоряжения по-настоящему институционально не закреплено. Речь идет прежде всего о криминальной частной собственности теневой экономики и постгосударственной собственности директоров бывших государственных предприятий, а ныне руководителей акционерных обществ самого разного типа.
Частная собственность в сферах производства и потребления обусловливает целую систему институциональных образований: товарно-рыночное производство, развитые рынки товаров, труда, финансового капитала, ценных бумаг и др. Но 1лавное, в чем проявляет себя институт собственности, — это его единство с трудом. В их взаимодействии — ключ к пониманию самой природы общества, исторических этапов развития человеческой цивилизации.
Глава 19 Социальные институты в сфере экономики
Собственность, труд, производство
Поскольку собственность означает прежде всего владение средствами производства (источник владения всем остальным), постольку решающее значение приобретает способ соединения средств производства с трудом. При этом имеются в виду отношения владения, использования и распоряжения самими средствами производства, т.е. собственностью. Следовательно, труд, его характер и специфика определяются в первую очередь институтом собственности.
Во взаимодействие собственности и труда «вмешивается» еще один социальный институт — производство. В нем заключены систематизирующие начала собственности. Частная собственность (если она не скована, не отягощена властью и идеологией) дает возможность производству получить поразительный эффект, выступая источником его экономической и социальной свободы. Это — одна из центральных функций, выполняемых институтом частной собственности.
Другая, не менее важная его функция — стимулирование трудовой активности конкретных участников производственного процесса (разумеется, если он организован на базе частной собственности). Благодаря тому, что собственность есть взаимодействие между людьми по поводу вещей и предметов, она выступает как особое отношение человека к ним. Это — отношение такое же, как к самому себе, поскольку собственность является естественным продолжением человека, частью его родовой сущности. В этом смысле собственность — всегда частная, личная, персонифицированная. Таковой она перестает быть, когда присваивается каким-либо «общественным» субъектом, к примеру государством.
В промышленно развитых странах частная собственность тесно связана с институтом найма (причем найма социально защищенного), благодаря чему получает все большее развитие коллективная (соединенная, групповая) собственность самих участников производства. Так, в США 80% населения работает по найму, т.е. не владеет производительной частной собственностью. Частному капиталу принадлежит треть национальных богатств. Нет господства частной собственности и в сельском хозяйстве индустриально развитых стран, которое развивается на арендной основе. В США арендаторы составляют 45%, во Франции — 50%, в Бельгии — 70%, в Голландии — 100% от общего числа сельскохозяйственных работников1.
Особенность социальных институтов вообще, экономических институтов в частности состоит в их тесной взаимосвязи и взаимозави-
Макконелл К Р, Брю С А Экономикс принципы, проблемы и политика М , 1992.
Т 1
Раздел IV Социальные институты
симости. В этом отношении институт собственности занимает особое место. Выше уже говорилось о его определяющем влиянии на производство и труд. Далее речь пойдет о другом экономическом институте, испытывающем на себе воздействие института собственности, — институте рынка.
§ 3. Институт рынка
Понятие института рынка
Под рынком понимают прежде всего рыночную экономику, которая представляет собой саморегулирующуюся экономическую систему, основанную на производстве и обмене товаров в соответствии с соотношением спроса и предложения (на базе эквивалентного обмена стоимостями) в условиях конкуренции свободных товаропроизводителей. Основу рынка составляют частная собственность на условия и средства производства и стремление производителя реализовать в первую очередь свой частный интерес. Последнее обстоятельство особенно важно.
Институт рыночной экономики, являясь специфической формой организации совместной деятельности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, базируется на уверенности в возможностях человека реализовать свой частный интерес. Изначально предполагается, что никто лучше самого человека не может знать, в чем заключается его истинный интерес и как его реализовать в практической деятельности.
Здесь проходит один из главных «водоразделов» между рыночной и государственно-плановой экономикой, особенно в том виде, в каком она существовала в нашей стране. Изначально полагалось, что ее руководство знает лучше самих людей, что им нужно: где и какие строить предприятия, что производить, какие учебные заведения открывать в том или ином регионе и т.д. Считалось, что людям прежде и больше всего нужны металл, станки, танки, ракеты и только затем — продукты питания, товары повседневного и длительного использования, развитая сфера сервиса. Таким образом, утверждалась первичность потребностей общественных, точнее — партийно-государственных, еще точнее — руководителей партии и государства и вторичность повседневных, обыденных и долгосрочных потребностей населения страны.
В соответствии с концепцией института рынка человек сам в состоянии осознать свои потребности и обеспечить должным образом их реализацию, для этого ему нужно лишь предоставить свободу действий, что является задачей государства. Это позволит индивиду по-
Глава 19 Социальные институты в сфере экономики 363
нять и привыкнуть к тому, что он должен надеяться и опираться прежде всего на самого себя, действуя на свой страх и риск. Но, добиваясь результатов, он тем самым будет способствовать увеличению могущества и богатства своего общества и государства, которое в случае необходимости сумеет защитить его в трудное время, будь то война, стихийное бедствие, террористический акт, безработица и т.п.