Финансовая система Японии

Япония– унитарное государство с конституцонной монархией. Император – символ государства, но его деятельность осуществляется по согласованию с парламентом.

В нынешнее времяЯпония - высокоразвитая страна технологического прогресса и инноваций.Стремительный рост Японии после Второй Мировой войны обусловлен не просто ее техническими инновациями, но и сложным взаимодействием техники и технологий, экономическими и социально-политическими факторами. Преимущественная часть государственных инвестиций направлялась на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная их часть вкладывалась в социальную сферу. Новое строительство и модернизация производственного потенциала способствовало росту ВВП.

За счет государственной поддержки развивались такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, образование, наука.

Особенностью финансовой модели Японии является взаимосвязь государственного финансирования и значительного частного капитала в реализации общегосударственных программ.Взаимодействие и взаимопроникновение государственного и корпоративного финансового планирования способствуют согласованному экономическому развитию и обеспечению стабильности экономической системы.

Финансовой системе Японии характерна наименьшая доля перераспределения ВВП через государственные финансы. Финансовая политика Японии основывается на том, что государственные финансы должны обслуживать только те сферы экономической жизни, которые рыночный механизм обеспечить не способен. Государственные финансы должны создать только общие условия для функционирования рыночного механизма и одновременно исправлять его недостатки путем перераспределения доходов через бюджетный механизм. В Японии упор делается не на трансфертные платежи (например помощь по бедности), а на выравнивании стартовых условий, т.е. обеспечении минимальных социальных гарантий (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение).

В Японии произошел переход от концепции«общественного благосостояния»кяпонской модели общественного благосостояния, основными чертами которой являются:

Ø минимальные общественные ассигнования на решение социальных проблем;

Ø свобода индивидуумов и гарантия минимального дохода каждому;

Ø принцип «справедливого распределения» общественных благ.

 

Финансовая система Японии состоит из:

· бюджета центрального правительства;

· местных бюджетов;

· специальных фондов;

· финансового рынка;

· финансов субъектов хозяйствования (коммерческих предприятий и корпораций государственного сектора.

Бюджетный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

 

Бюджетный процесс включает:

· подготовку проекта бюджета – осуществляется Министерством финансов и его департаментами;

· рассмотрение проекта бюджета в Кабинете министров, внесение предложений и подача его на утверждение парламенту;

· исполнение бюджета возложено на Министерство финансов;

· кассовое исполнение осуществляет Японский банк и его отделения;

· контроль за расходованиемутвержденных ассигнований осуществляеся министерствами и ведомствами и Ревизионным бюро.

Бюджетная система Японии является двухуровневой, состоит из государственного и местных бюджетов. Доходная часть государственного бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Ставки налогов преимущественно прогрессивные.

Основными налогами в Японии являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на дивиденды, косвенный налог на потребление, акцизы, отчисления на социальные мероприятия и др.(см. рис.18.8.).

К неналоговым поступлениям относятся: доходы от арендной платы, продажи земельных участков и недвижимости, пени, штрафы, доходы от государственных лотерей, государственные займы.

 

Приоритетными сферами государственных расходов являются расходы на информационные технологии, программы решения проблем стареющего населения, защиты окружающей природной среды и осуществления работ по улучшению функционирования японских городов, а также социальные расходы, вчастности поддержка занятости. Огромную долю расходов государственного бюджета становят социальные расходыпенсии по старости и инвалидности. Пенсионная система Японии достаточно сложная и многоуровневая. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 базовой пенсии. Все другие доплаты выплачиваются за счет различных специальных фондов.

Специальные фонды Япониисозданыв 1946 г. Доходы формируются за счет взносов застрахованных лиц и работодателей; расходынаправляюсяна выплату пенсий и различных видов помощи.

