Основные доходы и расходы бюджета Норвегии:

доходы:

· отчисления на социальное страхование (19%);

· налог на доходыи имущество (33%);

· акцизныесборыиНДС (31%); другие

расходы:

· на социальноеобеспечениеи жилищноестроительство (39%);

· на образование (13%);

· на здравоохранение (14%), другие

 

Нефть составляет почти треть всего экспорта Норвегии и благодаря этому в стране был создан особый государственный финансовый институт, который консолидирует нефтяные доходы с целью их использования в далеком будущем. Большая часть ресурсов фонда размещена за границей. Сначала фонд назывался Норвежзким нефтяным фондом (создан в 1990г.) с целью предупреждения негативного влияния колебаний мировой цены на нефть на экономику и государственные финансы страны. С января 2006 г. этот фонд стал норвежским правительственным пенсионным фондом, пройдя некоторое реформирование. Среди основных задач Пенсионного фонда – страховое обеспечение пенсионных выплат и социальных расходов.

Этими расходами распоряжается не сам Пенсионный фонд, а специальная правительственная структура.

Финансовые ресурсы норвежского правительственного Пенсионного фонда переданы правительством в управление центральному Норвежскому банку, который инвестирует основную их массу исключительно за границу, для сохранения средств от чрезмерного потребительского давления и инфляции.

Возникновение государственной собственности в Норвегии в прошлом было связано с предоставлениеминфраструктурных и социальных услуг. После Второй мировой войны восстановленные за бюджетные средства активы перешли в собственность государства.

Главными сферами деятельности норвежских государственных предприятий являются:

Ø телевизионные услуги;

Ø почта;

Ø железнодорожный транспорт;

Ø производство и распределение электроэнергии;

Ø авиация;

Ø металлургия;

Ø добывающая промышленность, прежде всего нефтяная.

В последние десятилетия часть государственной собственности была приватизирована, однако государственный сектор остается значительным.

 

Финляндия –одна из наиболее экономически развитых европейских государств, член Евросоюза с 1995 г.(до 1917г. Финляндия входила в состав Российской империи, получила независимость после Октябрской революции 1917 г.).

Бюджетная система представлена государственным и местными бюджетами. Установленные налоги несколько ниже, чем в выше рассмотренных странах (см. табл.18.3.).

Таблица 18.3.

Налогив Финляндии:

Податки Назва податку Ставка Особливості
прямі Корпоративний податок (на прибуток підприємств) 29% обкладаються тільки ті підприємства, що мають статус окремого платника
податок на доходи індивідів (фіз.осіб) min–13% max–36%  
непрямі ПДВ базова 22% За став.8% оподатков. продаж ліків, книг, кінопрокат, фізкультурні заходи, послуги транспорту
комунальні - податок на доходи - податок на нерухомість - церковний    

Средства бюджетов направляютсяна финансовое обеспечение сферы услуг – образование, здравоохранение, социальную защиту населения.

Государственные компании действуют в различных отраслях – от горнодобывающей до банковской. Даже после проведения приватизации (80-е – 90-е гг. ХХ в.) государство оставляет за собой значительный пакет акций.

За период 1978-2000 гг. в стране проведено 26 приватизационных процессов, которые принесли финскому правительству 10,4 млрд.дол. доходов ( в ценах 1996 г.). Эти средства были направлены на финансирование образования, вчастности университетов, на уменьшение государственного долга. Однако главной задачей было не столько получение доходов от продажи активов, а сколько создание процветающей рыночной модели экономики, максимально приближенной к западноевропейским стандартам.

Общей программы приватизации в Финляндии нет, дела с каждым конкретным предприятием решаются индивидуально. В целом выделяется три группы предприятий (см. рис.18.9.).

Рис.18.9. Особенности приватизациив Финляндии.