В пределахЕвропейского Союза

 

В результате экономической интеграции в ЕС возникла необходимость унификации налоговых систем и гармонизации налоговых механизмов.

Налоговая унификация - это введение обязательных одинаковых юридических норм и правил в сфере налогообложения и формирования на этой основе единой налоговой системы.

В связи с различными видами налогов, налоговыми ставками, механизмами налогообложения в разных странах Европы в ЕС возникла необходимость выработки общей стратегии государствв сфере налоговых правоотношений на соответствующем этапе интеграционного взаимодействия, что предусматривает координациюналоговой политики, систематизацию и унификацию отдельных налогов и налоговых систем стран (т.е.их гармонизацию)входящих в международные региональные группировки. Соответственно, налоговая гармонизацияпредусматривает приведение в соответствие структуры налоговых систем, порядка взимания основных налогов во всех странах сообщества, а не полную их унификацию.

Налоговая гармонизация базируется на основных принципах, приведенных на рис.19.7.

Для унификации налоговых систем странами-членами ЕС частично приведено в соответствие налоговое законодательство и подчинены национальные налоговые системы общим задачам евроинтеграции. В нормативных актах ЕС понятие налоговой системы не определяется, однако в соответствии с Маастрихтским соглашением бюджет ЕС должен полностью финансироваться за счет «собственных ресурсов», основным источником которых являются налоги.

Таким образом, за период экономической эволюции страны ЕС выработали определенные унифицированные подходы в сференалогообложения в контексте общей бюджетной политики и финансирования бюджета ЕС.

 

 

Рис.19.7. Основные принципи налоговой гармонизации

 

Концепция «собственных ресурсов» и соответствующее ее отражение в правовых актах ЕС предусматривали укрепление финансовой самостоятельности и усиление наднационального характера Союза.

Таким образом, унифицированную наднациональную квазиналоговую систему ЕС можно представить в виде такой класификации налогов, которые стали основным источником финансирования общего бюджета содружества:

1. Сельскохозяйственные налоги, охватывающие такие виды платежей: налог на импортную и экспортную сельскохозяйственную продукцию в (из) страну (ы), не входящую в ЕС; налог на сахар, уплачиваемый компаниями, вырабатывающими сахар в странах-членах ЕС; налог на изоглюкозу, который уплачивается вместе с налогом на сахар.

2. Пошлины, взимаемые в ЕС, которые выполняют преимущественно протекционистскую функцию и имеют две основные формы: антидемпинговые и компенсационные пошлины. Пошлины устанавливаются относительно товаров, которые пересекают внешние границы ЕС.

3. Налог на добавленную стоимость (процентные отчисления по единой процентной надбавке к ставке НДС в государствах-членах), который является наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС. Наличие НДС в налоговой системе государства- обязательное условие его присоединения к ЕС.

4. Налог на доходы физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Введен в 1965г., взимается по прогрессивнойшкале в размере от 5 до 45 % и поступает в доход ЕС.

Таким образом, только теоретически можно вести речь об унификации и формировании единой наднациональной налоговой системы ЕС, говорить о реально сформированной унифицированной налоговой системеЕС нецелесообразно. На практике в рамках региональной экономической интеграции чаще ставится вопрос налоговой гармонозации. В основу политики налоговой гармонизации положены следующие общие рекомендации ведущих европейских специалистов:

· гармонизировать (привести в соответствие) налоговое законодательство государств-членов таким образом, чтобы отличия не мешали достижению конечной цели ЕС;

· гармонизация законодательства должна охватывать прежде всего налогообложение доходов населения, налог с оборота, налоги на потребление, проблемы двойного налогообложения, проблемы равномерного распределения налогового давления в пределах объединенной Европы.

 

Основные цели налоговой гармонизации ЕС см. на рис. 19.8.

 

Рис.19.8. Основные целиналоговой гармонизации ЕС

 

Фактически в ЕС еще не создано единого налогового пространства, что усложняет функционирование единого внутреннего рынка. Однако за полувековую историю гармонизации национаьных налоговых систем стран-участниц в контексте развития ЕС установлены общие принципы налоговойгармонизации(см. рис. 19.9.).Направления гармонизации косвенных налогов в ЕС приведены на рис. 19.10.

Рис.19.9. Общие принципыналоговой гармонизации

Рис.19.10. Направления гармонизациикосвенных налоговвЕС

Направления гармонизации в сфере налогообложения прибыли корпораций приведены нарис.19.11.

Рис.19.11. Направления гармонизациив сференалогообложения прибыли корпораций вЕС

 

Можно выделить несколько общих направлений гармонизации налоговой политики, проведенных в европейских странах в последние годы:

Ø снижение налоговых ставок при одновременном сокращении налоговых льгот с целью стимулирования экономического роста и обеспечения эффективного распределения ресурсов;

Ø снижение прогрессивности в налогообложении и переход к пропорциональному налогообложению доходов;

Ø повышение роли косвенных налогов;

Ø усиление регулирующей роли налогов путем налогового стимулирования потребления экологически чистых видов топлива;

Ø стимулирование отдельных приоритетных секторов экономики, малого бизнеса, научных разработок и внедрений; и пр.

Несмотря на усиление интеграционных процессов в Европе, в странах ЕС сохраняются национальные особенности в сфере налоговых систем и налоговой политики, что создает неравные неконкурентные условия между странами как в сфере ценообразования, так и в привлечении инвестиций и обеспечении эффективности бюджетной политики.

Возможным для ЕС может стать установление новых приоритетов в проведении налоговой политики в будущем, однако основные принципы будут оставаться неизменнымиобеспечение государственного суверинитета стран-членов ЕС и предупреждение нежелательного влияния налоговой политики одних стран на другие.