Проблемой бюджетной системы Японии является ее дефицитность. Бюджетный дефицит покрывается прежде всего за счет государственных займов. Последние годы правительство Японии в бюджетной политике взяло за основу нормативы Европейского Союза относительно ограничения дефицита бюджета до уровня 3% ВВП. Дополнительно предусматривается сокращение выпуска новых займов на покрытие бюджетного дефицита.

 

Рис.18.8. Особенности налоговой системы Японии

Административное устройство Японии:всего насчитывается

47 префектур, которые объединяют 3045 городов, поселков, районов, каждыйс которыхимеет свой бюджет (местные бюджеты).

 

Местные бюджетыформируют свои доходыза счет собственных налоговых поступлений (муниципальных налогов), отчислений от общегосударственных налогов, государственных дотаций на осуществление общенациональных программ и неналоговых поступлений.

Местными налогами являются:

· префектурный и городской налог на доходы юридических лиц;

· косвенные налоги на табак, бензин, бары и рестораны;

· налоги на потребление электричества и газа.

Расходы местных бюджетов подразделяются на шесть групп:

· охрана общественного порядка;

· общественные работы;

· образование;

· социальное обеспечение;

· содействие занятости;

· развитие промышленности иэкономики.

За счет местных бюджетов финансируются развитие местной производственной инфраструктуры, образование , выплата разнообразной помощи и пенсий, содержание местных органов власти и полиции, органов суда и прокуратуры. Большинство местных бюджетов Японии исполняются с превышением доходной части над расходной (с профицитом).

В Японии в составе бюджета центрального правительства создано специальное учреждение Фонд финансового выравнивания для осуществления перераспределения финансовых ресурсов в пределах различных территорий. Источником его формирования являются отчисления от общегосударственных налогов. Основой для определения дотаций является бюджет «стандартной территории» , который корректируется на коэффициенты модификаций для отдельных территориальных общин.

Существует целая система коэффициентов модификаций:

Ø видовые (на основе единицы расходов на содержание отраслей);

Ø специальные для корректирования особенностей территорий в зависимости от плотности населения;

Ø обще-климатические;

Ø демографические;

Ø буфферные на уменьшение объемов финансирования при падении численности населения;

Ø бюджетной прибыльности территорий; пр.

За счет дотаций выравнивания бюджеты преффектур обеспечиваются базовым доходом на 80%, а муниципалитеты – на 75% от базовых потребностей.

Особенностью финансовой системы Японии является наличие , кроме бюджетного финансирования государственных потребностей, параллельной государственной системы финансирования экономических проектов с привлечением внебюджетных средств. Программа финансовых инвестиций и займов ( так называемый Инвестиционный бюджет), предназначена для кредитования приоритетных объектов и проектов. Его объем достигает половины государственного бюджета.

Развитая система социальных фондов обеспечивает пенсионное страхование и различные виды помощи.

В Японии имеется большое количество кредитных фондов:

· Фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, малых и средних предприятий);

· Фонды специальных банков (Японский Банк развития, Центральный кооперативный банк для сельского хозяйства, Експортно-импортный банк).

Государственный сектор экономики Японии незначительный. Он представлен, главным образом, предприятиями инфраструктуры.

К ним относятся казенные предприятия, которые занимаются деятельностью по чеканке монет, печатанью банкнот, государственного книгоиздательства, государственные лесничества, почта, сберкассы, предприятия водоснабжения и канализации, и др. Муниципальными являются также предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы, строительные предприятия и предприятия по эксплуатации муниципального жилья.

Современные проблемы финансовой системы Японии проявляются в чрезвычайно жесткой монетарной политике, государственного контроля и закрытости экономики для иностранных субъектов. Многие специалисты критикуют экономическую систему Японии за чрезмерное государственное вмешательство в экономику, отказ от либерализации экономической политики и отсутствие поддержки рынка и частного предпринимательства. Но вместе с тем, следует признать огромное влияние японских финансовых институтов на мировую финансовую систему. Токио является мировым финансовым центром, через который мобилизируются и перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов.


php"; ?>