Содержание и организация аудиторных занятий
Тематический план лекций
№ п/п | Тема и содержание | Кол. час. |
1. | Генетика как наука. Этапы развития. Молекулярные основы наследственности | |
2-4. | Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Законы Г.Менделя. Взаимодействие неаллельных генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование и кроссинговер. | |
5. | Изменчивость, ее причины и методы изучения | |
6. | Теория гена – 1. Теория гена – 2. | |
7. | Генетика развития. Стабильность генома и дифференциальная активность генов в онтогенезе. Критические периоды, как время переключения транскрипционной активности генов. Генный контроль митоза. Нарушение работы генов в ходе онтогенеза. | |
8. | Генетика популяций и генетические основы эволюции | |
9. | Основы генетики человека | |
10. | Генетические основы селекции | |
11. | Сохранение генофонда биоресурсов | |
Итого | 22 ч |
Тематический план семинарско-практических занятий
№ | Тема | Тип зан. | Кол час. |
1. | Митоз. Мейоз как основа полового размножения. | пр. | |
2. | Моногибридное скрещивание. Решение задач. | пр. | |
3. | Взаимодействие аллельных генов. Законы Менделя. Решение задач. Наследование групп крови АВО и резус. Плейотропия. | пр. | |
4. | Дигибридное скрещивание. Метод Х2. | пр. | |
5. | Взаимодействие неаллельных генов. Принципы решения задач. | пр. | |
6. | Сцепленное с полом наследование. Решение задач. | пр. | |
7. | Сцепленное наследование и кроссинговер. | пр. | |
8. | Изменчивость. Классификация типов изменчивость. Решение задач. | пр. | |
9. | Молекулярные механизмы репликации, репарации, мутаций. Решение задач. | пр. | |
10. | Молекулярные механизмы реализации генетической информации: транскрипция, трансляция. Механизм регуляции работы генов прокариот и эукариот. | пр. | |
11. | Наследование в панмиктических и самооплодотворяющихся популяциях. | пр. | |
12. | Методы изучения генетики человека. | пр. | |
13. | Методы селекции. Гибридизация и типы отбора. Порода, сорт, штамм. | сем. | |
14. | Проблемы сохранения генофонда животных и растений. Биология охраны природы как самостоятельная область знания. Понятия генофонда и биологического разнообразия, их соотношение. Видовое многообразие – результат длительной и неповторимой эволюции. Персистентные виды. Причины сокращения численности и вымирания животных. | сем. | |
15. | Генетические последствия сокращения численности популяций. Инбредная депрессия. Ситуация "бутылочного горлышка" и ее роль в судьбе вида. Истощение дисперсии. Дрейф генов. Эволюционные последствия сокращения численности популяций. Красные книги МСОП, национальные, региональные в системе мер, направленных на сохранение биоразнообразия. Глобальные формы взаимодействия социума и биоты. Интродукция: примеры, масштабы, последствия. Доместикация животных и ее влияние на генофонд. | сем. | |
16. | Способы сохранения генофонда в составе природных комплексов. Система ООПТ. Резерваты. Методики и приемы. Способы сохранения генофонда путем консервации геномов. Лиофилизация. Другие способы сохранения генетической информации. Клонирование. | сем. | |
итого |